"Пациент сейчас очень требовательный, - говорит заместитель директора ЦГКБ Алматы Валерий Тян. - Он не любит ждать,  не хочет оставлять верхнюю одежду в  гардеробе, спорит по поводу диагностики и лечения. Приходится напоминать себе, что пациент – это больной человек. Он страдает не только физически, но и психически. Может повысить голос, перейти на личности. А врач не должен отвечать тем же.

Лично мне всё равно, кто передо мной – мужчина или женщина. В молодости, конечно, испытывал стеснение перед особами противоположного пола. Но потом прошло. Какая женщина – красивая или некрасивая – я вижу только вне работы. В кабинете стараюсь разглядеть то, что поможет поставить диагноз".

Всем капают, а мне нет

"Когда надеваешь халат, ты уже не мужчина и не женщина, и других по половому признаку не делишь, - поддерживает коллегу не назвавший своего имени врач. -  По социальному, если ты нормальный доктор, - тоже. Но если я вижу, что сын обеспечен, а отец, которого он сопровождает, запущен, как бомж, могу после приёма высказать "фи". Потому что меня это оскорбляет. Но никогда не покажу недовольства самому больному. В крайнем случае, просто надену перчатки. Человек болен, страдает, и свои эмоции надо выключать. Неважно, в каком он виде, как от него пахнет. Всё воспринимается в рабочем порядке. Видели, каких больных привозят в кардиоцентр? И никто без помощи не остаётся. Осмотрели, раз-раз - и зашунтировали. И всё бесплатно. Ну, может, перед выпиской намекнут: "Не уходите по-английски". Но что им там принесут? Цветы, конфеты, бутылку какой-нибудь палёной водки, завёрнутой в бумагу. Не взять нельзя – обидишь.

Другое дело, когда  молодые особы приезжают. У них тачки - одно колесо, как моя машина стоит! Но часто абсолютно невоспитанное хамло. Считают, что оказывают мне честь, доверяя себя смотреть и лечить. У них даже нет осознания, что болезнь – это не поломка автомашины. "Ходовку поменяю, масло залью  и дальше поеду". Примерно так рассуждают. Но врач-то не механик!

И ещё есть мнительные пациенты. Начитаются ерунды и экзамен врачу устраивают: почему то не назначил, почему это… Ну и назначай себе сам, раз умный! Мне это старые времена напоминает. Тогда Интернета не было, но больные ревниво следили за тем, что назначают их соседям по палате. И не дай бог кому-нибудь сказать, что лекарство помогло! Все станут его требовать. Вопрос "Почему мне гемодез не капают?" разве что в анекдоты не попал. "Всем капают, а мне нет!" - это дикий подход. Но просили повально. Правда, не умничали, как сейчас".

Женщин руками не трогать

"Иногда, конечно, мы замечаем, какая женщина пришла на приём, - признаёт заведующий кафедрой  эндокринологии  КазНМУ имени Асфендиярова  Жангентхан Абылайулы. - Но делу это только мешает. Женщин интересно принимать, когда ты в костюме с бабочкой, а не в белом халате. В Саудовской  Аравии я проходил стажировку в клинике шейха. Там меня предупредили: "Когда будешь консультировать, пациенток руками не трогай. В исключительных случаях - в присутствии мужа или его представителей. А то может скандал выйти".  Я, наверное, очень старался выполнить это условие. Потому что когда коллега из Англии, здороваясь, протянула мне руку, я отпрянул от неё, как от змеи. Закончилась стажировка предложением работы. Но как это ни было лестно, я думал-думал и контракт не подписал.

Дома - лучше. Бывают и недовольные, и возбуждённые пациенты, но раз ты выбрал профессию врача, относись к этому с пониманием. В конце концов, слёзы и истерика могут быть одним из проявлений болезни. Люди с тиреотоксическим зобом, например, запросто оскорбят, у них и вид такой… грозный. Был случай, когда двое больных с этим диагнозом, оказавшись в одной палате, не только переругались, но и передрались. Ничего, они же больные.

С внедрением новых технологий мы всё меньше уделяем внимания  душевному состоянию своих пациентов. В Южной Корее профессор принимает за день 100-150 человек. И врач, и больной сидят за мониторами. Врач объясняет, в чём проблема и что нужно сделать. Пациент, у которого та же картинка на экране, смотрит и слушает. Человеческого контакта нет. Культура обслуживания на высоте, это правда. Но для нас, старых врачей, прежде всего – контакт. Меня так учили: "Разговори больного, и он сам поставит себе диагноз". Поэтому, если пациент приходит впервые, я стараюсь встретить его внизу, спросить, как дела, пошутить. А почему нет? Это минуту займёт, а человек успокоится, расслабится".

Кто на свете всех нежнее

"К сожалению, все уверовали в УЗИ, КТ, МРТ, -  говорит заместитель директора ЦГКБ Алматы Бауржан Наржанов. – Бесплатного излучения нам мало, так мы ещё за деньги его покупаем. А это не сахар, не мёд. Врачи тоже: голова болит – МРТ сделай. А ведь диагноз можно поставить и без дорогих обследований. Хорошо собранный анамнез – 90%  успеха. Может, человек просто ночью не спит? Или от компьютера не отходит? Но разбираться некогда, доктора всё время куда-то бегут. Если услуги платные, тем более: больше  больных надо принять.

За здоровьем никто не следит, скринингов избегают. Стесняются, что ли?  Я не стесняюсь показать, если у меня что-то болит. И пациент не должен стесняться. Когда врач работает, ему без разницы, кто к нему пришёл – мужчина, женщина. Хотя по опыту знаю, что мужчины-гинекологи относятся к пациенткам лучше, чем их коллеги слабого пола. Те не просят роженицу дышать и тужиться, а берут ножницы и… шарах по-живому! Потом зашивают. Мужчины - нет. Если операцию делают, стараются красивый косметический шов положить. Чтобы где-то когда-то пациентка сказала: меня оперировал такой-то, и шов почти незаметный. Врачу это приятно. Ну и нравиться же она должна! Когда перед тобой женщина, с ней бережнее, нежнее обращаешься".

Врачу – всё, как на духу

"Мы всех своих пациентов хотим видеть здоровыми, -  подводит черту заместитель  председателя правления НЦ урологии имени Джарбусынова Ильяс  Мухамеджан. -  Мужчина или женщина – не имеет значения. В первую очередь стараешься создать правильную "волну", чтобы пациент почувствовал доверие. Если он что-то скрывает, стесняется, врачу трудно поставить диагноз. По моим наблюдениям, стесняются больше не женщины, а мужчины".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter