Прямой эфир Новости спорта

У героев Олимпиады из-за допинга хотят забирать подаренные квартиры. Что об этом думают спортсмены?

Фото sportarena.com
Фото sportarena.com
Журналист Informburo.kz поговорил с титулованными казахстанскими спортсменами и выяснил позицию Министерства культуры и спорта о новом законопроекте.

Допинг-скандалы, которые стали случаться чаще, заставили Министерство культуры и спорта Республики Казахстан ужесточить наказание для спортсменов и тренеров национальных сборных. За нарушения антидопинговых правил на международной арене их теперь хотят лишать не только ежемесячной зарплаты от государства, как это было всегда, но и призовых, места в команде, а также спортивных званий. Более того, первые будут обязаны вернуть квартиры, если они получили их за медали на Олимпийских играх, вторых же, ко всему прочему, накажут ещё и штрафом в размере до 200 МРП.

Эти дополнения Министерство культуры и спорта внесло в законодательные акты РК по вопросам физкультуры и спорта, однако неизвестно, когда эти изменения вступят в свою силу, так как проект сначала должен одобрить мажилис, потом его будет рассматривать сенат, а окончательное решение примет глава государства.

Что думают спортсмены?


Ислам Байрамуков

Ислам Байрамуков / Фото из личного архива спортсмена


Серебряный призёр Олимпиады 2000 года по вольной борьбе Ислам Байрамуков считает, что не только спортсмены и тренеры должны нести ответственность за нарушение антидопинговых правил на том или ином международном соревновании.

"Я за любую борьбу с этим злом под названием "допинг", тем более предложения неплохие, и теперь люди будут знать, что они потеряют, если захотят всех обмануть. Естественно, не нужно их жалеть в таком случае. Однако согласно документу почему-то не предусмотрено никакого наказания для самого Министерства культуры и спорта РК, а также Национального олимпийского комитета и федераций, которые, собственно, и должны отслеживать все эти процессы с допингом в стране: тщательнее смотреть за спортсменами, чем они занимаются, что едят, какие медикаменты употребляют. Ведь всё равно через их сито проходят сборные перед тем как куда-то выехать на международные старты. Если они дома проверили ребят – все "чистые", и пустили на соревнования, то не думаю, что уже там у них что-то другое обнаружат, - убеждён Байрамуков. – Но в итоге всю ответственность хотят переложить только на тренеров и спортсменов, работающих на имидж страны. Мне кажется, это ошибочно. Ребята сами себе не принадлежат, когда речь идёт о чемпионатах мира и Олимпийских играх. Получается, документ однобокий в моём понимании. Все должны нести ответственность – они как ни крути плывут в одной лодке".

Также Байрамуков объяснил, как на самом деле в Казахстане должна проявляться "нулевая терпимость" к допингу.

"Возьмите легендарного велогонщика Лэнса Армстронга, которого в 2012 году пожизненно дисквалифицировали за многократное применение допинга и лишили всех спортивных титулов, полученных с 1998 года. В своё время все с ума по нему сходили, а сейчас о нём уже мало кто помнит, так как американца из-за того, что он всех обманывал, просто размазали по стенке, сравняли с землёй, теперь он нигде не востребован, его не приглашают сниматься ни в социальных, ни в рекламных роликах. Вот это и есть "нулевая терпимость" к допингу, именно так гражданское общество в Казахстане и должно относиться к непорядочным спортсменам. Это ведь тоже самое, что и договорные матчи, подкуп судьи в футболе, - считает Байрамуков. – А тот же Армстронг, между прочим, был другом экс-президента США Джорджа Буша-младшего. Но где он теперь? О нём вообще ничего не слышно".


Владимир Седов

Владимир Седов / Фото Reuters


Чемпион мира 2009 года по тяжёлой атлетике Владимир Седов заявляет, что он никогда не употреблял запрещённые препараты, но так получилось, что за свою карьеру титулованный штангист дважды нарушил антидопинговые правила. Первый раз это произошло в 2006 году, когда его дисквалифицировали на два года, а уже в 2016 году в его анализах, которые он сдавал ещё на пекинской Олимпиаде в 2008 году, МОК и WADA при перепроверке вновь обнаружили анаболический стероид станозолол. В итоге Седов сейчас ожидает решения Международной федерации тяжёлой атлетики о сроке своей второй дисквалификаци. Его точку зрения об инициативе Министерства культуры и спорта РК куда более жёстко наказывать провинившихся спортсменов было очень интересно услышать.

"Это не совсем справедливо, потому что запрещённые препараты не всегда намеренно попадают в организм спортсмена через него самого или его тренера. Можно сходить в ресторан и съесть некачественное мясо либо завтра какой-нибудь подонок подсыпет тебе в еду допинг, и что теперь оба должны из-за этого страдать? Бывает и такое, что попадаются плохого качества витамины, – говорит Седов. – Но раз речь идёт о наказании, то нельзя только спортсмена и тренера делать виноватыми. Пусть тогда МКС, НОК и федерации тоже несут ответственность, если кто-то из ребят провалил контроль. Ведь именно они отвечают за спортсменов и их подготовку к крупнейшим стартам планеты, проверяют на допинг перед каждым международным соревнованием. Так что это какой-то бред! Кто писал этот документ, себя пусть накажут, а не хотят этого делать! Министр разве не должен отвечать за своих спортсменов? Естественно, должен".


Ольга Шишигина

Ольга Шишигина / Фото Reuters


Олимпийская чемпионка 2000 года по лёгкой атлетике и депутат мажилиса Ольга Шишигина показала, как решение Министерства культуры и спорта Республики Казахстан может негативно сказаться на развитии отечественного спорта.

"Это палка о двух концах: с одной стороны – жёстко, а с другой – правильно. Жёстко, потому что человек на крупнейшем старте планеты выиграл медаль, с флагом Казахстана прогремел на весь мир, стало быть он уже свою страну прославил. А раз так, то в отношении его должны быть какие-то смягчающие обстоятельства, если он после своего триумфа, вдруг, провалил допинг-контроль. Забрать квартиры, премии и прочее? Насчёт денег я согласна – их можно отдать, а вот жилплощадь... Здесь, конечно, нужно ещё думать, поскольку очень важно сохранить у спортсмена мотивацию, чтобы во время своей дисквалификации он восстановился к следующему старту, опять там выступил за страну, но уже знал: на старые грабли наступать нельзя, - говорит Шишигина. – Что же касается тренеров и спортивных врачей, то здесь, конечно, раздор очень большой идёт, так как очень легко на кого-то свою вину переложить. Тем более, бывают и такие ситуации, когда запрещённые препараты попадают в организм спортсмена через еду либо через биологически активные добавки, где изготовители не указывают наличие в них запрещённых элементов. Да и потом, если так жёстко наказывать тренеров и врачей, коих у нас и так очень мало в Казахстане, тогда этим людям совсем нет смысла работать в профессиональном спорте. Первым легче набрать группу здоровья и с ними заниматься за деньги, чем брать на себя большую ответственность - никто ведь не хочет, чтобы его потом всего лишили. Вторые же и вовсе откажутся теперь нас курировать, потому что им скажут: вы присутсвовали, значит, вы виноваты. У нас легко его найти".

По мнению Шишигиной, Министерство культуры и спорта РК тем самым хочет скинуть с себя всю ответственность.

"Я сейчас вхожу в комиссию ЕАЭС, где мы, представители пяти стран, сидим и не знаем, как этот вопрос с допингом решить, а у МКС уже всё готово. Какие молодцы! Они сначала бегут впереди паровоза, а потом опять начинают исправлять: "Ой, это была ошибка". Нужно серьёзно подходить к этому вопросу. Нельзя так. Министерство культуры и спорта РК всю ответственность хочет с себя скинуть. Получается, у нас все кто угодно будут виновны за допинг, но только не чиновники и не организации, которые тоже отвечают за спорт в Казахстане, - прогнозирует Шишигина. – У нас следующее заседание комиссии будет только в сентябре, а Министерство уже тогда хочет занести проект в парламент. Конечно, комплиментов они получат много, потому что одни будут говорить: "Да, правильно". Но так будут делать только те люди, которые ничего не смыслят в спорте, а те, кто хотя бы чуть-чуть разбираются, конечно, будут говорить, что это неправильно".


Ян Савицкий

Ян Савицкий / Фото Reuters


Четырёхкратный чемпион Азиатских игр по биатлону Ян Савицкий уверен: если предложения Министерства культуры и спорта Республики Казахстан будут утверждены, то сами спортсмены в финансовом плане останутся у разбитого корыта.

"Мне кажется, Министерство культуры и спорта РК дико перебарщивает и просто хочет умыть руки. Например, если спортсмен нарушил антидопинговые правила, то его результат и так будет аннулирован, а медаль отобрана. Это уже серьёзный удар по карьере и репутации, - убеждён Савицкий. – Хорошо, пусть он родному государству ещё и квартиру вернёт, раз успеха он добился на Олимпийских играх. Но зачем лишать человека премиальных, которые он, скорее всего, уже потратит или куда-то вложит, пока выяснится: попался он на допинге или нет. Как он потом их должен возвращать? Тем более, не забывайте, что его дисквалифицируют, а во время отбывания наказания он перестанет получать ежемесячную зарплату от государства. Получается, совсем без носков останется. Даже звания предлагают забрать".


Виктор Демьяненко

Виктор Демьяненко / Фото championat.com


Серебряный призёр Олимпиады 1980 года по боксу Виктор Демьяненко во всей этой допинговой истории убеждён в одном: наказывать нужно не спортсменов и их тренеров, а только врачей.

"В каждой сборной есть медицинская бригада, которая отвечает за восстановление и фармакологию. Вот их и нужно дисквалифицировать и лишать всего. Сам спортсмен ведь себе не принадлежит, когда речь идёт о том, какую диету ему держать или какие медикаменты принимать. Что ему дают, то он и пьёт. По себе знаю. Так что именно врачи должны лучше работать, идти в ногу со временем, знать весь список запрещённых препаратов от Всемирного антидопингового агентства. Тогда и не будет никаких "сюрпризов", - считает Демьяненко. – С другой стороны, наказание, которое предлагает Министерство культуры и спорта РК очень сильно должно подействовать на ребят, ибо они теперь будут знать, что лишатся всего, если, вдруг, решат самостоятельно что-то там употреблять, не сказав об этом доктору".


Людмила Прокашева

Людмила Прокашева / Фото Reuters


А вот бронзовая призёрка Олимпиады 1998 года и экс-главный тренер сборной Казахстана по конькобежному спорту Людмила Прокашева лишь частично согласна с Демьяненко.

"Ничего не могу сказать против спортсменов. Мало того что они переносят огромные физические нагрузки, так ещё и психологически им тяжело. Следовательно, вся ответственность должна ложиться на врача и тренерский штаб сборной, который готовит ребят к международным стартам и требует от них высоких результатов. Иногда спортсмены даже не знают, что им дают пить или какой укол им поставили, - признаётся Прокашева. – Но потом выходит, что спортсмен попался на допинге, и тут начинается общественное порицание. Естественно, это несправедливо, так как спортсмен не виноват, что во время подготовки к соревнованиям тренер что-то ему там посоветовал, хотя от последнего тоже требует результат Министерство культуры и спорта РК, а уже от этого ведомства – руководство страны. Получается, замкнутый круг. Но всё равно наказывать нужно не спортсменов, а тренеров. Именно они идут на этот риск. Сам спортсмен никогда не пойдёт на нарушение антидопинговых правил без позволения тренера. Я в это не верю. Даже если и забирать медаль, то я с этим согласна, однако лишать спортсмена подаренной квартиры – лишнее. Он в таком случае быстро начнёт переписывать её на своих родственников".

Позиция Министерства культуры и спорта РК


Сакен Мусайбеков

Сакен Мусайбеков / Фото primeminister.kz


Вице-министр культуры и спорта РК Сакен Мусайбеков объяснил, почему его ведомством были выбраны именно такие жёсткие меры по отношению к казахстанским спортсменам и тренерам.

"В настоящее время применение допинга стало одной из самых актуальных проблем в мировом спортивном движении. Использование допинга создаёт неравенство условий соревновательного соперничества между спортсменами, употребляющими и не употребляющими стимуляторы, создаёт угрозу здоровью и жизни спортсменов, а также их нравственности, влечёт падение престижа спорта высших достижений в глазах общественности. Кроме того, усиливающаяся тенденция проникновения допинга в массовый и юношеский спорт разрушает здоровье подрастающего поколения, – заявил informburo.kz Мусайбеков в письменном ответе. – Понимая всю серьёзность и масштаб опасности исходящей от допинга, возникла необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по ужесточению ответственности за нарушения антидопинговых правил в отношении спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта. Кроме того, обусловленные меры необходимо привести в соответствии с международными антидопинговыми нормами, как требует того Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте и Всемирным антидопинговым кодексом".

Также Мусайбеков рассказал, какое наказание предусматривается для самого Министерства культуры и спорта РК, Национального олимпийского комитета и республиканских федераций в случае нарушения антидопинговых правил казахстанскими спортсменами на крупнейших стартах планеты. Потому что именно эти организации отвечают за сборные и, перед тем как отправить их на международные соревнования, проверяют на наличие запрещённых препаратов.

"Если будут установлены факты причастности к нарушениям антидопинговых правил любого сотрудника перечисленных Вами организаций, будут применены все меры наказания, предусмотренные законодательством РК в области противодействия допингу в спорте".

Но как именно Министерство культуры и спорта РК собирается доказывать вину спортсменов и тренеров? Ведь не всегда допинг попадает в организм первых намеренно.

"Расследование любого случая нарушения антидопинговых правил любым участником спортивного движения (спортсмен, тренер, менеджер, врач и так далее) и определение степени его вины проводится сотрудниками Национальной антидопинговой организации согласно правилам и положениям Всемирного антидопингового кодекса, международного стандарта по тестированию и расследованиям, а также, согласно техническим документам и протоколам WADA. В случае доказательства отсутствия вины или незначительной вины или халатности, наказание за использование допинга может быть минимальным, вплоть до отсутствия санкции. При выявлении допинга на международных соревнованиях, наложение санкции и определение срока дисквалификации производится международной федерацией по виду спорта".

По словам вице-министра, в случае подписания главой государства указанных поправок, закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Поделиться:

Новости партнеров