В Северной Атлантике идёт масштабный поиск пропавшего в воскресенье батискафа "Титан" с тремя туристами и двумя членами экипажа на борту, исследовавшего останки затонувшего лайнера "Титаник".
Исследовательское судно "Полар принс" потеряло связь с командой батискафа утром в воскресенье, через час и 45 минут после погружения. Во вторник капитан Джейми Фредерик из Береговой охраны США сказал на пресс-конференции, что на батискафе осталось кислорода примерно на 40 часов.
Капитан Фредерик сказал это, когда в Европе был ранний вечер. То есть кислорода на батискафе может хватить только до утра четверга.
Компания OceanGate, которой принадлежит пропавший аппарат, заявила, что делает всё возможное, чтобы найти и спасти людей. Поисково-спасательную операцию ведут военные США и Канады, им помогают и гражданские моряки.
Миллиардер и глава компании на борту
Судно "Полар принс" прибыло к месту крушения "Титаника" в Атлантическом океане в воскресенье утром.
На борту глубоководного аппарата находились пять человек. Как правило, это пилот, трое туристов и гид. Вначале были обнародованы имена туристов: это 59-летний британский бизнесмен и путешественник Хэмиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулеман.
Во вторник компания OceanGate подтвердила, что на борту батискафа находится и её генеральный директор Стоктон Раш, а затем окончательно выяснилось и имя пилота – это бывший французский военный водолаз и исследователь "Титаника" Поль-Анри Наржоле.
В сообщении в "Фейсбуке" Хардинг написал, что они рассчитывают начать погружение в 04.00 по местному времени.
Береговая охрана Бостона, которая руководит поисковой операцией, сообщила в "Твиттере", что экипаж из пяти человек погрузился в воскресенье утром, и экипаж "Полар принс" потерял с ними связь примерно через час и 45 минут после начала погружения аппарата.
Всё это происходило примерно в 1450 км от американского берега и примерно в 700 км от канадского острова Ньюфаундленд, откуда стартовала экспедиция.
В понедельник контр-адмирал береговой охраны США Джон Могер заявил, что поиск пропавшего батискафа в столь отдалённом районе – это чрезвычайно сложная задача. По его словам, спасатели ищут "Титан" как на поверхности – на случай, если ему удалось всплыть, но он потерял связь с кораблем-маткой, так и под водой.
Вначале батискаф искали эхолотами, затем во вторник доставили на место и пустили в дело беспилотный спускаемый аппарат.
Береговая охрана направила два самолёта C-130 Hercules для поиска подводного аппарата на поверхности воды, к ним присоединился канадский самолёт C-130 и самолет P8, оснащённый подводным сонаром. В этом районе также были размещены гидроакустические буи.
Джон Могер заявил, что если судно обнаружат под водой, для его спасения потребуются дополнительные специалисты, и что он обратился за помощью, в том числе к ВМС США и частным компаниям, специализирующимся в этой сфере. Министерство обороны Канады сообщило, что наряду с самолётом в поисках участвует судно канадской береговой охраны "Копит Хопсон".
Компания Horizon Maritime – совладелец "Полар принс" – подтвердила "Би-би-си", что это судно оказывает помощь и к месту поисков направлено второе судно "Хорайзон Арктик".
Кто был на борту?
Хардинг впервые объявил о своем намерении присоединиться к команде в июне прошлого года, сказав, что команда судна включает несколько легендарных исследователей. Некоторые из них совершили более 30 погружений к "Титанику" с 1980-х годов.
Хардинг – глава базирующейся в Дубае компании Action Aviation, занимающейся продажами и операциями с бизнес-джетами. В воскресенье в "Твиттере" его фирма сообщила, что "Титан" успешно начал погружение.
Во вторник семья Давуд заявила: "Наш сын Шахзада Давуд и его сын Сулеман отправились в путешествие, чтобы посетить останки "Титаника" в Атлантическом океане. На данный момент связь с их подводным аппаратом потеряна и информация ограничена".
"Мы очень благодарны за беспокойство, проявленное нашими коллегами и друзьями, и просим всех молиться за их безопасность и в то же время предоставить семье возможность сохранить приватность", – говорится в заявлении.
Давуд – член одной из богатейших семей Пакистана и попечитель Института SETI по поиску внеземных цивилизаций.
Согласно сообщению Хардинга в "Фейсбуке", перед началом погружения на борту батискафа также находился французский исследователь Поль-Анри Наржоле. СМИ сообщают, что в составе команды также Стоктон Раш, исполнительный директор компании OceanGate, организовавшей погружение.
Что там делал "Титан"?
На сайте компании OceanGate, которая разрабатывает подводные аппараты для погружений, говорится, что после успешных экспедиций к останкам "Титаника" в 2021 и 2022 годах она планирует продолжать подобные туры ежегодно.
Одна из экспедиций, состоящая из 12 погружений, и была запланирована на лето 2023 года. В "Твиттере" компании есть посты о том, как прошли первые несколько погружений.
С частных клиентов компания берёт по 250 тыс. долларов за место в восьмидневной экспедиции, позволяющей увидеть затонувший легендарный лайнер.
Такое путешествие компания называет "шансом выйти за рамки повседневной жизни и открыть для себя что-то действительно экстраординарное". Одно погружение к "Титанику" с возвращением на поверхность, по сообщениям, занимает около восьми часов. "Титаник" находится на глубине 3800 метров на дне Атлантического океана, в 600 км от острова Ньюфаундленд на северо-востоке Канады.
Что могло случиться?
Эксперт по глубоководным аппаратам, профессор Алистер Грейг из Университетского колледжа Лондона в интервью "Би-би-си" предложил несколько вариантов развития событий.
Согласно одному из них, на "Титане" случилась авария, судно сбросило балласт и поднялось на поверхность.
"Если произошёл сбой питания или связи, а это могло случиться, – тогда подводный аппарат будет болтаться на поверхности, ожидая, когда его найдут", – сказал он.
Другой сценарий, по его словам, заключается в том, что корпус субмарины получил повреждение и начал наполняться водой. "Тогда прогноз не очень благоприятный", – сказал Грейг.
По словам профессора Грейга, если аппарат опустился на морское дно и не может подняться на поверхность собственными силами, то вариантов остаётся немного.
"Хотя подводный аппарат может быть ещё цел, но если он находится на глубине более 200 м, есть очень мало судов, способных опуститься на такую глубину, и уж точно это не смогут сделать водолазы, – сказал он. – Аппараты, предназначенные для спасения подводных лодок ВМС, конечно, не могут опуститься на глубину, близкую к глубине "Титаника".
По словам директора программы "Би-би-си" Travel Show Саймона Платтса, снявшего в прошлом году документальный фильм о "Титане", Стоктон Раш, генеральный директор и основатель компании OceanGate, не даёт никаких гарантий, что во время погружения пассажиры смогут увидеть останки "Титаника", и предупреждает, что это весьма опасная среда. По его словам, субмарина управляется с помощью инновационных технологий, которые иногда могут давать сбои.
В интервью "Би-би-си" Платтс сказал: "У меня сложилось впечатление, что иногда что-то может пойти не так. Но когда я был на субмарине, не было никаких признаков, что может случиться катастрофа"
Бывший директор австралийского проекта по спасению подводных лодок Фрэнк Оуэн в интервью "Би-би-си" сказал, что задача людей на борту батискафа – сохранять самообладание и не расходовать слишком много кислорода. Если они начнут паниковать или слишком много двигаться, то запасы кислорода быстро подойдут к концу, напомнил он.
Вторая проблема, по его словам, это поиск "Титана". Обнаружить его на поверхности будет сравнительно легко, а под водой – гораздо сложнее.
Что известно о "Титане"?
"Титан" – это пятиместный подводный аппарат, предназначенный для погружения на глубину до 4000 м и движущийся со скоростью три узла – примерно 5,5 км/ч.
Помимо доставки водолазов к затонувшему "Титанику" аппарат используется для обследования и осмотра подводного рельефа, проведения исследований и сбора данных при съёмках фильмов. На нём также испытывают новые образцы оборудования и программного обеспечения для них.
По словам представителей OceanGate, "Титан" оснащён самыми современными системами освещения и подводной навигации, а также внутренним и внешним видео- и фотооборудованием 4К. Согласно сайту OceanGate, подлодка, рассчитанная на пять человек, оснащена системой мониторинга корпуса судна в режиме реального времени.
Во время погружения специальные датчики следят за изменениями давления на корпус и оценивают его целостность.
"Эта бортовая система мониторинга даёт пилоту раннее предупреждение с достаточным запасом, чтобы прервать спуск и безопасно вернуться на поверхность", – утверждают в компании.
Американский партнёр "Би-би-си" – телеканал CBS отправлял в прошлом году своего репортёра Дэвида Пога на батискафе компании OceanGate к затонувшему "Титанику".
По словам Пога, перед погружением он подписал документ о том, что берёт на себя ответственность за возможные последствия. В нём, в частности, говорилось, что "Титан" – это экспериментальное судно, не имеющее государственной сертификации, и погружение на нём может привести к травмам или гибели.
Затем генеральный директор OceanGate Стоктон Раш устроил Погу экскурсию по аппарату, в ходе которой выяснилось, что на нём всего одна кнопка, а управление осуществляется с помощью контроллера для видеоигр.
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5678
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2530
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2618
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2341
- 2
- 27
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2224
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2211
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2280
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2331
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2259
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2248
- 0
- 6