Любовь к домашним животным необходимо прививать детям с раннего возраста. Важно сформировать у дошкольников ответственное отношение к питомцам, желание заботиться о них и бережно к ним относиться, считают инициаторы программы.
Общение с четвероногими друзьями не только дарит положительные эмоции, но и благотворно влияет на общее самочувствие, делает ребёнка добрее и отзывчивее, способствует развитию таких качеств, как эмпатия, сострадание, самостоятельность и уверенность в себе, стимулирует любознательность, снижает тревожность и даже вызывает дополнительный интерес к чтению и учёбе.
Учёные доказали, что наличие домашнего питомца увеличивает продолжительность жизни человека в среднем на два года (за счёт снижения риска смерти от инфаркта или инсульта на 24%). Владельцы животных более активны, забота о четвероногих друзьях способствует улучшению психического и ментального здоровья, приводит к стабилизации артериального давления и снижению уровня холестерина, улучшает настроение и является идеальным средством борьбы с бессонницей.
Эксперты Лондонской школы экономики и Университета Кента проанализировали данные сотен британских домохозяйств и пришли к удивительному выводу: наличие кошки или собаки повышает удовлетворённость жизнью настолько, что эффект сопоставим с увеличением финансового дохода на 70 тысяч фунтов в год (почти 52 млн тенге). Аналогичную "добавку" к состоянию счастья даёт общение с родственниками и друзьями.
К сожалению, далеко не все люди на земле относятся к животным положительно, и Казахстан не стал исключением из правил. Статьи о жестоком обращении с собаками и кошками появляются в отечественных СМИ с тревожной регулярностью.
"Агрессия, проявляемая ребёнком по отношению к животным, должна вызвать серьёзную обеспокоенность у родителей. Нельзя оставлять её без внимания и ждать, что она пройдет сама собой. За желанием причинять живому существу боль и издеваться над ним может скрываться психическое заболевание", – предостерегает родителей директор Центра психического здоровья города Алматы Сапар Рахменшеев.
Давайте жить дружно
Руководитель отдела образовательных программ "Нестле Евразия" кандидат педагогических наук Александра Макеева и заместитель директора по методической работе научно-методического центра новых технологий в образовании управления образования Алматы Сандугаш Атейбек разработали учебно-методический комплекс "Мы – твои друзья", предназначенный для дошкольников и учеников младших классов в возрасте 6–10 лет.
Старт новой программы, направленной на привитие детям ответственного и эмоционально окрашенного отношения к домашним питомцам, дали в детских садах Алматы и школах Астаны.
"Необходимо, чтобы ребёнок не просто воспринимал животное как объект наблюдения и изучения, а в полной мере осознавал, что перед ним находится живое существо, способное испытывать боль и радость, страх и удовольствие, болеть и веселиться. Наша программа создаёт благоприятную почву для формирования в детях ценностного отношения к природе в целом и развивает экологическую культуру личности", – уверена Александра Макеева.
Работая над программой, неисправимая кошатница Александра Макеева изменила своим принципам. Она мудро подумала о том, что тот, у кого нет собаки, не сможет правильно и точно донести до детей посыл об их важной роли в жизни человека. Так в доме Александры появился забавный пёс Тобик. Когда она выразила готовность взять его к себе домой, её уверяли, что собака – карликовый шпиц. Однако Тобик вскоре перерос представителей указанной породы.
"Наш питомец оказался отнюдь не чистопородным, но мы нисколько не расстроились. Он радует нас каждый день. Доброжелательный, ласковый и позитивный Тобик отлично дружит с кошками Ёсей и Мухой. Ёсю мы забрали из передержки, где о ней заботились волонтёры, Муху нашли на чердаке. Когда вы планируете завести питомца, не гонитесь за родословными, подумайте в первую очередь о щенках и котятах, живущих в приютах", – советует всем Александра Макеева.
Врач лечит человека, ветеринар – человечество
Программу "Мы – твои друзья" высоко оценили педагоги Казахского национального аграрного исследовательского университета. С методическим пособием для педагогов и воспитателей они познакомились одними из первых и дали авторам ценные рекомендации. Например, предложили добавить занятия по знакомству с верблюдами, разведением которых занимаются в Казахстане.
"Как и в любом другом вузе, мы сталкиваемся с актуальнейшей проблемой неверного выбора будущей профессии студентами. Некоторые выпускники школ поступают в определённый университет по желанию родителей, за компанию с другом или по спонтанному порыву души. Проходит время, и они вдруг понимают, что не видят себя в выбранной необдуманно специальности. 10% студентов переводятся на другой факультет", – отметил декан факультета ветеринарии и зооинженерии Асылбек Мусоев.
По мнению учёного, программа "Мы – твои друзья" поможет избежать в том числе и таких ошибок во взрослом будущем, ведь уже с ранних лет ребёнок поймёт, хочет ли он стать ветеринаром и лечить животных.
"У ветеринара особая миссия. Медицина лечит человека, ветеринария исцеляет человечество. Мир спасёт не красота, а доброта, милосердие и сострадание, и именно эти прекрасные качества совершенствуются и укрепляются в людях при общении друг с другом и с домашними питомцами", – резюмирует Асылбек Мусоев.
Солидарна с Асылбеком Мусоевым и президент общественного фонда "Новый шанс" Марина Ким. Вместе с единомышленниками она открыла приют для бездомных собак. Марина Ким с волонтёрами посещает школы, колледжи и университеты, где они проводят уроки доброты.
"Мы всегда видим обратную связь. Школьники и студенты охотно приезжают в наш приют, привозят животным корм, гуляют и играют с ними. Я приглашаю к нам в гости всех неравнодушных людей. Наши хвостики вдвойне будут рады, если к ним приедут малыши из детских садов. Все собаки привиты и дружелюбны, угрозы для здоровья и безопасности детей они не представляют", – утверждает педагог, ветеринар и хирург Марина Ким.
Любовь к животным – профилактика буллинга
Программа "Мы – твои друзья" построена по модульному принципу. Она состоит из шести разделов и рассчитана на 34 учебных часа. На протяжении года педагоги будут рассказывать детям о правилах содержания кошек и собак в городе, о том, почему люди издревле заводят домашних животных, как правильно выбирать питомца и заботиться о нём, обучат их правилам поведения при встрече с бездомными животными.
"Сейчас много говорят о буллинге, случаи травли выявляются даже в начальной школе. Недопустимо замалчивать проблему, её надо решать, и в борьбе с детской жестокостью соратниками выступают домашние питомцы", – считает руководитель отдела научно-методического центра новых технологий в образовании управления образования Алматы Татьяна Ежова.
Отдельный акцент разработчики программы сделали на взаимодействии детей и членов их семей, так как большинство занятий направлено на вовлечение в воспитательный и образовательный процесс родителей маленьких учеников. Взрослым рекомендуют делиться с детьми своими воспоминаниями и опытом общения с домашними питомцами, принимать участие в выполнении совместных заданий.
"Методический комплекс состоит из пособия для педагога и красочно оформленной рабочей тетради. Не сомневаюсь, что новая программа понравится всем без исключения. Занятия тщательно продуманы, интересные и познавательные. Я тесно общаюсь с воспитателями детских садов и знаю, что практически у всех из них живут домашние питомцы", – говорит руководитель ресурсного центра дошкольного образования управления образования Алматы Наталья Карасёва.
Коровка даёт молоко
Презентационный семинар проходил в детском саду №109. Воспитатель подготовительной группы "Знайка" Ирина Соколова во время анонсирования запуска программы провела показательное занятие. Маленькие воспитанники детсада разгадывали загадки, читали стихи и пели частушки о животных, отвечали на вопросы педагога о роли разных питомцев в жизни человека.
Описывая животных, малыши часто использовали уменьшительно-ласкательные формы их названий: петушок красивый, собачка охраняет дом, работает в полиции и помогает слепым людям переходить дорогу, кошечка ловит мышей, коровка даёт молоко.
"У меня шесть домашних питомцев: две собаки, две кошки и два кота. В детском саду я работаю 36 лет и все годы прививаю детям любовь к животным. Когда малыши на занятиях рассказывают истории о своих питомцах, у всех маленьких слушателей глаза лучатся светом доброты. Мне неприятны разговоры о жесткости, якобы присущей всем детям. Ребёнку свойственно тянуться к животным, любить их, при виде кошки или собаки малыш улыбается, хочет погладить их, жестоким делают его взрослые", – утверждает Ирина Соколова.
Участники семинара надеются на успех пилотного проекта в Алматы и Астане и его дальнейшее продвижение во все детские сады и школы Казахстана.
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2824
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2730
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2818
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2874
-
27
-
109
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2866
-
3
-
28
-
-
6❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2527
-
0
-
4
-
-
7📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2430
-
1
-
5
-
-
8🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2443
-
5
-
149
-
-
9🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2445
-
1
-
20
-
-
10🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2290
-
9
-
17
-
USD:
503.5 / 509.5
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63
"Как и в любом другом вузе, мы сталкиваемся с актуальнейшей проблемой неверного выбора будущей профессии студентами. Некоторые выпускники школ поступают в определённый университет по желанию родителей, за компанию с другом или по спонтанному порыву души. Проходит время, и они вдруг понимают, что не видят себя в выбранной необдуманно специальности. 10% студентов переводятся на другой факультет", – отметил декан факультета ветеринарии и зооинженерии Асылбек Мусоев.
"Мы всегда видим обратную связь. Школьники и студенты охотно приезжают в наш приют, привозят животным корм, гуляют и играют с ними. Я приглашаю к нам в гости всех неравнодушных людей. Наши хвостики вдвойне будут рады, если к ним приедут малыши из детских садов. Все собаки привиты и дружелюбны, угрозы для здоровья и безопасности детей они не представляют", – утверждает педагог, ветеринар и хирург Марина Ким.
"Сейчас много говорят о буллинге, случаи травли выявляются даже в начальной школе. Недопустимо замалчивать проблему, её надо решать, и в борьбе с детской жестокостью соратниками выступают домашние питомцы", – считает руководитель отдела научно-методического центра новых технологий в образовании управления образования Алматы Татьяна Ежова.
"Методический комплекс состоит из пособия для педагога и красочно оформленной рабочей тетради. Не сомневаюсь, что новая программа понравится всем без исключения. Занятия тщательно продуманы, интересные и познавательные. Я тесно общаюсь с воспитателями детских садов и знаю, что практически у всех из них живут домашние питомцы", – говорит руководитель ресурсного центра дошкольного образования управления образования Алматы Наталья Карасёва.
