Тема солдат из Туркестана, оказавшихся сначала в немецком плену, вынужденных вступить в Туркестанский легион, а затем примкнувших к европейскому национально-освободительному движению, мало изучена историками. Российские архивы, содержащие эти материалы, до сих пор засекречены, а западные были недоступны казахстанским исследователям из-за недостатка финансирования.
Мы встретились с доктором исторических наук, профессором Гульнарой Мендикуловой, возглавляющей проект "Участие казахов во Второй мировой войне в Западной Европе", чтобы узнать о последних архивных находках.
Гульнара Мендикулова не раз слышала от отца-фронтовика Малбагара Мендикулова, ушедшего на фронт с поста главного архитектора Ташкента, как в 1960 году во время поездки группы советских архитекторов в США он встретил в Нью-Йорке таксиста казаха, бывшего туркестанского легионера. Тема невозвращенцев из числа казахов, оказавшихся на фронтах Второй мировой войны, с тех пор стала для Гульнары составной частью темы изучения истории казахской диаспоры.
В 1994 году уже во время поездки в Америку Гульнаре удастся записать интервью с двумя бывшими легионерами – Кунтуганом Базильбековым (тем самым таксистом, с которым отец встречался в мае 1960 г.) и Мухтаром Карабаем. Конечно же, она спросит их: как они оказались в легионе? И они рассказали, что голодные и замёрзшие, после нескольких побегов, они находились в крайне униженном состоянии в немецких концлагерях, куда попали сразу же после начала войны. И у них было два пути: быть расстрелянными или вступить в легион. Не у всех, но у многих ни о какой идеологической подоплёке их мотивов вступления в легион не было и речи.
Поэтому не случайно, что многие из бывших легионеров в последующем оказались активными участниками Французского Сопротивления. Нам об этом было известно из их воспоминаний. А позже были найдены и документы. Начиная с 1990-х годов, чтобы факты участия казахстанцев в партизанских отрядах Франции стали достоянием общественности, немало усилий приложило и прилагает посольство Казахстана во Франции. Документальных фактов на эту тему крайне мало. Но постепенно этот вакуум заполняется новыми сведениями. В архивах Франции Гульнаре Мендикуловой удалось обнаружить совершенно новые документы, свидетельствующие об участии казахов в движении Сопротивления. Они позволят вернуть из забвения имена людей, которые считались без вести пропавшими.
– Что вам уже было известно до ноября 2015 года?
– В 2009 году в Музее французского Сопротивления я нашла фотографию из газеты Defense de la France, на которой запечатлены обнажённые, измождённые голодом и длительным пребыванием в концлагерях азиатские мужчины. Подпись под фото была: "Русские военнопленные". Кто они? Как их зовут? Эти вопросы не давали покоя. Так начались первые поиски военнопленных казахов и туркестанцев во Франции. Тогда же в Институте восточных языков и цивилизаций (INALCO) в архиве Мустафы Шокая были обнаружены списки казахских, узбекских, кыргызских, таджикских военнопленных. Это тысячи фамилий! То были советские солдаты и офицеры, преимущественно выходцы из Центральной Азии, которые в октябре 1941 года уже оказались в немецких концентрационных лагерях. И скорее всего, до сих пор числятся в списках без вести пропавших. Отношение к ним в лагерях было ужасное: из-за того, что внешне и из-за физиологии (мусульмане, как и евреи, делают обрезание) их принимали за евреев, уничтожали десятками, а то и сотнями.
"Дикие носители большевистской заразы"
– Известный политэмигрант Мустафа Шокай, побывав в концентрационных лагерях, был поражён тем, как содержались советские военнопленные, – продолжает Гульнара Мендикулова. – В октябре 1941 года он пишет письмо своему соратнику по эмиграции Вали Каюмхану:
"Теперь уже общеизвестно, что жизнь наших военнопленных соотечественников очень ненормальна и тяжела. Всюду они жалуются на плохую пищу и отсутствие одежды – огромное большинство бродит в полуголом состоянии, на отсутствие жилья – до сих пор (октябрь) во многих местах люди проводят целые сутки под открытым небом, укрываясь на ночь в вырытых ими самими в земле "волчьих ямах". Самое страшное я видел в лагере Дембица. Здесь живут только кавказцы, туркестанцы и волго-уральские, то есть те, которых каждодневная "вохеншауная" ("Вохеншау" – немецкое еженедельное обозрение. – Авт.) агитация в кинотеатрах обзывает "дикими носителями большевистской заразы". Припомнил я об этом не зря. Первые же непосредственно разговоры с нашими раскрыли мне жуткие картины тамошней лагерной жизни. Расстрелы без конца. Из рассказов наших, а также военнопленных татар, кавказцев видно, что из 40 тысяч прибывших сюда человек осталось в живых около 25 тысяч, остальные погибли…"
– Что удалось обнаружить нового?
