Прямой эфир Новости спорта

В Алматинской области есть посёлок-призрак. У него нет акима, школы и точного названия

В селении проживает порядка тысячи сельчан, мечтающих о сельском акимате и акиме.

В Алматинской области населённый пункт с тысячью жителями оказался вне административно-территориального разделения, а его жители предоставлены самим себе. В нём нет акима, школы и даже точного названия, а жителей селения не принимают в больницы из-за того, что они не относятся ни к одному из ближайших районов. По словам местных жителей, они живут в таком режиме уже 17 лет, при этом власти говорят о том, что аул стал призраком в 2014 году, когда часть области отошла Алматы. Informburo.kz рассказывает о том, как люди живут в населённом пункте с неопределённым статусом, и что с ними будет дальше.

Как живёт бесхозный аул?

По рассказам обитателей посёлка-призрака вне "цивилизации" они существуют семнадцатый год. Несколько лет назад в складчину они засыпали гравием одну из улиц. Самостоятельно ремонтируют единственную в ауле водокачку. Пишут коллективные жалобы по инстанциям и за несколько километров в соседний аул водят детей в школу. Но такое самоуправление, без самостоятельного бюджета, даёт мало результатов.


Ежедневно люди с тележками отправляются к единственному в ауле водопроводу

Ежедневно люди с тележками отправляются к единственному в ауле водопроводу / Фото informburo.kz


По словам 78-летней пенсионерки Тамары Непорожной, их населённый пункт называют по-разному. Кто-то именует Жана Арной, так как по соседству расположился аул с таким названием. Другие называют Жаналык или Девятое отделение – некогда здесь было такое крестьянское хозяйство. Кто-то и вовсе вспоминает название Мичуринск, когда при Союзе в этих местах был совхоз с таким названием.

"Раньше здесь выращивали и перерабатывали сельскохозяйственную продукцию. Производили растительные масла, плодоовощные консервы. Потом совхоз исчез, а мы так и остались никому не нужные. Это длится с 2000 года", – вспоминает историю происхождения аула Тамара Непорожная.

С тех пор в безымянном посёлке мало что изменилось. К примеру, сельчане до сих пор пьют воду из колодца, построенного во времена Советского Союза. Жители постоянно ремонтируют ветхую водокачку, которая нередко в холодные зимы промерзает насквозь. Тогда весь посёлок остаётся без водоснабжения.


Единственный на весь посёлок источник воды зимой часто перемерзает

Единственный на весь посёлок источник воды зимой часто перемерзает / Фото informburo.kz


Несмотря на тяготы жизни, в посёлке регулярно появляются новостройки. Такой парадокс сельчане объясняют близостью к южной столице – всего 25 км. Но зарегистрировать эти постройки и получить домовые книги не представляется возможным.

"Я в этом доме 23 года живу. Этим летом сделал пристройку. Мы – многодетная семья, у нас шестеро детей, внуки есть. До сих пор не можем оформить документы на дом, поэтому за свет платим двойной тариф. Нам говорят принести домовую книгу, но её у нас нет. А по закону мы, многодетная семья, должны иметь льготы. Но так как у нас нет документов, в том числе и на дом, мы не можем льготами воспользоваться", – сокрушается 60-летний местный житель Жанабай Кыдырбайулы.


Жанабай Кыдырбайулы

Жанабай Кыдырбайулы / Фото informburo.kz


Главная мечта "бесхозных" сельчан – аким

Забытый чиновниками аул расположен на границе Илийского и Талгарского районов. Сегодня здесь проживает чуть больше тысячи человек.

По подсчётам самих сельчан, население аула ежегодно растёт. Всё это время жители не раз самостоятельно пытались установить территориальную принадлежность населённого пункта, но безуспешно.

"Едем в Талгарский район, допустим, в больницу, а нам говорят: "Вы нам не принадлежите, езжайте в Илийский". В Илийский поедем, нам также говорят: "Вы нам не принадлежите". И нас туда-сюда пинают. Илийский – в Талгарский, Талгарский – в Илийский. Если бы у нас был акимат и аким, было бы хорошо. А так даже некому пожаловаться, попросить помощи", – говорит пенсионерка Тамара Непорожная.


Несмотря на бюрократические сложности, посёлок активно застраивается

Несмотря на бюрократические сложности, посёлок активно застраивается / Фото informburo.kz


Жизнь вне границ территориально-административного деления превратилась для местных жителей в сплошную полосу препятствий. Оказывается, к ним очень долго идут письма и посылки, а карета скорой помощи с трудом находит их аул. Из-за этого несколько лет назад молодая женщина родила малыша прямо на дороге.

"Нам очень трудно получить нужные справки, оформить пенсии и пособия, получить льготное лечение. Но самое главное, на наш аул не выделяются бюджетные средства, и поэтому у нас ужасные дороги, проблемы с чистой питьевой водой. И вообще, мы даже чувствуем тут себя какими-то зомби, никому не нужными субъектами", – утверждает Алла Темникова.

Жители посёлка-призрака говорят, что власти вспоминают о них только перед выборами.

"Мы нигде не числимся как избиратели, нам никогда не приносят повесток с призывами посетить избирательные участки. Но тем не менее к нам всегда приезжает машина с передвижной урной, и нас заставляют голосовать", – говорит Тамара Подорожная.

Как так получилось и что теперь будет?

В акимате Алматинской области объяснили, почему бесхозный аул оказался вне закона. По словам руководителя пресс-службы акима региона, это произошло в 2014 году, когда часть территорий области отошла Алматы. Тогда посёлок забыли включить в состав района.


Дети из бесхозного посёлка каждый день ходят по нескольку километров в школу

Дети из бесхозного посёлка каждый день ходят по нескольку километров в школу / Фото informburo.kz


В ближайшее время эту оплошность должны будут исправить депутаты областного маслихата.

"Часть территории Алматинской области в своё время была передана под территориальную юрисдикцию Алматы. В связи с этим получились некоторые нестыковки. В частности, вышеуказанный посёлок остался вне принадлежности к какому-то району. Сейчас этот вопрос решается. По закону вопросами территориального деления занимаются маслихаты", – поясняет руководитель пресс-службы акимата Алматинской области Галмурат Жукел.

Жукел подчеркнул, что это не единственный безымянный и бесхозный аул. Аналогичные ситуации возникли при определении статуса дачных кооперативов.

"В Алматинской области 743 населённых пункта и около трёхсот дачных кооперативов. Особенно остро стоят вопросы по дачным кооперативам. Действующее законодательство не позволяет полностью охватить их территорию. А всё потому, что земельные участки находятся в частной собственности и не принадлежат какому-то району. А ведь сегодня дачные кооперативы используются как места постоянного проживания людей", – говорит Галмурат Жукел.

В областном акимате подчеркнули: аул-призрак близ посёлка Жана Арна в скором времени войдёт в состав Талгарского района. В планах чиновников улучшить жилищно-коммунальные условия населённого пункта: засыпать дороги гравием, провести линии электропередачи, обеспечить жителей чистой питьевой водой.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров