Ввести институт петиций и увеличить госзаказ для НПО. Что ещё вошло в Концепцию развития гражданского общества

Концепцию развития гражданского общества приняли в конце 2020 года, в этом году начинается реализация мероприятий по её исполнению.

В прошлом году Казахстанский экспертный клуб опубликовал результаты исследования, проведённого по поручению Фонда Первого Президента – Елбасы. В работе "Сильное государство. Зрелое общество" авторский коллектив изложил свою точку зрения на проблемы развития гражданского общества в стране. По их мнению, для действительно зрелого общества, способного влиять на решения государства, необходимо:

  • усилить вовлечение гражданского общества в разработку госполитики и принятие управленческих решений;
  • выстроить чёткую коммуникационную политику, в том числе и в виртуальном пространстве.

"Социальные сети уже показали способность генерировать мнения, чтобы привлечь внимание общественности к необходимости политических и социальных перемен. Таким образом инфокоммуникационные технологии предоставляют беспрецедентную возможность вовлечения граждан в госуправление", – отметили по этому поводу авторы.

Исследователи пришли к мнению, что гражданское общество в Казахстане всё ещё не развито как следует. Однако есть тенденция к улучшению ситуации. Об этом говорит хотя бы рост государственного финансирования неправительственных организаций и ряд других признаков. Подробнее – в материале Informburo.kz.

Какой должна быть модель развития гражданского участия в управлении государством

Отчёт в том, что гражданская активность в Казахстане невысока, отдаёт себе не только экспертное сообщество, но и власть. В конце 2020 года был утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан. Первый этап рассчитан на 2020-2025 годы. И многому, о чём говорят эксперты и общество, там тоже уделяется внимание.

Один из важных моментов – развитие гражданского участия в управлении государством. Например, авторы Казахстанского экспертного клуба особо отмечали, что хотя у нас "гражданское общество имеет некоторую долю свободы и даже определённую возможность воздействовать на власть и влиять на её решения", но доля эта явно недостаточна. При этом в самом гражданском обществе налицо "запрос поучаствовать в собственной жизни" только растёт.  Делать это можно, в частности, посредством участия неправительственных организаций в процессе принятия решений.

Модель участия гражданского общества в управлении государством / Фрагмент из презентации Казахстанского экспертного клуба "Сильное государство. Зрелое общество"
Модель участия гражданского общества в управлении государством / Фрагмент из презентации Казахстанского экспертного клуба "Сильное государство. Зрелое общество"

Упомянутый план мероприятий предусматривает в 2021-2023 годах реализацию социального проекта, направленного на участие граждан в принятии решений. Одновременно и в те же годы предусмотрено развитие платформы трёхстороннего партнёрства "Асар" (государство, бизнес, НПО). В 2021-2025 годы также планируется развивать механизмы взаимодействия вузов с НПО в вопросах повышения потенциала гражданского общества.

Почему важно внедрить институт онлайн-петиций

В 2020 году Касым-Жомарт Токаев в своём очередном Послании народу Казахстана заявил о необходимости создания единой платформы для интернет-петиций.

"Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищён от каких-либо манипуляций. Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта", – отметил президент.

В принципе петиции в Казахстане активно используются, но никакой юридической силы они не имеют. Поэтому никто не может гарантировать, что даже набравшие достаточное число голосов петиции приведут к реальным результатам, а не закончатся простым инфошумом. Многие эксперты предлагают их институционализировать.

"С ростом цифровизации онлайн-петиции имеют потенциал превратиться в один из самых популярных способов выражения мнения населения. Предлагается установить два уровня обращения – республиканский и местный. На республиканском уровне возможны обращения к президенту, членам правительства и депутатам мажилиса. На местном уровне онлайн-петиции будут адресованы акимам областей и городов республиканского значения, депутатам маслихатов", – говорится в упомянутом исследовании.

Буквально через пару дней после выступления Токаева член Казахстанского экспертного клуба, директор Центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев презентовал пилотный проект – единую платформу для онлайн-петиций. Сайтом в пилотном режиме уже воспользовались представители малого и среднего бизнеса: они обратились к президенту с просьбой о содействии в снижении ставки вознаграждения по кредитам.


Читайте также: Единую платформу для онлайн-петиций создали в Казахстане


"Президент услышал голос МСБ, который был выражен через эту петицию: глава государства поручил расширить дешёвое кредитование для предпринимателей. Но очень важно, чтобы не было накрутки голосов. Для этого должна быть верификация – необходимо, чтобы Министерство цифрового развития дало возможности верифицировать пользователей по ИИН и номеру телефона. Сейчас онлайн можно провести какие-то юридически значимые действия, получив SMS на мобильный, который зарегистрирован за ИИН. Человеку приходит код, видя который, он может подписать сделку либо проголосовать", – сказал Рахим Ошакбаев.

В этом году предусмотрена разработка механизмов по созданию единого института онлайн-петиций. Это позволит гражданам инициировать различные реформы и предложения. А также в планах – разработка и утверждение порядка организации и проведения общественного контроля.

Как усилить гражданскую активность в регионах

Ещё один важный момент, который отмечали эксперты – необходимость усиливать гражданскую активность на местах. Поскольку сейчас есть только два центра общественной активности – Нур-Султан и Алматы. Хотя в регионах тоже работают несколько десятков активных НПО, но средства госзаказа поступают в основном в республиканские объединения. Эксперты предлагали сделать акцент на развитие местных сообществ и финансировать гражданские инициативы и проекты с широким вовлечением граждан.

"Нужно начать с изменений подходов финансирования неправительственных организаций. Перейти от размещения прямого госзаказа крупным республиканским организациям к поддержке местных сообществ и гражданских инициатив. Всевозможную поддержку и часть средств госсоцзаказа в виде институциональных грантов должны получить профессиональные отраслевые организации на жёстких условиях постоянной выборной сменяемости руководителей", – указывали авторы исследования.

Финансированию региональных НПО в плане тоже уделено внимание. Предусмотрена ежегодная работа региональных ресурсных центров для НПО, деятельность региональных советов по взаимодействию с НПО. Что касается финансирования, то в этом году планируется внести изменения как в Правила предоставления грантов для НПО, так и Правила присуждения премий для НПО.

Новости партнёров