– Впервые обнаружены документы, карты и фотографии, свидетельствующие об участии бывших военнопленных туркестанцев в движении французского Сопротивления. Например, две фотографии 1944 года, на которых изображён момент прохождения Первого советского партизанского полка во время парада в честь освобождения Тулузы. На одном фото можно различить лица двух азиатов – кавказца и европейца – участников полка. Моя коллега по проекту, кандидат исторических наук Анар Габдулина отправилась в Норвегию, чтобы дополнить сведения, найденные мною в 2008 году. Это были списки казахов, которые оказались в лагерях военнопленных на территории Норвегии и попали туда, по нашей гипотезе, из Финляндии и Швеции. Возможно, в результате советско-финской войны. Либо попали в плен, воюя на северных фронтах.
– Как работалось в зарубежных архивах?
– Чтобы найти то, что нас интересует, приходилось перелопачивать горы документов и килограммы архивной пыли. Например, в муниципальном архиве Тулузы дела хранятся не лучшим образом. Они не систематизированы по годам, как мы привыкли, как это делается в наших архивах. Документы 1945 года могут находиться после документов 1950-х годов. Неплохой архив в Альби. В Норвегии многие дела оцифрованы, что значительно облегчает работу исследователей.
– Указывался ли в списках социальный статус и уровень образования выходцев из Туркестана?
– Безусловно. Если открыть списки из архива Мустафы Шокая, то это были люди со средним и зачастую высшим образованием. Среди них были учителя, инженеры, техники, повара, рабочие, трактористы, комбайнёры, счетоводы, крестьяне и др. Среди других представителей региона, например Узбекистана, много было дехкан, встречаются и другие профессии.
Под небом Франции
– Каким образом казахи попали во Францию?
– В 1943 году немцы испытывали трудности из-за побед советской армии на действующих фронтах. К тому же легионы, которые они сформировали из числа туркестанцев, отказывались воевать с советскими войсками. Поэтому решено было использовать их на оккупированных территориях против партизан либо в шахтах Франции. Там в лагерях, близ городов Кармо и Альби они и содержались. Но и тут, чувствуя приближение советских войск, военнопленные не сидели сложа руки. Один из участников французского Сопротивления Ахмет Бектаев, врач по образованию, в своей книге "Под небом Франции" рассказывал, что в лагере близ Кармо была создана подпольная организация коммунистов, которую возглавляли он и украинец Пётр Дьячук. Члены организации установили связи с французскими партизанами (макизарами). И 16 июня 1944 года (эта дата уточнена по архивным документам), убив охранников лагеря, к ним бежали 46 туркестанцев, среди которых были казахи, узбеки, киргизы, туркмены и другие.
В Национальном архиве в Париже обнаружена переписка, воспоминания, документы о создании Первого советского партизанского полка, в котором казахи воевали бок о бок с грузинами, украинцами, русскими и представителями других народов. Если бы не Ахмет Бектаев, написавший 29 марта 1968 года авторам воспоминаний письмо об участии казахов в отрядах макизар, обнаруженное во французском архиве, вряд ли мы бы смогли узнать об этом героическом прошлом наших соотечественников.
Мне удалось найти новые фамилии воевавших вместе с партизанами, такие как Исмаилов, Карамергенов, Мухамеджанов, Абдуллаев и многие другие.
Из воспоминаний Ахмета Бектаева мы также знали, что туркестанцы состояли в нескольких партизанских группах, в частности, в группе "Сталинград". Причём наших бойцов называли "монголами". И в архиве департамента Тарн, который находится в Альби, я обнаружила карту, на которой отдельно отмечены группы макизар, группа "Сталинград", в которой сражались казахи, и отдельно выделена партизанская группа "Монголы". Всё это требует дальнейшего подробного изучения.
Также я нашла официальные документы, косвенно подтверждающие участие казахов в движении Сопротивления. Это целая переписка полицейского департамента по поводу одного неприятного инцидента, происшедшего в мае 1945 года. В одном их местных кафе произошла драка французов с "монголами". Участники потасовки попали в полицейский участок. Коменданту лагеря, где содержались 250 героев, освобождавших юг Франции, казаху Зунуму Жаманкулову пришлось писать объяснительную о том, что произошло. Суть конфликта заключалась в том, что спустя год после освобождения Франции местные жители забыли о том, что эти люди героически сражались за них с фашистами. После долгого разбирательства префект полиции признал неправоту местных жителей, благодаря чему советские участники инцидента не были наказаны.
Ода любви на войне…
– Не обошлось и без галантных историй, – признаётся Гульнара Мендикулова. – Мне посчастливилось найти автобиографию Галихана Сарсенова, советского военного специалиста из Кокпекты Семипалатинской области. Его отец, Биахмет Сарсенов, был видным деятелем партии "Алаш". Галихан учился в Тамбовской авиашколе истребителей. Сведения о нём обрываются с началом войны. А затем его следы находят... в Голландии! В 1945 году в городе Утрехте он женился на средней дочери бывшего короля Голландии, принцессе Иоке Мульдерса. Она родила ему сына – Херата. Но когда он должен был вернуться в Алма-Ату, взять жену и сына ему не разрешили. Двухлетний Херат с матерью остались в Голландии. Иока Мульдерса с сыном приезжала в СССР в 1959 году в сопровождении Генерального секретаря Хуанке, но Галихан Сарсенов не встречался с ними. Он уже был женат на другой женщине. К тому же ещё в 1948 году в Аягузе его предупредили сотрудники МГБ (Министерство государственной безопасности СССР. – Авт.) о тех последствиях, которые могут быть, если он попробует выехать в Голландию.
Другая история любви – Манаса Нугманова и француженки Алис Сегий, от которой на свет родилась девочка по имени Моник-Светлана – была описана доктором политических наук Бахыт Садыковой. История поисков повзрослевшей Моник своих казахских корней легла в основу французского документального фильма "Ради горсточки земли". В центре повествования – друзья, бывшие военнопленные, а затем участники Туркестанского легиона Манас Нугманов, Кадем Жуманиязов и Ахмет Бектаев. После переброски во Францию они ушли к французским партизанам и освобождали юг страны от фашистов. После войны все они вернулись на Родину, где их ждали лагеря, долгие годы неприятия и непонимания. Манас Нугманов был осуждён на 10 лет лагерей. Возвращаться в Казахстан он уже не стал – остался жить в России, неподалёку от мест, где отбывал наказание. О Кадеме Жуманиязове найдены новые сведения: оказалось, что он участвовал в гражданской войне в Испании. После участия в партизанском движении Франции работал в комиссии по сбору и отправке на родину советских военнопленных. Он, к слову, был одним из участников парада в Тулузе, который принимал де Голль. Вернулся домой в 1946 году, а через два года погиб при трагических обстоятельствах. Ахмет Бектаев прожил всю жизнь после войны в Шымкенте и умер в окружении любящей семьи, в глубокой уважаемой старости.
Ценные находки из семейных архивов
– После публикаций о находках 2009 года со мной стали связываться родственники наших солдат, сражавшихся за освобождение Франции, – профессор Гульнара Мендикулова показывает фотографию. – Это фото Ахмета Ергалиевича Субалова, который участвовал в движении французского Сопротивления на юге Франции. Её обнаружили в селе Берючки Камызякского района Астраханской области. Прислал мне её племянник Ахмета Субалова – Айвар Субалов. На обороте дата – 9 июля 1945 года. Это означает, что спустя год после военных действий по освобождению Тулузы, Кармо, Альби и других населённых пунктов на юге Франции бывшие военнопленные ещё оставались там! На обороте фото указаны три фамилии – Гусейнов, Субалов, Карабанев.
По рассказам Айвара Субалова, его дядя вернулся на Родину в 1946 году и вскоре умер. Всё тело его было в рубцах: в лагерях над пленными издевались, избивали шомполами, эти раны потом почти не заживали. К тому же у него были отбиты все внутренности. Но времена были трудные, и Ахмет Ергалиевич пошёл работать грузчиком в астраханский морской порт. В 1946 году он умер на рабочем месте. Сейчас его родственники живут в Астраханской области России, в Алматы и в Алматинской области.
Из Павлодара прислали фото удостоверения Первого советского партизанского полка №18, выданное Шашубаю Бейсембину, сержанту советского гарнизона во французском городе Альби. Прислал мне этот снимок его сын – Мурат Бейсембин. Уникальность раритета в том, что это официальный документ, подтверждающий, что казахстанцы были одними из первых при формировании этого полка и активно участвовали в боях за освобождение Франции.
Вместо послесловия
– Многие казахстанцы до сих пор ищут своих родных, пропавших без вести в самые первые дни войны и после, – говорит Гульнара Мендикулова. – И если эта информация прольёт хоть какой-то свет на их судьбу – значит, работа была проделана не зря. Все найденные мною и моими коллегами документы будут опубликованы в ближайшее время отдельным сборником документов. Я также призываю всех, кто имеет интересные документы или информацию о своих родных и близких, участвовавших в этой страшной войне, присылать свои материалы мне на электронный адрес gmendikul@hotmail.com либо публиковать на специально созданной мною страничке в Facebook. А наша работа продолжится. Документы, которые нам нужны, хранятся в национальных и муниципальных архивах Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Голландии, Италии, Швеции и Великобритании.
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить огромную благодарность Берлину Кенжетаевичу Иришеву, Меруерт и Жерару Бретон, сотрудникам всех архивов и музеев, где я изыскивала документы о казахах. Только благодаря их помощи в такой короткий срок были найдены столь важные для нас всех документы.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6514
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5392
- 1
- 6
-
3🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2761
- 0
- 5
-
4🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2442
- 3
- 18
-
5👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2478
- 2
- 39
-
6🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2519
- 0
- 8
-
7🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2422
- 1
- 16
-
8💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2384
- 2
- 27
-
9🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2447
- 6
- 105
-
10⛈ На США обрушился "циклон-бомба": власти готовятся к тяжёлым последствиям
- 2395
- 0
- 21