Работодатели заинтересованы в здоровье работников: ведь когда те болеют, то становятся менее эффективны и компания упускает выгоды. Кроме того, если люди будут меньше болеть, получится сократить выплаты по медицинской страховке. Для этого в корпорациях стали внедрять велнес-программы, которые должны оздоровить сотрудников. Практику переняли и в странах СНГ, особенно в новых сферах типа IT.

Informburo.kz разобрался, что такое велнес-программы и могут ли они действительно оздоровить сотрудников.

Что такое велнес

Велнес-программы (Wellness Program) основаны на концепции здорового образа жизни, для которого важно поддерживать как физическое, так и ментальное здоровье. Понятие “велнес” ввёл американский врач Хальберт Данн, он же сформулировал принципы здорового образа жизни в рамках этой концепции. Она широко распространилась в разных слоях американского общества в 1960-е и остаётся популярной до сих пор. В частности, благодаря многочисленным публикациям об эффективности.

Концепция “велнес” подразумевает правильное питание, умеренную физическую активность и методики борьбы со стрессом, в том числе и психотерапевтические, уход за собой (например, спа-процедуры и массаж), а также повышение личной эффективности с помощью таких методов как медитации и практики осознанности (mindfulness). Сам подход кажется правильным: разнообразное питание, физическая активность и внутреннее спокойствие способствуют улучшению самочувствия.


Фотография Vitalii Pavlyshynets с сайта Unsplash

Фотография Vitalii Pavlyshynets с сайта Unsplash


На волне популярности концепции велнес, компании стали внедрять её в разных формах: читали лекции о правильном питании, проводили медосмотры на рабочем месте, тренинги повышения личной эффективности или снятия стресса. Работодатели, вероятно, рассчитывали таким образом уменьшить расходы на медицинское обслуживание сотрудников и повысить их результативность.

Работают ли велнес-программы

Учёные из Гарвардского университета (Harvard University) и Чикагского университета (University of Chicago) усомнились в исследованиях, которые ранее подкрепляли эффективность велнес-программ. Дело в том, что в ранних исследованиях были небольшие выборки, а экспериментальную группу не сравнивали с контрольной. Так что в новом исследовании учёные изучили данные 32 974 человек, а также разбили исследуемых случайным образом и сравнили с контрольной группой. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале JAMA.

Исследователи выбрали для изучения 160 рабочих площадок американской компании BJ’s Wholesale Club, занимающейся складами и сбытом товаров. Среди них выбрали 20 случайных площадок, на которых стали проводить велнес-тренинги. Результаты сравнили с теми, что показали работники остальных 140 площадок, где тренингов не было. При оценке эффективности тренингов исследователи учитывали пол, возраст и начальное состояние здоровья сотрудников компании, а также смотрели на:

  1. свидетельства испытуемых о состоянии собственного здоровья,

  2. показания регулярных медицинских обследований,

  3. траты компании на здравоохранение и количество обращений работников за медицинской помощью,

  4. рабочую производительность испытуемых, оцениваемую по административным показателям, мотивированности и прокрастинации.

Исследование продолжалось 18 месяцев, после чего посещавшие тренинги сообщили, что по их мнению здоровье и самочувствие улучшились, так как они лучше спали и чаще выбирали более здоровое питание. Несмотря на это, показатели по остальным параметрам (в том числе, холестерин в крови, артериальное давление, индекс массы тела, а также объём используемых медикаментов) не отличались от таковых у контрольной группы, которая никаких тренингов не посещала.

То есть, фактических результатов применения тренингов исследователи не обнаружили. Исследователи отмечают, что, возможно, 18 месяцев недостаточно, чтобы тренинги принесли какие-то результаты. Можно было бы начать подозревать, что велнес — только популярная тенденция, а на самом деле эти программы не работают. Но не всё так просто.


Фотография Corinne Kutz с сайта Unsplash

Фотография Corinne Kutz с сайта Unsplash


В самом исследовании есть несколько проблем. Непонятно, как жили исследуемые в целом: например, у них могло не быть возможности покупать больше овощей, чтобы их рацион был более здоровым. Мы не знаем, была ли у них мотивация что-то изменить в жизни или они посещали тренинги потому, что за них предлагали денежное вознаграждение (примерно по 25 долларов несколько раз в течение курса). Проводились тренинги в рабочее время или сотрудникам приходилось оставаться после работы, вместо того, чтобы провести время с семьёй, позаниматься в спортзале или купить овощи для здорового ужина? Выполняли ли они вообще рекомендации или просто посещали тренинги?

Тем не менее, нельзя отрицать, что посещавшие тренинги субъективно чувствовали себя лучше: вероятно, повлияла уверенность в ожидаемых улучшениях. Ведь если вы тратите время и силы, чтобы ходить на тренинги, то скорее всего ждёте, что усилия должны оправдаться.

У велнес-программ нет строго определённого формата. Под названием велнес может скрываться всё, что угодно: одни программы могут быть связаны со здоровым питанием, другие со спортом, третьи с практиками борьбы со стрессом или мотивацией, и все эти направления по-разному оцениваются в исследованиях. Например, как метод борьбы со стрессом и симптомами заболеваний в программах велнес иногда используют практики осознанности. Однако недавно научный журнал PlosONE отозвал статью-метаобзор исследований эффективности практик осознанности в отношении облегчения симптомов некоторых заболеваний, в частности, тревожности и симптомов депрессии. В статье выявили ошибки, а также нашли заинтересованность авторов в положительных результатах.


Фотография Dingzeyu Li с сайта Unsplash

Фотография Dingzeyu Li с сайта Unsplash

Программы оздоровления в компаниях могут быть не связаны с нуждами сотрудников, нет комплексного подхода к здоровому образу жизни, а результативность не всегда оценивают. Например, международная компания по оценке и управлению рисками Marsh исследовала практики компаний в области программ профилактики и поддержания физического и эмоционального здоровья сотрудников, безопасности и охраны труда. В исследовании за 2017 год описываются практики 113 российских и международных компаний, работающих в РФ (по Казахстану подобных данных нет). В исследовании отмечается, что только половина компаний предоставляли доступ к чистому воздуху, воде, естественному освещению и кухонному пространству, однако почти все компании проводили какие-то мероприятия по улучшению здоровья или мотивации сотрудников.


Скриншот из исследования Workplace Wellness 2017

Скриншот из исследования Workplace Wellness 2017


В этом же исследовании отмечаются проблемы внедрения велнес:

  • Велнес-инициативы продвигаются в компаниях как точечные несистемные мероприятия больше развлекательного характера.

  • Пожелания HR о мероприятиях и программах часто расходятся с реальными потребностями сотрудников.

  • Результаты и эффективность данных мероприятий никак не измеряются.

  • Не все компании готовы смотреть на 3-5 лет вперёд и делать долгосрочные инвестиции.

При этом неизвестно, кто и как проводил велнес-программы и о чём рассказывал на лекциях и тренингах. Например, в исследовании в качестве одного из мероприятий указана информационная кампания о пользе питьевой воды. Содержание кампании под вопросом: рассказывали там о функциях воды в организме или распространяли заблуждение, что нужно пить по 2 литра воды в сутки?

В чём проблема

У велнес-программ нет чёткого описания, и никто не контролирует, что в них в итоге включают. Туда можно приписать почти любое мероприятие или программу вне зависимости от её реальной эффективности. В спортивном состязании с большей вероятностью будут участвовать те сотрудники, которые и так интересуются спортом. Организатор сможет сделать красивые фотографии и написать в отчёте, что заботится о здоровье сотрудников. Но так не получится привить здоровую привычку больше двигаться тем, кто этого не делает. На практике результата не будет.

Велнес — это широкая концепция о том, что важно заботиться о физическом и ментальном здоровье. В ней нет набора конкретных методик или инструментов для этого просто потому, что люди индивидуальны. Не существует универсального питания или упражнений, подходящих всем. Их нужно подбирать в зависимости от состояния здоровья, уровня активности и личных предпочтений. Учесть и соблюсти эти факторы для каждого сотрудника компании маловероятно — а значит, и эффективности ожидать не стоит. Даже если сама инициатива выглядит многообещающей, не получится проанализировать её результат. Ведь нельзя учесть, какой образ жизни сотрудники ведут, выходя за стены офиса с велнес-программой.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter