Прямой эфир Новости спорта

Умер режиссёр Бернардо Бертолуччи. Вот взгляд на его карьеру через 5 выдающихся фильмов

26 ноября в возрасте 77 лет от рака скончался именитый итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи.

Длинная карьера режиссёра отличается обращением к различным темам и успешным сотрудничеством со многими яркими кинодеятелями. В данной подборке собрано 5 выдающихся картин постановщика, которые раскрывают различные грани таланта Бертолуччи.

Перед революцией (1964 год)

Сюжет: Парма, 1962 год. Фабрицио – студент из обеспеченной семьи, воспитанный в католических традициях, в котором рождаются революционные настроения. Молодой человек подвергает сомнению буржуазные ценности, увлекается идеями коммунизма, исследует свою сексуальность. Но начать революцию, даже в самом себе, оказывается не так просто.

Реакция: вторая картина Бертолуччи, вышедшая, когда автору было лишь 24 года, была прохладно воспринята итальянскими критиками. Но зато получила престижную возможность провести премьеру в Каннах, что поместило режиссёра на радары международных критиков. К примеру, газета New York Times в 1964 году так описала Бертолуччи: "молодой талант с выдающимся потенциалом".



Коллаборация: здесь Бертолуччи впервые поработал с легендарным итальянским композитором Эннио Морриконе ("Хороший, плохой, злой", "Омерзительная восьмёрка"), с которым продолжит сотрудничать и после

Грань Бертолуччи: актуальность. В своей картине режиссёр фокусируется на назревающем в молодых людях чувстве неудовлетворения. Именно это чувство проявит себя в протестах по всему миру уже четыре года спустя, в частности в масштабных демонстрациях во Франции в мае 1968 года.

Конформист (1970 год)

Сюжет: Италия, конец 30-х. Доктор Марчелло Клеричи – зажиточный мужчина, который больше всего хочет жить нормально. Он – конформист, который согласен на всё, даже на помощь фашистскому правительству. Оно поручает герою убить сбежавшего во Францию антифашиста Луку Квадри, который когда-то был университетским преподавателем у Марчелло.

Реакция: "Конформист" удостоился премии "Давид ди Донателло" (итальянский "Оскар") за Лучший фильм, а также номинаций на "Оскар" за Лучший адаптированный сценарий и на "Золотой глобус"за Лучший иностранный фильм. Режиссёры Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола заявили, что эта лента значительно повлияла на их творчество.



Коллаборация: оператором ленты стал Витторио Стораро, который впоследствии прославится на весь мир и снимет такие картины, как "Апокалипсис сегодня" и "Красные", а также не раз поработает с Бертолуччи. Сам режиссёр будет описывать свои взаимоотношения со Стораро как "самую длинную любовную историю в моей жизни".

Грань Бертолуччи: интерес к истории. В "Конформисте" режиссёр фокусируется на прошлом в первый, но далеко не последний раз.

Последнее танго в Париже (1972 год)

Сюжет: Париж, конец 60-х. Американец среднего возраста Пол не может оправиться после самоубийства жены. После случайной встречи с молодой француженкой Жанной у Пола завязывается с ней роман. Боль и чувство вины героев выйдут наружу в их бурных сексуальных взаимоотношениях.

Реакция: Из-за большого количества непристойных сцен фильм был запрещён в некоторых странах, а в других подвергся монтажным изменениям или вышел ограниченным прокатом. Однако вызвал шумиху он не только фривольностью, но и художественной ценностью. Влиятельный критик издания New Yorker Полин Кейл заявила, что лента "изменила лицо киноискусства". А известный режиссёр Роберт Олтмен сказал после просмотра: "Моя личная и творческая жизнь никогда не будет прежней".



Коллаборация: На главную роль Бертолуччи пригласил Марлона Брандо ("Трамвай "Желание", "В порту"). Это сотрудничество оказалось полезным для обоих. Брандо, который в том же году снялся ещё и в "Крёстном отце", возродил угасающую карьеру. А Бертолуччи впервые поработал с заграничной звездой, что помогло ему обрести популярность среди широкого мирового зрителя. Оба также получили номинации на "Оскар": за Лучшую главную мужскую роль и Лучшую режиссуру, соответственно.

Грань Бертолуччи: романтические взаимоотношения. Здесь Бертолуччи впервые проявляет умение рассказывать небольшие, интимные истории о любви.

Последний император (1987 год)

Сюжет: картина рассказывает о жизни Айсиньгёро Пуи, последнего императора династии Цин, жившего в период с 1906 по 1967 год. Он взошёл на трон ещё будучи ребёнком, но так и не получил возможности править, и оказался в эпицентре политических изменений в Китае.

Реакция: "Последний император" – самая успешная в плане наград работа режиссёра. Фильм получил 9 "Оскаров", включая статуэтки за Лучший фильм, режиссуру, сценарий, и операторскую работу (снова Витторио Стораро). Помимо этого, в копилке ленты оказалось 4 "Золотых глобуса", 3 премии "BAFTA" и 3 статуэтки "Давид ди Донателло".

Коллаборация: самым важным для создания "Последнего императора" оказалось сотрудничество с правительством Китая, которое выделило для съёмок 19 тысяч солдат в качестве массовки, а также впервые позволило западным кинематографистам проводить съёмки в Запретном городе – самом большом в мире дворцовом комплексе, находящемся в Пекине. Фильм также стал первой работой режиссёра с японским композитором Риюти Сакамото ("Глаза змеи", "Выживший"), который получил за свою музыку "Оскар". Его следующая коллаборация с Бертолуччи в фильме "Под покровом небес" 1990 года принесёт японцу "Золотой глобус".



Грань Бертолуччи: масштаб. Режиссёр и раньше проявлял страсть к масштабному повествованию, о чём свидетельствует его лента "Двадцатый век", длящаяся 317 (!) минут и описывающая Италию с 1901 по 1945 год. Но в "Последнем императоре" режиссёр действует более сдержанно, и успешно умещает жизнь последнего императора в два с половиной часа экранного времени без всякого ущерба для художественной ценности фильма.

Мечтатели (2003 год)

Сюжет: Париж, май 1968 года. Среди молодёжи нарастают революционные настроения. Американец Мэттью приезжает в столицу Франции на учёбу, но большую часть времени проводит в киноархиве за просмотром фильмов. Там же он знакомится с близнецами Изабель и Тео, которые разделяют его страсть к кино. Начавшись с интеллектуальных бесед, отношения между героями перетекают в дружеские, а затем и интимные.

Реакция: "Мечтатели" получили сдержанно позитивную реакцию. Однако один из самых известных критиков Америки Роджер Иберт дал фильму наивысшую оценку и назвал его "необыкновенно красивым".



Коллаборация: Сотрудничество Бертолуччи в данной картине одностороннее, но от этого не менее, а может быть и более интересное. Дело в том, что здесь режиссёр использует историю кино как основную базу для вдохновения, часто цитируя классиков, а иногда и напрямую используя клипы из фильмов прошлого.

Грань Бертолуччи: рефлексия. Режиссёр намеренно выбирает материал, который вновь поднимает пройденные им темы: Париж конца 60-х, размышляющий о революции молодой человек, нарушение сексуальных табу. Но если, в начале карьеры режиссёр находился под влиянием французской кинематографической Новой волны, то теперь он уже и сам стал частью истории кино. В "Мечтателях" он обращает взгляд на себя и рефлексирует через призму времени и искусства.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров