Безумный сюжет и целый спектр жанров складываются в трогательную и увлекательную историю.

О чём?



Оуэн – сын крупного промышленника, который хочет жить независимо, но в очередной раз теряет работу. Энни – наркоманка, живущая за счёт того, что берёт в долг у друзей и обворовывает отца. Оба они несчастны, одиноки и терзаемы своим прошлым. Они впервые встретятся, когда жизнь вынудит каждого стать добровольцем в тестировании нового метода психического лечения.

Во время тестирования испытуемым нужно будет провести три дня в вызванных препаратами снах, с помощью которых можно выявить и побороть зарытые глубоко в сознании травмы. Сны эти разнообразны и представляют собой небольшие истории разных жанров – от фэнтези до детектива времён 40-х годов. Наблюдает за фантазиями пациентов и контролирует их компьютер с искусственным интеллектом. Но всё идёт не по плану: Энни и Оуэн по какой-то причине оказываются в общих снах, а наблюдающие за процессом учёные и сами страдают от психологических проблем.



На что похож?

Сюжет о коллективных сновидениях можно было встретить в фильме "Начало", а разнообразие жанров в фантазиях героев заставляет вспомнить о ленте "Запрещённый приём". Но из-за упора на эмоциональную составляющую можно также провести аналогии с картиной "Вечное сияние чистого разума". А тон с элементами юмора и причудливый, антиутопичный сеттинг "Маньяка" напоминают сериал "Легион".

Что сказали критики?

На данный момент доля положительных рецензий в западной прессе составляет 81%. Брайан Таллерико с сайта RogerEbert.com говорит, что "Маньяк" играет с жанровыми и драматическими ожиданиями, чтобы добиться понимания человеческой жизни с тех сторон, к которым другие сериалы и притронуться не могут". "Это кубик Рубика в форме сердца, смешная, постоянно удивляющая история", – считает Джеймс Понивозик из New York Times. А автор издания Variety Дэниел Д’Аддарио пишет, что сериал "моментально занял место среди лучших телешоу этого года".



Кто снял?

На базовом уровне авторы "Маньяка" вдохновлялись одноимённым норвежским телешоу. Но конечный сюжет не имеет почти ничего общего с оригиналом и был придуман Патриком Сомервиллем. Ранее он написал два романа, а также входил в команду сценаристов сериалов "Мост" и "Оставленные". Он числится создателем "Маньяка", автором сценария трёх серий, а также соавтором ещё четырёх.

Вместе с Сомервиллем разработкой сериала занимался Кэри Фукунага, постановщик фильмов "Без имени", "Джейн Эйр" и "Безродные звери", а также всех серий первого сезона сериала "Настоящий детектив". Фукунага не только принимал непосредственное участие в формировании сюжета, но также выступил соавтором сценария одной серии и единоличным режиссёром всего сериала.

Кто играет?

Главные роли исполнили Джона Хилл и Эмма Стоун. Они впервые стали известны благодаря комедийным ролям, а также уже играли вместе в начале карьеры – в комедии 2007 года "SuperПерцы". За последние 11 лет оба успели успешно попробовать себя и в драматических ролях. Хилл дважды номинировался на "Оскар" за второстепенные роли в лентах "Человек, который изменил всё" и "Волк с Уолл-стрит". А Стоун получила первую номинацию на "Оскар" за роль второго плана в "Бёрдмэне", а главная роль в картине "Ла-Ла Ленд" принесла ей премии "Оскар", "Золотой глобус" и BAFTA.



Оба главных актёра работают здесь на высоком уровне и обеспечивают своим героям симпатию со стороны зрителей. И если Стоун с уже привычной для зрителя лёгкостью смешивает в своём персонаже внешнюю дерзость с внутренней хрупкостью, то для Хилла роль тихого, но полного внутренних сомнений Оуэна – новая карьерная высота.



Запоминающимся получился персонаж Джастина Теру – это глава исследования доктор Джеймс Мантлрей. Теру долгое время играл на вторых ролях в комедиях типа "Ангелы Чарли: Только вперёд" и "Храбрые перцем", пока не блеснул в главной роли в сериале "Оставленные". В "Маньяке" актёр даёт волю своей эксцентричной стороне, создавая манерного и комичного учёного, в котором самовлюблённость соседствует с неуверенностью в себе.

В нескольких сценах сериала появляются Салли Филд ("Форрест Гамп", "Линкольн") и Гэбриел Бирн ("Подозрительные лица", "Корабль-призрак"). В последние годы этим киноветеранам редко предлагают роли в достойных проектах, а зря – они по-прежнему не растеряли талант и источают харизму при каждом появлении в кадре.

Стоит отметить, что Хилл, Стоун, Филд и Бирн в "Маньяке" играют несколько совершенно разных персонажей, что даёт им возможность наглядно проявить разные грани своего таланта.

Зачем смотреть?

Первое, что бросается в глаза во время просмотра "Маньяка", – это повествовательная насыщенность благодаря основной сюжетной завязке. Но здесь присутствует ещё и кинематографическая насыщенность. Согласно сюжету, во время сна герои генерируют у себя в голове новые миры и жизни. И делают они это, очевидно, основываясь на знаниях из области культуры, а в частности на просмотренных за всю жизнь фильмах. А как ещё современный человек может увидеть сон, где события происходят в другую эпоху или вообще в вымышленном мире? Только если в сознании уже есть соответствующие образы, которые зачастую берутся из искусства.



Получается, что "Маньяк" – это сериал о людях, которые в свою очередь рождают в голове собственное "кино", сотканное из собственных психологических травм. Такое метаповествование даёт авторам художественно обоснованную возможность не просто вступить сразу на несколько стилистических полей, а устроить полноценную занимательную игру с жанрами. Создатели любовно воспроизводят самые характерные элементы того или иного жанра, а затем доводят их до абсурда и сталкивают с эмоциональной достоверностью.

Наличие в "Маньяке" целого спектра разношёрстных историй предоставило широкое творческое пространство для работы художников. Ведь каждый подсюжет – это отдельный мир со своими декорациями, костюмами, гримом. Стоит признать, что эти миры не блещут глубокой проработанностью или оригинальностью, ведь это всего лишь миры краткосрочных снов, да ещё и основанные на других фильмах. Но свою функцию они выполняют отлично: каждый из них мгновенно сообщает зрителю, на какую эпоху или жанр нацелились создатели.

А вот действительно необычной и запоминающейся получилась "реальность", в которой живут герои сериала. Она представляет собой ретрофутуристическую версию ближайшего будущего, выполненную в эстетике 80-х. К примеру, в сериале уже существует искусственный интеллект, но общается с людьми он через мониторы с примитивной пиксельной анимацией уровня игровой приставки Sega. Такой стилистический выбор не несёт особой смысловой нагрузки – скорее авторы хотели создать подчёркнуто вымышленный, но узнаваемый и близкий зрителю мир. Реальность "Маньяка" богата остроумными деталями, и не только дизайнерскими. Здесь также присутствует несколько актуальных для нашего общества антиутопичных придумок в стиле сериала "Чёрное зеркало".



Как же всё это стилистическое разнообразие складывается в единую картину? Отчасти благодаря тому, что зачастую несколько сюжетов развиваются параллельно, и повествование сплетено вместе с помощью монтажа. Также остаётся последовательным стиль съёмки. Режиссура здесь уверенная, но неброская и экономичная. Такое художественное решение призвано не отвлекать зрителя от насыщенного сюжета. Исключение составляет одна впечатляющая сложностью постановки экшн-сцена. Но она происходит ближе к концу сериала, и её интенсивность подчёркивает общий повествовательный накал. Кроме того, цельность сериалу придаёт единство тона. А он здесь достаточно легковесный, что спасает "Маньяка" от излишней претенциозности. Главное, что вкрапления юмора не подрывают драматическую эффективность происходящего, потому что персонажи ведут себя искренне и даже не подозревают, что их поведение может казаться комичным.

Но основная ценность сериала в том, что это не просто повод для создателей побаловаться с причудливым материалом. Скорее, необычная завязка и постоянные прыжки между жанрами – это отвлекающий манёвр, призванный ошарашить и заинтересовать. Увлечённо наблюдая за происходящим, зритель через мимолётные детали, повторяющиеся образы и оброненные фразы успевает незаметно для себя понять суть психологических проблем персонажей. И речь идёт не только о двух главных героях – в "Маньяке", как и в жизни, тараканы в голове есть у всех, пусть большинство об этом и не подозревает.



Тем не менее история строится именно вокруг Энни и Оуэна – они являются эмоциональным центром сериала. Погружаясь в их сны, зритель постепенно проникается к ним симпатией и постигает разные грани их характера. А также вместе с ними проходит через эмоциональные трансформации. Поэтому даже если по сути сериал рассказывает о том, как пара человек несколько дней видели сны в лаборатории, после просмотра у зрителя остаётся ощущение, что он пережил большое и меняющее жизнь навсегда путешествие.

Главный минус

Как уже было сказано, в "Маньяке" отсутствует сюжет в его привычном понимании: по большей части на экране происходит последовательная череда снов. Поэтому любителям классических сериальных хитросплетений со сложными взаимоотношениями и интригами "Маньяк" может не понравиться.

Чем отличается от других сериалов?

"Маньяк" выделяется в первую очередь тем, что предоставляет зрителям возможность посмотреть несколько историй по цене одной. Что как минимум увеличивает его развлекательную ценность.

Помимо этого "Маняка" отличает амбициозность. И не только по части масштаба, хотя уровень и разнообразие костюмов и декораций сами по себе уже ставят сериал выше средней телевизионной планки. Но "Маньяк" также примечателен необычностью замысла и многослойностью повествования. И удивительней всего то, что результат приносит не только интеллектуальное, но и эмоциональное удовольствие. Ведь сложная сюжетная конструкция здесь базируется на простой и трогающей истории об одиноких людях.

Также стоит отметить, что "Маньяк" – это мини-сериал из 10 серий, который не предполагает продолжения. Каждая серия в среднем длится около сорока минут, и все они сфокусированы на продвижении истории вперёд, поэтому результат больше похож не на телесериал, а на шестичасовой фильм. Кэри Фукунага собственноручно поставил все серии. Это нестандартно для телевидения, где зачастую в съёмках одного сезона участвуют сразу несколько режиссёров, которые вынуждены сохранять единый визуальный стиль, а значит, имитировать чужое виденье. Благодаря тому, что "Маньяк" имеет законченную историю и снят одним режиссёром, его можно полноправно считать цельным художественным произведением. А это уже ощущается как глоток свежего воздуха, когда большинство сериалов оставляют впечатление поставленного на поток фабричного продукта.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter