
В Алматы прошла премьера байопика о судьбе репрессированного казахского историка Ермухана Бекмаханова. История первого доктора исторических наук в Казахстане, ставшего в советские годы жертвой гонений - он писал о Кенесары Касымове как предводителе народного восстания против колониальной политики Российской империи, а прослыл националистом - оказалась настолько детальной, что больше напоминала красивый документальный фильм. Впрочем, если показывать картину на уроках истории в школе, учителя бы вздохнули с облегчением: эту тему учащиеся освоили бы наверняка.
"Волнуюсь так, будто в первый раз представляю свой фильм", - поделился с журналистами режиссёр Сатыбалды Нарымбетов. Он признался, что шёл к экранизации жизни Ермухана Бекмаханова много лет, с тех пор как впервые узнал обо всех перипетиях его непростой жизни. Сценарий автор начал писать 5 лет назад, и только сегодня мы можем видеть результат.
"У меня было девять вариантов сценария, - признался Сатыбалды Нарымбетов журналистам. - И я старался снять так, чтобы ничего не исказить и не упустить ни одну важную деталь. В этом мне помогли дневники Халимы-апай (вдовы историка. - Авт.). И мы обращались и к профессионалам. Главным консультантом нашего фильма стал доктор исторических наук Мамбет Койгельдиев".
Какой из девяти вариантов сценария был выбран, так и осталось за кадром - возможно, тот, который ратует не за художественный вымысел, а за историческую правду. И хотя сам автор подчеркнул, что не претендует на документализм, некоторые вещи в фильме говорят об обратном. К примеру, поимённо названы все те, кто чинил препятствия талантливому историку и оказался виновен в его трагической судьбе.
Несмотря на то, что экранизированная история безусловно драматична – за право вернуть народу своего героя, человек поплатился всем, что у него было – глубоких эмоций картина не вызвала. В погоне за тщательным изложением фактов автор упустил главное - художественную ткань фильма, ту самую, что заставляет нас сопереживать герою. Персонажи получились простенькими и однозначными, один – мудрец, другой – подлец. Лучшей сценой стала встреча двух оппонентов в одном исправительно-трудовом лагере, что показывает: системе, уничтожающей своих граждан, безразлично, на какой ты стороне.
Актёрский состав в фильме неплох. В главной роли – популярный казахстанский актер Берик Айтжанов, роль хана Кенесары досталась Санжару Мадиеву. Актёр Азиз Бейшеналиев сыграл злодея-следователя. На вопросы журналистов о том, почему на роль постаревшей вдовы историка взяли не женщину соответствующего возраста, а молодую актрису Карлыгаш Мухамеджанову, режиссёр ответил оригинально: "Это символ. Она должна быть вечно молодой, как Джоконда".
"Мне очень понравилось, - оппонировала ей Халима-апа. - Всё было так, как показано на экране, Берик Айтжанов очень похож на моего мужа, Карлыгаш, конечно, немного другая. Я счастлива, что прожила с таким человеком всю жизнь и не жалею ни об одном дне с ним. Он был очень интересной и яркой личностью".
Фильм выйдет в прокат осенью.