Прямой эфир Новости спорта

В КазГосЖенПУ девушек учат быть хорошей келин. Что об этом говорят преподаватели и студентки?

Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ
Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ
В женском педагогическом университете есть спецкурс о том, какой должна быть казахская леди. Феминистки считают его сексистким.

На гендерных курсах в КазГосЖенПУ студенткам рассказывают, как ухаживать за мужем, кому подавать голову барана, когда приходят гости, и почему надо хранить девственность до брака. У преподавателя спецкурса "Қазақ Аруы" ("Казахская леди") Сараш Конырбаевой свой взгляд на гендерный курс, несмотря на то, что традиционно этот термин соотносят с феминизмом:

"Как быть хорошей келин, я учу, – поделилась с нами между лекциями Сараш Конырбаева. – Какие у других национальностей ценности, я тоже говорю. Какой сегодня казахская девушка должна быть, я тоже говорю. Что такое ценности, я рассказываю. Что такое невинность. Что её надо сохранять до брака. Нельзя до брака в связи вступать. Держите себя в чистоте. Будьте девушками, знающими себе цену. Ставьте высокие цели!"


Сараш Конырбаева в аудитории КазГосЖенПУ

Сараш Конырбаева в аудитории КазГосЖенПУ / Фото предоставлено Сараш Конырбаевой


Спецкурс "Казахская леди" преподаётся в КазГосЖенПУ (Казахский государственный женский педагогический университет) уже 10 лет. Это обязательный курс, сначала он был просто историко-этнографическим и преподавался с воспитательными целями. Позже, как нам рассказали в НИИ социальных и гендерных исследований при вузе, его включили в курс о вопросах гендера. Некоторые студентки считают этот курс оскорбительным:

"На мой взгляд, это дискриминирующий женщин предмет, он сексистский, – анонимно рассказала студентка журналисту Informburo.kz, – я не считаю допустимым в светском вузе наличие таких предметов, где распространяются стереотипные понятия. Это совершенно не академическая информация".

Читайте также:
В чём истоки и главные проблемы исламизации в Казахстане

Самый женский вуз

Казахский государственный женский педагогический университет – довольно традиционный вуз. Он был образован в 1944 году. Обучались в нём исключительно девушки в связи с тем, что большинство мужчин в то время ушли на фронт. В 21 век старейший вуз вошёл со своими прежними устоями, оставаясь гендерно-сегрегированным. Как нам сказали в самом университете, 80% тех, кто учится на педагогов, всё равно женщины: зачем вузу мужчины, которые в этом контексте – ещё одно меньшинство.

"По статистике, в этой профессии 80% женщин, 20% – мужчины, – говорит нам руководитель департамента по научной работе и инновациям НИИ социальных и гендерных исследований при университете Светлана Шакирова. – А где 80% там и все 100".

В НИИ социальных и гендерных исследований при КазГосЖенПУ с 19-летней историей с гордостью говорят о курсе "Казахская леди".


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


"Это уникальный курс, он один в Казахстане, такой больше нигде не читается. Он общеобязательный для широкого спектра специальностей, начиная от физиков, заканчивая филологами, – прокомментировала руководитель департамента по научной работе НИИ Светлана Шакирова. – Сараш Сахиевна читает этот курс настолько интересно, что студентки стремятся туда попасть. Они говорят: "Как жаль, что вы прочитали нам этот курс на третьем курсе, иначе я бы не совершила какие-то ошибки в своей жизни". Сараш Сахиевна харизматичная, красивая женщина. Она сама олицетворение этой самой казахской леди".


Фото предоставлено Сараш Конырбаевой


По словам Светланы Шакировой, в программе гендерного курса вуза есть и второй предмет, на котором непосредственно обсуждают вопросы, связанные с борьбой женщин за их права.

"Второй курс, который, собственно, посвящён гендерной политике, читают преподаватели общественно-гуманитарных дисциплин, – объяснила Светлана Шакирова. – Этот курс тоже читается на казахском языке. Там уже не столько историко-культурные особенности казахской женщины, сколько в целом мировой опыт, борьба женщин за права. Этот курс больше ориентирован на западный опыт, современные реалии. Там уже поднимаются серьёзные проблемы: насилие против женщин, гендерное неравенство, – весь спектр проблем".


Фото предоставлено Сараш Конырбаевой


Беседовавшая анонимно с журналистом Informburo.kz студентка КазГосЖенПУ сказала, что не исключает, что есть и второй курс в рамках гендерного курса в университете, но лично ей пройти этот курс не довелось.

"Я знаю, что есть студенческие организации, наподобие "Кыз Жибек", там пропагандируется, что казахская девушка должна быть скромной, покладистой, должна служить своему мужу, его родственникам. Отдельного предмета по гендеру я не застала за четыре года обучения", – прокомментировала студентка.

"Если мои лекции не нравятся – не слушайте!"

Одна из уважаемых и опытных преподавательниц самого женского вуза страны Сараш Конырбаева уверена, что именно такой подход к гендерному воспитанию сегодня необходим Казахстану.

"Я учу девочек быть мамами, – прокомментировала Сараш Конырбаева. – Мне говорят, что я насаждаю древние стереотипы. Если кто-то из девочек противоречит, я им говорю: "Если мои лекции не нравятся – не слушайте!" Может, они с девочками из русской группы поговорили просто, те им сказали: мол, почему вы это учите, зачем это. Это же в основном от шала-казахов исходит такое. Даже не казахи могут быть, а другие национальности говорят: "Почему именно "Казахская леди"? Я им говорю: "А почему Казахстан?"

При этом, если студентка не сдала экзамен по предмету "Казахская леди", то это скажется на её успеваемости. Как нам рассказала учащаяся вуза, спецкурс стоит два кредита. "То есть если у тебя незачёт, то ты должна оплатить два кредита по кредитной системе обучения (этим летом один кредит стоил 12500), пройти летний курс и сдать экзамены ещё раз", – рассказывает она.

Нам удалось увидеть ознакомительные слайды по спецкурсу "Казахская леди". Вот, например, слайд, на котором объясняется, кто такая леди:


Слайд предоставлен Сараш Конырбаевой


Перевод:

Леди – честная, совестливая, порядочная, безгрешная и чистая, честолюбивая и почитаемая девушка.

• Которая смогла сберечь честь смолоду.
• Умеющая обуздать свою природу (вожделение, похоть. – Авт.).
• Чиста от порочащих проступков.
• Умеющая найти подход к людям.
• Характер и поведение выше всех похвал.
• Почитаемая в среде, где росла.
• Уважаемая среди близких и родственников. Этими чертами характеризуется понятие Арулық – благородная девица.


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


Сараш Конырбаева рассказала, что готовит студенток прежде всего к материнству и семейной жизни в рамках гендерного курса. Говоря о своих воспитанницах, она сравнила их с выпускницами института благородных девиц.

"У нас был модуль: как дом обустроить. Это как домострой. Как кухню держать, как дома красоту навести, домашние интересы. Всё это надо знать. Как гостей встречать, тоже был модуль, – перечисляет нам преподаватель темы учебной программы. – Наши природные особенности, национальные особенности… Как в ауле надо гостей встречать. Как по-казахски мясо правильно поделить, там же бывает, скот когда режут: кому голову преподнести, кому другие части и так далее. Вот про это рассказываем. Кому это мешает? Это же нормально!"

"Я что тут, в кимешеке стою перед вами?"

Внимание к необычному спецкурсу для девушек в КазГосЖенПУ было привлечено на Летней гендерной школе, организованной Фондом Фридриха Эберта, на которую были приглашены представители НИИ по социальным и гендерным исследованиям.

В программе мероприятия был представлен тот самый курс "Казахская леди". На экране появился слайд с модулями, которые преподают в рамках этого спецкурса. Кроме модуля о великих женщинах Великой степи были следующие: "Традиционное семейное воспитание", "Здоровье и красота", "Ведение домашнего хозяйства".


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


Присутствовавшие на Летней гендерной школе феминистки посчитали, что курс нарушает права женщин. Однако преподаватель Сараш Сахиевна с ними не согласна.

"Некоторые говорят: "А почему так? А если женщина не хочет быть мамой?" Ну, это вот эти из ЛГБТ говорили на Летней школе, геи всякие. Говорят так, будто я из 18 века явилась и всех обратно тащу туда. Я им говорю: "Дорогие, я что, тут в кимешеке стою перед вами?"


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


Давая нам интервью по поводу спецкурса "Казахская леди", Сараш Конырбаева довольно чётко рассказала о своей жизненной позиции и преподавательской миссии. Вот её рассказ:

"Они (студентки. – Авт.) задают себе вопросы: какая я, кто я, каким должен быть мой парень. Они составляют план, модель своей семьи. Есть некоторые девушки, которые говорят: "Не говорите мне о замужестве, я за знаниями пришла". Но ведь на самом деле молодёжь надо готовить к семье. Я понимаю, что такое гендер, феминизм, что такое ЛГБТ, что такое лесбиянка. Мы к ним толерантно относимся, но у нас другие задачи. Феминистки скажут, что семья неважна, главное – я сама. Но это ведь меньшинства. На Летней гендерной школе были девушки, которые ЛГБТ поддерживают. Они говорили: "Ужасно, вы, оказывается, такому учите". Но если вы другие, это не значит, что всё общество должно под вас подстраиваться. Есть же люди с ограниченными возможностями, мы к ним толерантно относимся, пандусы им устанавливаем, на работу берём. Так вот и они тоже меньшинства такие же. Мы к ним с уважением относимся, такова их природа. Но почему они всё общество под себя хотят подстроить? Их спрашиваешь: "Когда вы себя счастливо чувствуете". Они говорят: "Когда патриархат исчезнет, тогда я буду счастлива". Но это же ненормально. Я девочкам объясняю, что такое нормальная семья".

Что феминистки думают о курсе "Казахская леди"

ЛГБТ-активистка и соосновательница феминистской инициативы "Феминита" Жанар Секербаева была в числе других гостей на Летней гендерной школе.

"Я не осуждаю учительниц и преподавательниц, но я не согласна с программой курса "Казахская леди". Когда-то со мной делилась переживаниями по этому поводу студентка, которая проходила этот курс. Я полностью поддерживаю её переживания. Студентки не обязаны брать такой курс. Данный курс нарушает права женщин, – считает Жанар Секербаева, – поскольку он даёт девушкам, которые учатся в КазГосЖенПУ, установки о том, что они должны непременно научиться правильно наливать чай, например. Женщин учат как быть послушными жёнами, дочерьми, сёстрами. Этот курс нарушает права женщин, так как он укрепляет стереотипное представление о роли женщин. Конечно, хотелось бы вживую увидеть силлабус этого курса".

ЛГБТ-активистка и ещё одна соосновательница феминистской инициативы "Феминита" Гульзада Сержан тоже была на Летней гендерной школе:

"Они сказали, что мы не знаем, о чём силлабус, мы не видели, не изучили и голословно их обвиняем. Но у нас есть информация от слушательниц этого курса, которые говорят, что их угнетало содержание этого курса, что им не понравилось, что их учат, как ухаживать за мужем, – прокомментировала Гульзада Сержан. – Мы всегда стараемся воздерживаться от давления на другие женские инициативы и площадки. В силу того, что в обществе поддерживается мизогиния и патриархальность, у нас считается общественно одобряемым, когда женщины поддерживают статус-кво и говорят, что мужчины должны быть впереди, а женщина – это мать, сестра, жена, она – функция. Когда феминистки или женщины не феминистки критикуют патриарxат, такиx женщин наказывают. Поэтому многие женщины выбирают укрепление патриархата, а не борьбу с ним в одном ряду с феминистками".

