Прямой эфир Новости спорта

"Вместе мы – сила". Что обсуждали на Евразийском саммите женщин в Алматы

Фото предоставлено организаторами саммита
Фото предоставлено организаторами саммита
В Алматы прошёл V Евразийский саммит женщин, который собрал свыше 500 предпринимательниц и активисток из разных стран.

Саммит прошёл под названием "Женщины, меняющие мир: новые возможности и вызовы". Напомним, что целью Евразийского саммита женщин, который проводится уже в пятый раз, начиная с 2006 года, является расширение прав и возможностей женщин для обеспечения их полноценного участия во всех сферах экономической жизни. Наиболее полно эта цель была сформулирована в программе ООН "Принципы расширения прав и возможностей женщин" ещё в 2004 году. Казахстан, следуя политике гендерного равенства, заинтересован в продвижении женщин в бизнесе, политике и общественной деятельности. На 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке Казахстан был избран членом Совета по правам человека на 2022-2024 годы с повесткой дня по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.

Фото предоставлено организаторами саммита

Помощь, поддержка, продвижение

Участницы саммита, одетые в бело-красные наряды (корпоративный цвет Ассоциации деловых женщин Казахстана, АДЖК), что, кстати, оказалось очень впечатляющим зрелищем, делились видением глобальных и региональных трендов в развитии женского предпринимательства и занятости. Среди них одним из главных они назвали цифровизацию сектора МСБ. Многие женские стартапы и успешные кейсы, которые были презентованы на мероприятии, связаны как раз с ней.

С другой стороны, внешняя инфляция стала основной проблемой, из-за чего растут процентные ставки и стоимость банковских кредитов. В этих условиях для МСБ, в том числе для женского предпринимательства, по мнению предпринимательниц, важен доступ к финансированию, рыночной информации, широкому применению инноваций, цифровизации и обучению в лидерских программах. Важную роль в единении и развитии женщин играют общественные объединения, где женщины могут помочь себе сами, обучая и поддерживая друг друга.

Президент РОО "Ассоциация деловых женщин Казахстана" Раушан Сарсембаева отметила, что цифровизация и применение искусственного интеллекта глубоко трансформируют сознание целого поколения молодых людей, а инновационные технологии стали приоритетными направлениями конкурентоспособности. Вопросы экологии и применения "зелёных" технологий также стали неотъемлемой частью образа жизни многих людей. 

"Женщины всего мира первыми подвержены этим изменениям как в профессиональной сфере, так и на бытовом и личностном уровнях", – отметила спикер.

Виртуальный мир стал главным в сфере бизнеса, занятости и лидерства. Становятся важными такие категории, как личный бренд и его монетизация, что в свою очередь требует знаний антикризисных коммуникаций, разрешения конфликтов и проявления эмоционального интеллекта в социальных сетях.

"Как ни парадоксально, новые вызовы расширяют возможности женщин и обеспечивают их полноправное участие в экономике своих стран", – считает Раушан Сарсембаева.

Фото предоставлено организаторами саммита

Деньги для женщин

На вопросах финансирования женских проектов остановилась Оксана Пак, ассоциативный директор департамента по гендерным вопросам и экономической интеграции ЕБРР. Она отметила, что равный доступ к экономическим возможностям является неотъемлемой частью устойчивого развития рынка. Но, к сожалению, ЕБРР известно, что доступ к финансовым услугам неравномерный во всех из 38 стран, где банк оперирует и инвестирует.

"Вес таких факторов как место рождения, пол, социальное происхождение родителей по-прежнему составляет до 50% в неравенстве доходов между людьми. Женщины-предприниматели сталкиваются с трудностями при получении кредита. Для этого есть объективные факторы, такие как отсутствие кредитной истории, недостаточность залогового обеспечения или поручительства, маленький размер кредита и бизнеса. Но есть и необъективные причины, такие как гендерные стереотипы при оценке кредитоспособности женщин-предпринимателей", – сказала Оксана Пак.

В Казахстане по состоянию на конец 2022 года женский бизнес составлял 42,5% в секторе МСБ. "Однако, если был бы достигнут паритет между женщинами и мужчинами руководителями в этом секторе, то в ВВП Казахстана добавилось бы 30 млрд долларов", – привела оценку сотрудница ЕБРР.

Она также отметила, что компании, которые возглавляют женщины, по размерам меньше, чем те, которые создали мужчины, женщины нанимают меньше работников и реже оформляют свой бизнес как юрлицо. 77% компаний, возглавляемых женщинами, являются микропредприятиями в тех сферах, которые являются менее кредитоёмкими. "Естественно, они испытывают значительные финансовые трудности, которые оцениваются в 5,6 млрд долларов", – сообщила Оксана Пак.  

Поэтому в Казахстане по линии ЕБРР перезапущена во второй раз программа "Женщины в бизнесе", которая предоставляет доступ к финансированию через кредитные линии, открываемые местным банкам, с целевым финансированием для предприятий МСБ, возглавляемых женщинами, и одновременно предоставляет бизнес-консультации для усиления их конкурентоспособности.

Также Оксана Пак сообщила, что ЕБРР получил грант от Мирового банка развития на поддержку женского предпринимательства в регионе Центральная Азия и в следующие четыре года будет работать над сокращением гендерного разрыва и недостатка финансирования этого сектора. 

Фото предоставлено организаторами саммита

Истории успеха

Однако на саммите женщины мало говорили о проблемах, в основном, они делились своими историями успеха, поддерживали друг друга и старались зарядить на позитив.

В АДЖК уверены, что для развития бизнеса важно активно применять инструменты поддержки личностного роста и масштабирования бизнеса. Поэтому её членам доступны такие программы как менторинг, мастермайнд (сбор идей для решения проблем в развитии бизнеса), деловые связи и другие. 

