В конце июля вся Германия ликовала: по итогам полугодия автоконцерн Volkswagen, владеющий такими всемирно известными брендами, как Audi, Seat, Škoda, Bentley, Bugatti, Porsche и Lamborghini, по числу проданных автомобилей вышел на первое место в мире. Позади остались и японская Toyota Motors, неизменно лидирующая по объёму продаж последние семь лет, и американский автомобильный гигант General Motors, с 2008 года мечтающий вернуть себе первую строчку в позиции "Самый крупный в мире автопроизводитель", которую он занимал на протяжении 77 лет.
Есть подозрение, что нынешний скандал вокруг Volkswagen Group в действительности с экологией имеет мало общего.
Экология как повод
Теперь же, после разразившегося в США скандала вокруг двухлитровых дизельных двигателей с турбонагнетателем и прямым впрыском топлива, которые c 2009 года устанавливались на продаваемые в Соединённых Штатах модели автомобилей Audi A3, Volkswagen Jetta, New Beetle, Golf и Passat, ведущий немецкий автоконцерн, скорее всего, будет скинут с условного пьедестала почёта. Когда анализируешь события общемировых продаж автомобилей за последний год, невольно закрадывается подозрение, что ныне нашумевшая история, связанная с подделкой результатов тестирования выпускаемых концерном Volkswagen дизельных двигателей на предмет вредных выбросов в атмосферу, в действительности с экологией имеет мало общего. Обращает на себя внимание, что тему о превышении предельных допустимых норм по выхлопам от автомобилей Volkswagen первой ещё 2014 году подняла американская некоммерческая организация с громким названием International council on clean transportation (ICCT - "Международный совет за чистый транспорт"). Замечательна она тем, что до последнего времени ранее о ней никто толком и не слышал.
Всезнающая Wikipedia размещает первую информацию о ней лишь 24 сентября 2015 года, когда скандал, связанный с дизельными двигателями от концерна Volkswagen, бушует уже почти неделю.
Имени Hewlett-Packard
Второй интересный момент заключается в том, что финансируется эта организация двумя частными фондами. Первый - ClimateWorks - учреждён Уильямом и Флорой Хьюллет. Второй - Energy Foundation - был создан супругами Дэвидом и Люсиль Паккард. Получается, что за ставшей в один момент знаменитой на весь мир организацией ICCT в действительности стоит американская корпорация Hewlett-Packard, которая, в свою очередь, имеет достаточно тесные контакты с General Motors. Например, одним из таких "связных" является Патрисия Ф. Руссо.
Любопытно, что согласно информации от агентства Bloomberg, госпожа Руссо с 2009 года и по настоящий момент занимает в General Motors Company посты независимого директора и председателя совета директоров комитета корпоративного управления, будучи одновременно членом исполнительного комитета по компенсациям и членом Комитета по финансам. Далеко не маленькие должности у этой симпатичной женщины и в корпорации Hewlett-Packard, где она - ведущий независимый директор и председатель совета по кадровой политике и вознаграждениям, и член комитета компании по назначениям, управлению и социальной ответственности.
Нельзя исключать, что это далеко не единичный случай.
"Масштабное" тестирование
Есть и ещё один интересный факт: свои выводы некоммерческая организация ICCT "имени Hewlett-Packard" сделала в 2013 году на основе тестирования… всего трёх (!) автомобилей. В распоряжении исследователей были по одной машине Passat и Jetta от Volkswagen и одна BMW X5. При этом ни в официальном пресс-релизе, ни в информационном бюллетене "Международного совета за чистый транспорт" нет упоминания ни о годе выпуска тестируемых автомобилей, ни об их фактическом пробеге на момент начала исследований. Сказано только, что все автомобили прошли по дорогам штата Калифорния по 6400 километров в течение 140 часов и 97 поездок в городском, смешанном и загородном режиме.
Справедливости ради, отметим, что в 2014 году ICCT провела ещё одно исследование неких 15 новых автомобилей на соответствие стандартам Euro-6 и Tier 2 Bin 5, однако кроме вывода, что дизельные двигатели выбрасывают в атмосферу оксида азота больше, нежели бензиновые, других недостатков в опубликованном релизе борцов "за чистый транспорт" как-то не наблюдается.
Можно говорить что угодно, но США до сих пор не подписали Киотский протокол.
Без нюансов - никак
Тем не менее, эти "странности" не помешали Агентству по охране окружающей среды США оштрафовать концерн Volkswagen на рекордную сумму в 18 млрд долларов, одновременно спровоцировав и масштабное падений стоимости акций ещё вчера лидера мирового автопрома со 162 до 106 долларов, и предстоящие проверки деятельности немецкого автопроизводителя в Южной Корее, Италии, Швейцарии и Франции. Нет, конечно, можно предположить, что главные американские экологи вдруг проявили заботу о чистоте воздуха в Соединённых Штатах, который столь нагло загрязняют дизельные автомобили от Volkswagen Group. Если бы не ряд нюансов. Штаты до сих пор не подписали Киотский протокол. И, судя по всему, не намерены подписывать обновлённую его версию на предстоящей в декабре этого года конференции в Париже.
Второе. Уровень продаж всех автомобилей от Volkswagen Group на американском рынке машин уже начал резко проседать в пользу продукции от General Motors, Ford и даже южно-корейского автоконцерна KIA. Что касается японских автопроизводителей, то они, похоже, до сих пор не оправились от скандала с бракованными подушками безопасности. Во всяком случае, согласно статистическим данным от ведущего американского автомобильного издания autonews.com, по итогам полугодия 2015 года, только концерн Toyota продал в США своих автомобилей почти на 9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Когда деньги важнее "позора"
Немалое число казахстанцев весьма подивила соглашательская реакция руководства Volkswagen Group на выдвинутые против него американской стороной серьёзные обвинения в подлоге информации. Дело дошло до того, что из-за спровоцированного "Международным советом за чистый транспорт" скандала в отставку подал генеральный директор VW Group Мартин Винтеркорн, передав бразды правления корпорацией руководителю компании Porsche Маттиасу Мюллеру.
Здесь вообще всё очень просто: если на рынке продаж новых автомобилей США доминирующее положение вновь займут General Motors и Ford, торговать машинами в Америке для Volkswagen Group будет по-прежнему выгодно. Тем более, что претензии предъявлены к автомобилям с дизельными двигателями, продажи которых на американском рынке составляют чуть выше 5%. А раз так, то вполне возможно, что в VW ради этого готовы потерпеть и временные унижения от США. К тому же нельзя исключать, что выплаты по выписанному Агентством по охране окружающей среды штрафу, в соответствии со специальным решением американского Конгресса, могут растянуть на несколько лет.