НИИ при КазГосЖенПУ сотрудничает с организацией UN Women (ООН Женщины). В казахстанском филиале этой организации сообщили, что о специфике курса "Казахская леди" им неизвестно. Кроме того, там уточнили, что UN Women пока на начальном этапе партнёрства с НИИ. Пока они в основном обмениваются с институтом информацией по актуальным направлениям работы организации в области продвижения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Казахстане и регионе в целом.

"Острота гендерной проблематики в Казахстане на сегодня снята"

В НИИ по социальным и гендерным исследованиям при КазГосЖенПУ считают, что курс "Казахская леди" нужен для того, чтобы девушки изучили весь историко-этнографический контекст, который был до них, чтобы лучше понять роль казахской женщины в обществе. В рамках курса рассказывают и о сильных женщинах, которые стали историческими личностями: например, Томирис. В целом в НИИ признают, что в Казахстане несколько специфический подход к гендерным вопросам.

"У нас делают как? Мол, да, мы обсуждаем вопросы гендера, но мы хорошие. Потому что было, когда всё гендерное ассоциировалось с радикальным феминизмом, с ЛГБТ, с тем некритическим перениманием западного опыта, который на нашу национальную почву не садится", – считает Светлана Шакирова.


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


Работу НИИ социальных и гендерных исследований можно рассматривать как метафору того, что происходило с развитием гендерной политики в РК на официальном уровне. На заре независимости Казахстана НИИ ещё занималось непрерывным гендерным образованием от детских садов до школ, но потом эта работа остановилась, начался закат, о котором в НИИ говорят совершенно спокойно:

"Лучшие времена для гендерной тематики в Казахстане уже прошли. Это связано с финансированием. Пришли международные организации, влили средства, создали спрос, начали эту тему поднимать и продвигать, – говорит Светлана Шакирова. – Сейчас мы уже находимся в фазе затухания. Крупные международные доноры ушли из Казахстана, потому что наша страна является по уровню развития среднеразвитой страной, мы сами являемся донорами. У нас установлены прямые контакты с UN Women, когда к нам приезжали оттуда, нам сказали, что Казахстан является страной среднего развития. И мы сами являемся донорами, мы сами получаем деньги от Правительства Казахстана, и мы можем тратить столько, сколько получим от Правительства РК".


Фото предоставлено Медиа-центром КазГосЖенПУ


В последние годы финансирование гендерных исследований в РК, по словам Светланы Шакировой, и со стороны Правительства менее щедрое, чем прежде. Причина та же: на официальном уровне считается, что гендерного неравенства в Казахстане нет, так что тратить слишком много денег на исследования в этой области не стоит.

"Считается, что острота гендерной проблематики в Казахстане на сегодня снята. Нет таких острых проблем, – говорит Светлана Шакирова. – Насилие в отношении женщин и детей – эта тема очень хорошо институционализирована, есть кризисные центры. Полицейских обучают, создана система женщин-полицейских, которые противодействуют домашнему насилию и так далее. А сколько семинаров, а сколько горячих линий? В общем, есть хорошо или как-то работающий механизм".

Согласно Индексу гендерного неравенства ПРООН Казахстан на 51-м месте. Он опережает, например, такую страну как Азербайджан. Представитель UN Women Илейн Конкиевич на Астанинском экономическом форуме сообщила, что разница в заработной плате мужчин и женщин в Казахстане составляет в среднем 33%. В августе текущего года лидер движения против насилия над женщинами "Не молчи" Дина Смаилова обратилась к министру МВД РК Калмуханбету Касымову с просьбой запретить примирение сторон по делам об изнасиловании и перевести такого рода преступления в разряд тяжких. По данным "Не молчи", ежегодно в Казахстане сексуальному насилию подвергаются около 2 500 женщин.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров