Прямой эфир Новости спорта

В Казахстане впервые за десять лет проходит выставка Рашида Нурекеева. Что на ней можно увидеть

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
В Алматы открылась выставка концептуального художника Рашида Нурекеева "Кости. Оливки. Самолёты". Почему её стоит посмотреть?

Грубовато сколоченный дощатый загон для скота. Надписи: "Крупный рогатый скот", "Мелкий скот". Внутри объекта – стеклянный куб наполненный сеном, одна из стен обклеена коллажами с фотографиями коров в разных ракурсах, на второй императорская корона и надпись "Да это же корова. Пошла на...". Инсталляция "Её величество корова", в которой Рашид Нурекеев обращается к ассоциациям зрителя, связанным с природой власти, её сакрализацией и развенчанием стоит в центре экспозиции. Отсылка к "Скотному двору" Джорджа Оруэлла очень в духе художника: социальная и политическая тематики всегда присутствуют в его работах.


Фото Informburo.kz


Выставка проходит в Esentai Gallery. Вся экспозиция "Кости. Оливки. Самолёты" состоит из инсталляций, коллажей и элементов видеоарта. Это идеи, над которыми художник работал три года. Это первая персональная выставка Рашида Нурекеева в Казахстане за последние годы. Как и многие представители казахстанского contemporary art, он чаще выставляется за рубежом.

Рашид Нурекеев родился 17 ноября 1964 года в Кызылординской области. Окончил Алматинское художественное училище. Член Союза художников РК с 1998 года. В последние десять лет его работы не выставлялись в Казахстане. Сам Рашид Нурекеев не стремится привязываться к месту.


Фото Informburo.kz


Экспозицию "Кости. Оливки. Самолёты" можно воспринимать как единое повествование. Рашид Нурекеев создал особое, изменённое пространство для зрителя, в котором он погружается в мысли о жизненном пути, непростой доле, о природе жертвенности и миссии. Это зрелые размышления художника.

Триптих "Оливковое масло" – оммаж к творчеству Ван Гога. На этой работе, кстати, изображены сам художник и его супруга. Гефсиманский сад наших дней предстаёт в виде полок супермаркета и тележек. Работа "Оливковый сад", которая стоит прямо под триптихом, продолжает и конкретизирует тему консьюмеризма.


Фото Informburo.kz


Экспозиция наполнена множественными отсылками – художественными, литературными, религиозными. Триптих "За оливками" обыгрывает тему святости и жертвы. Огромная, будто светящаяся изнутри оливка в левой части триптиха отмечена крестом.

"Я думал о том, как человек проживает свою жизнь, как он её ценит, может ли он пожертвовать собой или не пожертвовать. Это момент выбора", – сказал нам Рашид Нурекеев.


Фото Informburo.kz


Рашид Нурекеев умиротворённый и несколько отстранённый молчит и улыбается, когда слушает, как тот или иной посетитель толкует его работы. Кажется, что он из тех концептуалистов, которые многое делают интуитивно, а потом с интересом слушают отзывы.

"Интерпретации могут быть разными абсолютно. Кто как поймёт. Я все свои работы делаю так, что можно интерпретировать по-разному. Они могут восприниматься и как чистое искусство, и как что-то социальное и даже политизированное. Для меня зритель как соавтор", – говорит Рашид Нурекеев.


"Шум воды" Рашид Нурекеев

"Шум воды" Рашида Нурекеева / Фото Informburo.kz


На выставке можно увидеть целую стену подробных, тщательно сделанных крупных снимков обглоданных костей. Они словно скорбные портреты чьих-то судеб. Серия называется "Стремящиеся собаки". Рашид Нурекеев объясняет, что вдохновлялся еретической цитатой из коранических источников: "Сей мир – останки и стремящиеся собаки". Он считает эту работу остро социальной.


Фото Informburo.kz


"Все мои наблюдения выражаются в этих работах, это мои размышления о нашем обществе, о нашем положении, и о политике, и о социальных проблемах, которые надо решать, – прокомментировал Рашид Нурекеев. – Я это просто показываю, не более того. Если со стороны зрителя будут отклики, то для меня как для художника это хорошо".


Фото Informburo.kz


В диптихе "Самолётики" читается не только отсылка к 11 сентября, но и в целом размышления о катастрофах, общечеловеческих и личных, сопоставляются множественные жертвы и одна поломанная человеческая судьба. Но опять же, художник оставляет право на интерпретацию за зрителем.


Фото Informburo.kz


"Всё неоднозначно, как говорит Рашид, и этим многое сказано. Рашид собрал в этой выставке ретроспективу в виде его долгого исследования, – говорит куратор выставки и директор Esentai Gallery Тогжан Сагбаева. – Он обращается как к художественным образам, это невозможно не заметить, так и к литературным – диалог Понтия Пилата и Христа, так и к религиозным сюжетам, говоря о выборе человека и его ответственности. Рашид как бы говорит, что когда-нибудь мы все всё равно придём в Гефсиманский сад".


Фото Informburo.kz


"Мы отражаем то, что происходит на локальном уровне, и при этом затрагиваем какие-то глобальные проблемы, – прокомментировал Рашид Нурекеев. – Понятия "национальное искусство" не существует. Только в виде фольклора. Но современное искусство – это только единое пространство. Это даже не глобализация, это просто одни общие проблемы".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров