Табачная индустрия выбрала новый вектор развития. На смену традиционным сигаретам на первый план вышли инновационные системы для доставки никотина. Что означает такая стратегия и какие перемены она принесёт? Предусматривает ли полное прекращение производства сигарет? Как на процесс может повлиять государственная политика? Об этом рассказал вице-президент компании "Филип Моррис Интернешнл" (ФМИ) Томмазо ди Джованни.
– Томмазо, последние несколько лет "Филип Моррис Интернейшнл" говорит о своей кардинальной трансформации бизнеса, которая направлена на стремление компании двигаться к развитию и производству линейки товаров с акцентом на снижении вреда для здоровья потребителей. Что имеется в виду?
– То, о чём мы говорим, это не только более широкий портфель продуктов. На самом деле речь идёт о большом обязательстве: полностью заменить все сигареты бездымными продуктами – электронными сигаретами, системами нагревания табака, жевательным табаком и другими альтернативами. Между продуктами, которые горят, и такими продуктами как электронные сигареты и нагреваемый табак существует огромное различие.
Именно горение табака создает высокий уровень химических соединений опасных для человека. И наоборот, если нам удаётся исключить процесс горения, мы сокращаем уровень содержания этих вредных веществ на 90-95% в сравнении с сигаретным дымом. Поэтому мы решили, что у нас есть технология, инновации и научные исследования, которые заместят вредные продукты. Мы инвестировали в разработку и коммерциализацию таких продуктов более 9 млрд долларов с 2008 года, а с 2016 года начали продажи бездымных продуктов, взяв на себя обязательство заменить ими обычные сигареты. Около 20 млн курильщиков в 70 странах мира уже перешли на системы нагревания табака, и порядка 70% из них полностью отказались от сигарет.
– Как компания планирует дальше развивать направление? В чём именно оно выражается?
– Мы сосредоточили усилия на продуктах, в которых не предусмотрено горение. Например, электронные сигареты из такой категории. Они нагревают жидкость, в составе которой обычно есть никотин, глицерин, пропиленгликоль и вкусовые добавки. В результате нагревания этой жидкости создаётся пар, который в отличие от дыма не имеет твёрдых частиц, представляющих больший вред.
Другие бездымные продукты – это системы нагревания табака. У них другой принцип работы, который предполагает использование стиков, немного напоминающих сигареты. Стики вставляются в специальный держатель (холдер), который представляет собой высокотехнологичное устройство с аккумулятором. Холдер контролирует температуру нагрева, избегая процесс горения. Стик нагревается до температуры порядка 300-400 градусов – этого достаточно, чтобы выделялся аэрозоль без твёрдых частиц, но с подлинным вкусом табака. И это несопоставимо с 800-900 градусами, при которых происходит горение табака в сигарете.
Приведу такой факт: треть курильщиков в Великобритании переключилась на электронные сигареты, а в Японии 30% курильщиков перешли на нагреваемый табак. Очевидно, что спрос на бездымные продукты есть. Поэтому мы и инвестируем не в отдельный продукт, а в их портфель. Подобно развитию смартфонов, мы планируем улучшать наши продукты двумя путями. Первый: мы продолжим улучшать наш основной продукт. И если взять для примера нашу систему нагревания табака, то мы уже выпустили семь моделей. И другой путь – продолжить расширять линейку бездымных продуктов, чтобы соответствовать предпочтениям потребителя.
– Ваша компания заявила о том, что начнёт самостоятельно продавать собственные системы нагревания табака (СНТ) в США и откроет производство стиков. Что это значит для компании как бизнес-направление?
– Прошлогоднее решение Международного торгового комитета о запрете импорта наших продуктов повлияло на разработку альтернативного плана. Мы взяли ориентир на создание местного производства в США. Недавно мы объявили о заключении сделки с компанией "Альтрия", которой принадлежит "Филип Моррис США" (не является частью "Филип Моррис Интернейшнл"), по условиям которой мы вернём себе права на коммерциализацию нашей системы нагревания табака в США, а наши выплаты до конца апреля 2024 года составят 2,7 миллиарда долларов.
Заинтересованность в рынке США для нас объяснима. США – это примерно 60% мирового рынка бездымных продуктов в стоимостном выражении. Несмотря на тот факт, что наши продукты уже продаются в более чем в 70 странах, если мы хотим построить мир без сигарет, то нам важно убедить 31 млн американских курильщиков перейти на менее вредные альтернативы сигаретам Третья причина заключается в том, что в США продажа наших СНТ была авторизована Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) с утверждением, что в них значительно ниже уровень воздействия токсичных соединений по сравнению с сигаретами. Так что это страна, в которой мы можем говорить с потребителями о преимуществах и рисках нагреваемого табака.
– А Казахстан? Стоит ли ждать локализации производства в нашей стране? Каковы перспективы и специфика нашего рынка?
– Казахстан для нас действительно важная страна в регионе, в которой живут приблизительно 4 млн курильщиков и около полумиллиона из них перешли с сигарет на системы нагревания табака. Здесь у нас есть своё производство, около 700 сотрудников работает на табачной фабрике. Страна для нас – объект внимания, и мы видим, что прогресс по переходу с обычных сигарет на бездымные налицо. Многие курильщики в Казахстане переходят на бездымные продукты, страна всегда была открыта инновациям.
– Тогда какие сложности могут возникнуть в Казахстане?
– Изменения в Казахстане можно было бы ускорить – например, как в Новой Зеландии или Великобритании, где есть активное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Минздравы этих стран, правительства, системы общественного здравоохранения – все они занимают очень активную позицию по бездымным продуктам. В Новой Зеландии правительство ужесточило законодательные ограничения по отношению к традиционным сигаретам, но разрешило больше коммуникаций с потребителями по бездымным продуктам.
Наряду с созданием всесторонней системы регулирования правительство по собственной инициативе запустило кампанию, чей посыл заключается в словах: "Если не можешь бросить, то лучше перейти на продукты, которые не горят". В этом можно убедиться, посетив сайт министерства здравоохранения Новой Зеландии.
– Вы рассказали о преимуществах бездымных продуктов, в том числе нагреваемого табака. Тем не менее какой вред наносит нагреваемый табак организму? И как можно сократить этот вред?
– Я рассказал далеко не про все преимуществах бездымных продуктов. Но давайте вкратце: нет табачных или никотиновых продуктов с нулевым риском. Всем должно быть предельно ясно: эти продукты вызывают зависимость. При этом когда табак не горит, а нагревается до определённых температур, он выделяет значительно меньше опасных веществ. Стики нагреваемого табака также отличаются от сигарет отсутствием неприятного запаха, который въедается в одежду, мебель и остальное, и от них нет возгораний.
Наука говорит: продукты, в которых исключается горение, гораздо лучше тех, что горят. Со своей стороны мы провели ряд исследований, которые показали, что в наших продуктах меньше уровень вредных веществ по сравнению с традиционными сигаретами на 90-95%. Мы также провели исследования на токсичность, которые показали похожий сниженный результат. Наши клинические исследования показали, что перешедшие на СНТ курильщики показывали улучшения, сравнимые с теми, кто совсем бросил курить. И это очень важно, потому что говорит о том, что риск появления и развития заболеваний значительно ниже. Следующая ступень – эпидемиологические исследования для точной оценки воздействия на население.
Позвольте внести ясность, бездымные продукты не безвредные, но они лучше, чем обычные сигареты. Но самой лучшей рекомендацией по-прежнему остаётся совет "не курить!". А для тех, кто не хочет бросать, бездымные продукты – лучшая альтернатива.
– Что сейчас популярнее в мире и Казахстане: системы нагревания табака или традиционные сигареты?
– Просто приведу данные. В Вильнюсе (Литва) 40% курильщиков уже пользуются бездымными продуктами. В столицах Италии и Греции 23-25% курильщиков перешли на СНТ, в Японии – более трети. В Великобритании почти треть курильщиков перешла на электронные сигареты. Некоторые государства, где правительство поощряет изменения через правильное регулирование, информационные кампании через НПО и медицинские сообщества, которые объединяют свои усилия, рассчитывают, что через 10-15 лет традиционные сигареты могут уйти в прошлое.
В Казахстане, я уже упоминал, 4 млн курильщиков, и почти 15% перешли на бездымные продукты. А в Алматы, например, прогресс ещё более впечатляющий – там более 20% курильщиков перешли на СНТ. Прогресс есть, но потенциал может быть намного больше, если действовать вместе и ввести правильную дифференциацию. Мы все несём ответственность, чтобы информировать курильщиков относительно преимуществ и рисков, чтобы они делали информированный выбор, если не могут бросить курить. Я думаю, Казахстан не отличается от других стран. Страна всегда была пионером во внедрении инноваций, цифровым хабом. Правильная информационная поддержка потребителей приведёт к тому, что в Казахстане инновационные продукты заменят классические сигареты.
Отмечу, что во многих странах регулирование табачных продуктов устарело – его вводили, когда были только сигареты. На государственном уровне не разрешено распространение информации о бездымных продуктах. А если потребители не знают о них ничего, конечно, они не будут переходить с сигарет на менее вредные продукты.
– Какие обязательства ваша компания берет на себя в рамках корпоративно-социальной ответственности?
– Во-первых, у нас очень устойчивое производство в Алматинской области: 90% отходов с нашей фабрики идёт на переработку. Мы сократили на 50% выбросы CO2 c 2013 года.
Если говорить о наших сотрудниках, то мы работаем над достижением гендерного разнообразия: сейчас 30% директоров в нашем подразделении в Казахстане – женщины, а среди менеджеров эта цифра достигла 50%.
– Не отклоняясь от локальных вопросов, хотелось бы узнать ваше экспертное мнение по поводу дифференциации уровня акцизов на табачную продукцию.
– Налоговая политика, конечно, зависит только от решений правительства. Но эксперты по здравоохранению по всему миру и в странах ЕС применяют принцип здравого смысла по этому поводу и поддерживают существенную дифференциацию между сигаретами и бездымными продуктами.
Причины, по которым, на наш взгляд, акцизы на сигареты должны быть выше, чем на бездымные продукты, – разница в уровне генерируемых ими опасных веществ. Речь идёт о поощрении инновации, то есть компания должна быть заинтересована в развитии новых технологий, инвестициях в науку, и появлении и развитии альтернатив, возможности выбора для потребителей.
90% стран Европы следует этому принципу здравого смысла. Чем больше будет различий в акцизах между продуктами в пользу бездымных, тем больше они получат развитие с точки зрения инноваций и поддержку со стороны населения. Думаю, Казахстан должен двигаться по такому же пути.
-
1🚌 В Астане приостанавливают ночные маршруты
- 4264
- 0
- 8
-
2💊 Из списка бесплатных лекарств исключили многие препараты, несмотря на недовольство казахстанцев
- 3643
- 2
- 25
-
3🏢 Эконом, бизнес, премиум. Кто присваивает классы новостройкам и чем они отличаются
- 3025
- 0
- 4
-
4👨⚖️ В Великобритании мужчине, осуждённому за убийство, отменили приговор спустя 33 года
- 2675
- 0
- 10
-
5🌤 Прогноз погоды на 12 сентября: усиление ветра ожидается на большей территории Казахстана
- 2677
- 0
- 1
-
6Откуда берутся доноры и как препараты для переливания попадают в больницы (⬇️)
- 2545
- 1
- 6
-
7🩸 Путь крови. Откуда берутся доноры и как препараты для переливания попадают в больницы
- 2472
- 2
- 11
-
8🇺🇸 Агрессивная Харрис затмила Трампа на президентских дебатах, подорвав его шансы на победу
- 2598
- 4
- 39
-
9💰💰 Международный и отечественный опыт использования возвращённых в страну активов
- 2476
- 0
- 11
-
10💵 Как изменился курс доллара к тенге на бирже 11 сентября
- 2419
- 0
- 2