
Цифровизация буквально проникает во все сферы жизни казахстанцев, чему уже никто не удивляется. И неважно, касается это банков, сферы безопасности, логистики, образования или здравоохранения. Везде цифровые решения делают жизнь современных людей проще и комфортнее.
В компании Freedom Ticketon подвели итоги года и рассказали, как меняется рынок развлечений в Казахстане, согласно аналитическим данным онлайн-сервиса, и как технологии развивают и эту сферу.
За последний год через крупнейший сервис Ticketon пользователи приобрели 5,6 млн билетов на разные мероприятия. По подсчётам компании, рынок показал рост почти в два раза (в 2023-м было продано чуть менее трёх миллионов билетов).
О том, кто чаще всего пользуется сервисом, какими культурными и спортивными мероприятиями интересуются казахстанцы в разных регионах и разного возраста, узнавала корреспондент Informburo.kz.
"В прошлом году на мероприятия любого характера казахстанцы тратили около 11 801 тенге в месяц. Их общие затраты на развлечения, культуру и искусство составили в 2024 году 73 млрд тенге. Это на 16,1 млрд тенге больше, чем годом ранее, и на 3,8 млрд выше, чем прогнозировалось компанией год назад", – рассказала генеральный директор Freedom Ticketon Виктория Торгунакова.
Не тайный покупатель
По приведённым в презентации данным можно составить портрет среднестатистического пользователя онлайн-сервиса.
Это молодые женщины 18–44 лет (73,5% покупок приходится на эту возрастную группу, из общего количества покупателей 65% приходится на представителей прекрасной половины человечества).
Значительная часть покупателей билетов в режиме онлайн живет в Алматы, Астане, Караганде, Павлодаре и Костанае. Покупали билеты в пяти казахстанских городах три четверти клиентов сервиса.
В топ-3 регионов-лидеров по продажам билетов онлайн вошли Алматы (37,5%), Астана (25,3%) и Караганда (6%). При этом самыми популярными развлечениями, за которые голосовали покупатели кошельком (приобретая заветные билеты), стали кинотеатры (831 000 билетов продали через сервис по Казахстану в течение прошлого года), концерты (710 000 билетов) и театры (454 000 билетов).
Спикер выделила ещё две крупные категории – спорт (235 000 билетов) и детские мероприятия (113 000 билетов).
Кинопрокат занял первое место (впрочем, этот сегмент является лидером среди других сегментов индустрии развлечений не первый год) не только по количеству проданных билетов, но и по сумме выручки (65%). Этот вид проведения досуга – абсолютный лидер в Шымкенте (64% от общего количества транзакций) и Павлодаре (68%).
Ну а спортивные мероприятия, отметила Виктория Торгунакова, наиболее популярны в Актобе (58% продаж билетов от общего количества по городу), где живут самые шумные фанаты футбола и местного клуба "Актобе".
Кино, гастроли и театры
К слову, на концерты чаще, чем в кино, ходят в Астане (32% транзакций приходится на кино и почти 35 – на концерты) и Костанае (с ещё большим отрывом – 23 и 32,5%).
Тем не менее наблюдаются и другие тренды. В сравнении с 2023 годом, отметила спикер, доля покупок билетов на спортивные мероприятия сократилась почти вдвое в пользу кино. В то же время именно спортивные события продемонстрировали рекордный рост в 102% по количеству проведённых мероприятий.
Это свидетельствует о том, что не билетов стали продавать меньше, а общее количество продаж по всем сегментам рынка развлечений увеличилось.
Ещё одно интересное наблюдение, которое зафиксировали статданные. Отечественное кино укрепило свои позиции: количество казахстанских фильмов в прокате выросло с 72 в 2023 году до 103 в 2024-м, заняв 20% рынка. Несмотря на преобладание зарубежных фильмов (80%), казахстанское кино собрало 39% всех кассовых сборов – 18,4 млрд против 29,2 млрд тенге у иностранных картин. Самым кассовым фильмом года стала "Моана 2" (1,85 млрд тенге), на втором месте оказалась казахстанская лента "Дәстүр" (1,72 млрд тенге), третье место занял "Веном: Последний танец" (1,70 млрд тенге).
Читайте также:
- Как казахстанский хоррор "Дәстүр" обогнал по кассовым сборам комедии
- Мистика Qumalaq. Режиссёр рассказал о сюжетных линиях нового казахстанского хоррора
Рост показал и сегмент билетов на гастрольные выступления – 49%. В то же время концертный сегмент показал небольшое снижение – на 2% меньше мероприятий, чем годом ранее (3115 против 3155 в 2023 году). При этом руководитель Freedom Ticketon отметила, что вслед за количеством растёт и качество концертов: увеличились масштабы мероприятий и статус приглашённых артистов.
Средний чек за развлечения по сегментам самым высоким оказался у концертов – 25,2 тысячи тенге, у остальных категорий этот параметр был намного ниже: у театров – почти 8,5 тысячи тенге, у спортивных событий – 4995, у кино – 4908.
Среди мероприятий с пометкой sold out ("распродано") лидером стал фестиваль Comic Con Astana 2024. На событие было продано 38 879 билетов. На втором месте оказался концерт Димаша Кудайбергена (38 854 билета) в Астане. Далее в топ-10 оказались футбольные матчи, включая игры с участием ФК "Актобе" и сборной Казахстана.
По итогам 2024 года среди ивент-мероприятий 61% пришёлся на казахстанских исполнителей. Предполагается, что в наступившем году этот сегмент рынка покажет дальнейший рост с долей участия отечественных артистов (по осторожным прогнозам) в 49%.
О премии в области искусства и культуры
Представитель крупнейшего в Казахстане онлайн-сервиса по продаже билетов сообщила на встрече с массмедиа о старте ежегодной казахстанской премии в области искусства и культуры Freedom Ticketon Awards.
Из важных изменений события. Организаторы решили исключить категории "Зарубежный фильм года", "Мультфильм года", "Гастрольные события года", "Блогер года", "Спортсмен года". Зато утвердили номинацию ART, в которой представлены три раздела, – "Выставка года", "Музей года", "Арт-объект года".
Изменения коснутся и механики голосования. Во-первых, народное голосование пройдёт, как и в прошлые годы, на сайте премии. Казахстанцы могут голосовать в каждой категории, отдавая голос за любимые картины, театральные постановки, артистов и так далее.
Во-вторых, в этом году в голосовании отдельным блоком примут участие номинанты премии. Они не смогут голосовать за свою кандидатуру, но по промокоду смогут отдать голос за других участников. Для них предполагается закрытое голосование на отдельном сайте.
В-третьих, голосовать также по промокоду будут и участники оргкомитета (жюри), которые выберут победителей в каждой из номинаций.
По итогам народного голосования максимальный результат набранных голосов у номинанта может быть равен 50 баллам. В голосовании номинантов и жюри баллы будут рассчитываться пропорционально: каждый голос номинанта прибавит 5 баллов, члена оргкомитета – ещё 15 баллов для каждого номинанта.
К подведению итогов голосования привлекут аудиторскую компанию. Победители будут объявлены только на церемонии награждения после вскрытия конвертов. Таким образом, интрига сохранится до церемонии награждения.
-
1🎨Алматинцам, желающим покрасить заборы, бесплатно выдадут краску
-
7414
-
3
-
36
-
-
2🏫 Почему в школьную программу не нужно вводить отдельно домоводство, ОБЖ и финграмоту, объяснил Кошербаев
-
3714
-
9
-
33
-
-
3🧑⚖️ Директоров школ в Кызылорде осудили за подделку документов о приёме на работу
-
3568
-
1
-
8
-
-
4😔 Майор полиции погиб во время учений в Карагандинской области
-
3268
-
4
-
49
-
-
5🌦 Прогноз погоды на 15 марта: дожди ожидаются на юге Казахстана
-
3054
-
0
-
2
-
-
6💬 "Были, конечно, тёмные стороны, но были и светлые стороны" – Токаев о советском периоде
-
3020
-
9
-
164
-
-
7🌡Прогноз погоды на 14 марта: осадки ожидаются на севере Казахстана
-
3075
-
1
-
1
-
-
8✈️ Павел Дуров покинул Францию с разрешения властей
-
2789
-
3
-
28
-
-
9👮♂️ Убийство 25-летней давности раскрыли в Шымкенте
-
2705
-
4
-
14
-
-
10😔 Ушла из жизни первый вице-министр просвещения РК Наталья Жумадильдаева
-
2887
-
2
-
116
-