Например, Ляззат Рысбекова, депутат Сената Парламента РК, пришла в АДЖК 2015 году, уже через год она стала председателем ОО "Ассоциация деловых женщин по Западно-Казахстанской области" и депутатом городского маслихата, а ещё через четыре года была избрана в Сенат. Ляззат Рысбекова признаётся, что сделать политическую карьеру ей помогла как раз общественная деятельность: "Ассоциация деловых женщин Казахстана – это значимый, нужный опыт общественной жизни, умение налаживать контакты".

Бахыт Молдагереева, председатель АДЖК по городу Актобе, создала своё мобильное приложение "Помощь хозяйке", упаковала его во франшизу и успешно продаёт. Будучи мамой двоих детей, она на своём опыте видела, как порой нужна помощь – уборка или услуги няни: "Ухаживать за ребёнком, содержать дом в чистоте 24/7... а ещё мы проживали с пожилыми аташкой и енешкой, которые требовали внимания. Хочется пойти с мужем в ресторан, кино, сбросить лишние килограммы, но на это не было времени". В какой-то момент Бахыт решила делегировать домашние обязанности нанятым работникам, а потом из этого выросла целая компания. Теперь одним кликом можно вызвать няню на час, специалистов клининга, массажиста, повара, слесаря, сантехника. Приложение помогло более трём тысячам женщин и мужчин найти дополнительный заработок. Франшиза работает в семи городах Казахстана и стоит 2 млн тенге. "В АДЖК я встретила подруг, наставников, которые своими знаниями помогли мне масштабировать бизнес", – отметила Бахыт.

Олеся Голубева из Павлодара основала школу программирования для детей Gerona. Программист по образованию, Олеся сначала работала в госсекторе, а потом по найму. "Я поняла, что этого мне мало, я хочу стать самостоятельным предпринимателем. И уже пять лет я собственник своей IT-школы. Основать её мне помогла программа менторинга, а в этом году я и сама стала ментором", – рассказала Олеся. Специалисты по инжинирингу и IT-специалисты сейчас возглавляют топ самых востребованных профессий. В школе 250 учащихся, более 540 человек прошли летние IT-лагеря. С этого года благодаря госгрантам в школе открылось взрослое отделение (от 18 до 42 лет) – там учится уже более 100 учеников. В 2021 году Gerona стала членом Astana hub. "Моя мечта звучит так: выход на зарубежные IT-ассоциации", – рассказала Олеся.

Фото предоставлено организаторами саммита

Людмила Борисюк из Алматы, собственник ТОО "Laser Shuga Studio", смогла вовремя занять свободную бизнес-нишу в 2016 году, а в этом году стала героиней публикации в Forbes Woman Kazakhstan. Из маленького кабинета лазерной эпиляции в 10 м2  выросла сеть из 34 филиалов в Казахстане и России. Также Людмила владеет медицинской клиникой. У её компании нет инвесторов, партнёров, франчайзи, всего бизнесвумен добилась сама. Людмила вспоминает, что помимо качественного оказания услуг она одна из первых начала сотрудничать с блогерами, привлекать любую рекламу и это сработало. Сейчас сеть посещают более 50 тысяч клиентов в год, годовой оборот компании составляет 1,7 млн долларов. "Благодаря программам ассоциации я научилась слышать, слушать, ответственно относиться к делу, поэтому у меня произошёл такой рост", – уверена она. 

Бота Калиева из Кокшетау смогла монетизировать творчество, о чём она давно мечтала, создав детско-юношескую творческую студию Balakai. "Почему важно, чтобы женщины были в бизнесе? Потому что такая женщина становится заряженной, образованной. А образованная женщина – это образованная нация, ведь воспитанием детей занимаются как раз женщины", – считает Бота. Она обратила внимание на то, что всё больше родителей хотят обучить своих детей играть на фортепиано, домбре, научить петь, танцевать. Почти каждый ребёнок в казахстанских семьях ходит хотя бы в одну развивающую секцию. И, по словам Боты, это здорово, так как часто такие увлечения делают детей лидерами и спасают от буллинга в школе. Несмотря на то что этот сектор перегружен предложением, спрос ещё больше, отметила бизнесвумен. "Именно с помощью ассоциации я научилась монетизировать искусство", – заключила Бота. Теперь она интегрирует программы менторинга и мастермайнда уже в своей компании.

Фариза Халиканова из Костаная, основатель косметического брэнда Imvery, рассказала, как по-женски родилась идея её бизнеса: "2017 год, Шанхай. Я совмещаю учёбу с работой визажистом, сотрудничаю с дизайнерами и фотографами. Мы с мужем решили посмотреть наши свадебные фотографии. И что же я замечаю? Как некрасиво блестят мои накладные ресницы!.. Это была моя боль". Но в голову ей сразу пришла мысль, что это свободная ниша и отличная идея для бизнеса. Фариза создала свой эскиз накладных ресниц, заказала первые партии на зарубежных заводах. "В Казахстане это был успех, в первую неделю был полный sold out", – вспоминает она. На момент создания бренда ей было всего 19 лет. Фариза масштабировала бизнес, а затем запустила другие продукты: кисти и салфетки для их очистки, спонжи и другие аксессуары. Цель предпринимательницы – международные рынки.

Фото предоставлено организаторами саммита

Вообще, женщины на саммите демонстрировали сильную позицию – не просили о чём-то государство, не требовали себе скидку на гендер, а обсуждали перспективные деловые ниши, рецепты монетизации личного бренда, важность коммуникаций, принципы командообразования и многое другое.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров