Встреча гостей и экспертов ІІІ Международного горного спортивного фестиваля началась с минуты молчания: присутствовавшие почтили память 25-летнего олимпийского призёра и спортивного бренда страны Дениса Тена, трагично погибшего накануне. Привлекательность мегаполиса для иностранных и внутренних туристов в контексте криминогенной и экологической ситуации в Алматы, впрочем, в повестку дня не включили.

Как считают организаторы, это одна из авторитетных площадок для обсуждения развития рынка международного туризма, горнолыжных курортов и популярных горных видов спорта. Эксперты собрались на Шымбулаке, чтобы пообщаться на тему "Механизмы развития горного туризма и массового спорта в Алматы: сегодня и завтра". Informburo.kz пересказывает основные тезисы выступлений спикеров.


Минутой памяти казахстанцы и гости страны проводили Дениса Тена

Минутой памяти казахстанцы и гости страны проводили Дениса Тена / Фото Руслана Минулина

Какие интересы у туристов?

Сегодняшние $19,5 тыс. ВРП на одного жителя Алматы соответствуют уровню столиц и крупнейших городов Центральной и Восточной Европы, считает Асель Жунусова, замакима Алматы. И городские власти намерены удержать за мегаполисом статус одного из основных драйверов экономического роста Казахстана. Одним из важнейших направлений развития Алматы является туризм. Пятая часть всех посещений, включая внутренние 40%, приходится на Алматы. Город занимает третье место в списке самых недорогих для жизни городов по рейтингу The Economist Intelligence Unit. За последние три года количество туристов росло на 14%, в прошлом году благодаря Универсиаде и EXPO – на 20%. В период с января по май текущего года через аэропорт уже прибыло 232 тысячи иностранных туристов, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В акимате даже проводили опрос туристов – как внутренних, так и иностранных, – чтобы определить, почему сюда приезжают. Преобладающая часть иностранных туристов из Европы и Азии (порядка 60%) выбирают Алматы как место с первозданной природой, то есть их влечёт экотуризм. 55% казахстанских туристов чаще приезжают в поисках "различных активностей и развлечений", как сказала Жунусова. В этом сочетании она видит уникальность города.

Наблюдается рост интереса к городу Алматы и на мировой платформе TripAdvisor. За два года количество просмотров нашего микросайта увеличилось в 140 раз: преимущественно микросайт Алматы посещают граждане России, США, Великобритании, Индии и Германии. Горы, что в 30 минутах от центра города, – это огромный потенциал для развития экотуризма: в этой связи в акимате приступили к разработке мастер-плана развития горного туризма – совместно с Иле-Алатауским парком, администрацией Алматинской области и компанией "Казах Туризм". В его рамках будет как развитие горнолыжных курортов, так и горных троп для хайкинга, треккинга с общей протяжённостью более 500 км.


Городские власти пригласили на фестиваль именитых лоббистов индустрии развлечений и селебритиз-путешественника

Городские власти пригласили на фестиваль именитых лоббистов индустрии развлечений и селебритиз-путешественника / Фото Руслана Минулина

Даже число посетителей Международного горного спортивного фестиваля выросло за год на порядок – до 23 тысячи человек в 2016 году. В нынешнем году здесь ждут 25 тысяч гостей. Три дня фестиваля – это Almaty Mount Forum плюс соревнования по спортивному скалолазанию, по маунтин-байку, плюс восхождение на пик Молодёжный.

Большой австрийский секрет

Среди заявленных спикеров большинство мест в президиуме получили представители Австрии. На слайде презентации Михаэля Мюллера, главы торгового отдела посольства Австрии в Казахстане, перечёркнут знак равенства между флагами Австрийской Республики и Республики Казахстан. Сравнение двух государств он делает для того, чтобы ответить на вопрос, куда и как развиваться Алматы. Михаэль прожил в Казахстане восемь лет и всю свою презентацию общается с аудиторией на достаточно понятном русском языке и даже признался слушателям и зрителям "мен Алматы жақсы көремін" ("люблю Алматы").

В Австрии развитием местного туризма на бесплатной основе, в качестве общественной нагрузки занимаются более полумиллиона человек – это члены клуба Alpenverein Österreich. Более того – за честь состоять в клубе они платят взносы (Mitgliedsbeitrag) – 57€/год (детям и пенсионерам – скидка). Средний возраст участника клуба – 42 года, самая главная его составляющая – это волонтёры, которые с восторгом подходят к своему неоплачиваемому делу. Впрочем, здесь проводят жёсткое разграничение между волонтёрством и любительством. Правильная и унифицированная маркировка горных троп и дорог, уточнение маршрутов – это зона ответственности клуба. Клуб управляет более чем 20 000 километров такой инфраструктуры. Это – лишь часть "большого австрийского секрета, как у нас инфраструктура работает", сказал Михаэль.

Федеральным же землям Австрии отведена роль организации финансирования и координирования. Помимо этого есть ещё и туристические ассоциации. Они добились того, чтобы в самой маленькой гостинице была полная информация для путешествующих. В сотрудничестве с туроператорами и муниципальными властями именно ассоциации сообщают гостям горной республики, куда можно девать детей на время подъёма-спуска с горы, насколько сложен маршрут и сколько времени он займёт.

На федеральном уровне рекламируются такие бренды как, к примеру, Тироль. Их продвижением занимается структура, чей аналог уже создан в Казахстане ("Казах Туризм"). 15 офисов в разных странах, где работает целый аппарат сотрудников, делают обширную рекламу австрийскому туризму по всему миру. Отдельное Министерство устойчивого развития и туризма отвечает за развитие отрасли путешествий: в туризме исключительно важно собирать данные и оценивать тренды.

Как именно следят за трендами в горной республике, Михаэль объяснил на примере так называемой "свободы хода" и одной отдельно взятой жалобы маунтин-байкера в Верховный суд Австрии. В его стране любой лес открыт для пеших прогулок – даже и частные владения. Но вот проезд на маунтин-байке – уже наказуемое деяние. И один такой оштрафованный любитель горных развлечений тщетно опротестовывал своё наказание вплоть до Конституционного суда Австрийской Республики. Но даже и после фиаско этого гражданина на всех уровнях австрийские чиновники не стали прятаться за вполне законный вердикт высшей инстанции: министерство в координации с регионами и землевладельцами отыскало баланс интересов. В итоге предложили всё же открывать леса в том числе и для маунтин-байкеров, – если нет угрозы для местного лесного хозяйства со стороны велосипедистов. Сделали выводы, договорились, внесли коррективы в онлайн-карты: для маунтин-байкеров утвердили и обозначили тысячи и тысячи километров трасс. 22 таких зоны для байкеров в Австрии можно найти сегодня в Сети (вплоть до деталей их транспортировки на гондолах канатных дорог). Такое гибкое поведение чиновников Михаэль как раз и относит к отслеживанию трендов в туризме.

Особый статус национальных парков Австрии закреплён (как и в Казахстане) законодательно. Вокруг таких особо охраняемых природных территорий завязаны интересы многих персон и организаций: это и сам землевладелец, и научные исследователи, и туристические структуры, и местное население, и сообщества, и ассоциации. Всему этому множеству групп по интересам надо договориться между собой. Защита экологии, защита ландшафта – приоритетна в такой дискуссии, но полного запрета на любую хозяйственную деятельность в нацпарках нет: и строительство, и даже разведение костров регулируется. Отсутствие такого жёсткого императива порождает большее уважение к природе со стороны посетителей. Каждый нацпарк финансирует наполовину федеральное правительство, наполовину – сама федеральная земля, где он находится. Самое главное, подчёркивает спикер: управляют нацпарками некоммерческие структуры (not-for-profit organisations).

"В Казахстане подход: "всё – сразу". Это очень сложно, очень рискованно"

Культура пребывания в горах в Австрии начала формироваться всё же раньше: там развивалось и сельское хозяйство, и лесное хозяйство, постепенно появилась инфраструктура, развиваются технологии. В Алматы совсем другая задача – построить инфраструктуру с нуля, напомнил Мюллер

"Я сказал бы, что там, в Австрии – чисто. Я согласен, что и здесь – чисто, но, должен сказать, что не везде, к сожалению. Я это называю "ментальность большой страны". Когда мы в Австрии знаем, что мы – маленькая страна, нам некуда деваться, тогда всё-таки к земле отношение немножко другое. В Австрии и в Альпах сложилось это органичное развитие: ты начинаешь с малого и растёшь. И всё-таки в Казахстане довольно часто подход: "всё – сразу". И это очень сложно, очень рискованно".


Михаэль Мюллер: "Всё и сразу – это проблема? Или просто другой подход?"

Михаэль Мюллер: "Всё и сразу – это проблема? Или просто другой подход?" / Фото Руслана Минулина

Для Казахстана он не может дать рекомендации, предлагает приступить к изучению разных тем в этом вопросе – одни темы заработают через 5 лет, другие через 15. Но уже сейчас надо выяснять, как привлечь людей к посещению гор, как и для кого создавать предложения. У европейских любителей приключений и у гостей из Китая – разные предпочтения. Он отметил уникальность южной столицы Казахстана, которой нет в австрийском случае: горы находятся очень близко от мегаполиса, а в самом Алматы можно отыскать уже городские развлечения, посетить культурные мероприятия. Вопрос в том, как продавать это уникальное предложение, как обеспечить последовательную реализацию на высоком уровне.

А вот для продвижения, по словам Михаэля, "можно иметь такой счастливый случай как сейчас в Таиланде. Я абсолютно уверен, что половина всех туристов сейчас хотят ехать в эту пещеру. Потому что весь мир узнал". Если такого шанса нет, то должна быть работа с прессой, создание фильмов, должны быть эмоции. Для многих внутренних туристов уникальный проект – это уже гондольная дорога Медео-Шымбулак. Культура поведения в горах – это процесс, который идёт только вперёд: насколько чувствуют казахстанцы, что ты живёшь не только в своей большой степи, но и красивые горы – часть твоей страны? Как правильно с этим обращаться? Это вопрос баланса: сохранения природы и развития бизнеса.

Отвечая на вопрос журналиста Informburo.kz, стоит ли осваивать урочище Кокжайляу, Михаэль Мюллер сказал, что он успел там побывать, как, впрочем, и во многих других местах – и они выглядят действительно круто. Но не ему принимать решение, обеспечивать ли доступ туда для всех категорий желающих или нет. Однако в Австрии сформировался устойчивый тренд на то, чтобы обеспечивать посещение туристами тех гор, которые уже легко доступны. Если рядом есть хорошая инфраструктура, центр агломерации, – в таких местах стараются обеспечить предложения для как можно большего количества посетителей: в том числе и для пожилых людей, и для семей с детьми. И такие места поблизости от больших австрийских городов уже очень-очень тщательно освоены. Но, конечно же, надо отыскать баланс: вот места, к примеру, для искателей приключений, а вот – которые уже основательно освоены. Кокжайляу – рядом с Алматы, в принципе инфраструктура там уже есть, это место больше подходит для освоения, чем те удалённые точки, куда доберётся гораздо меньше посетителей. Конечно же, есть любители посещать нетронутые, дикие уголки, но и у других слоёв населения тоже есть право получить свою частичку впечатлений.

В Австрии уже добились того, что очень труднодоступные уголки природы сделали пригодными для посещения. Пример – ледник Дахштайн: сюда, на высоту 3100 м уже можно подняться на гондоле за 38€. И этот проект удалось реализовать технически, несмотря на то, что, как Михаэль напоминает, австрийские Альпы – очень отвесные, крутые. В то же время другие места сохранили нетронутыми – этот баланс надо соблюдать. Что касается Кокжайляу, это потенциально хорошее для развития место: такое планирование должно быть осуществлено со стороны государства, администрации местного нацпарка и муниципальных властей Алматы, считает Мюллер.

Генеральный директор ГЛК "Шымбулак" и депутат маслихата Алматы Ержан Еркинбаев весьма самокритично подтвердил скептицизм Михаэля Мюллера:

"Мы до сих пор не можем сформулировать своё предложение для иностранного туриста. На всех международных выставках по туризму в Берлине, Лондоне, Мадриде я сам был и видел недостаточно качественный уровень продаваемой нами идеи. Есть большой стенд, он находится в премиум-месте, но он пустует, он немножко скудный. И вот идея Йохана – почему ваши представительства в других странах так слабо работают над тем, чтобы пиарить туристический потенциал Казахстана? О нас ничего неизвестно. Мы пытаемся двигаться в этом направления как Шымбулак, у нас очень хорошие партнёрские отношения с практически всеми альпийскими, пиренейскими курортами. С Россией очень близко работаем, потому что во многом очень похожи. Надо работать сообща всем тем, кто активен на этом рынке".


Ержан Еркинбаев: "О нас ничего неизвестно".

Ержан Еркинбаев: "О нас ничего неизвестно". / Фото Руслана Минулина

8,5 лет в палатке

Но вот Йохан Эрнст Нильсон, известный шведский путешественник и селебритиз, герой многочисленных ТВ-шоу, источал оптимизм и харизму. В Казахстане он выступает в качестве амбассадора фонда Snow Leopard Foundation.

Йохан совершил 52 экспедиции в 169 стран, передвигаясь на летающей лодке, собачьих упряжках, каяке, пешком. Покорив Эверест, к примеру, он собрал мусор, спустил его вниз и сотворил из него инсталляцию. Ту же экологическую акцию одиночка-энтузиаст запустил и в Папуа Новой Гвинее. На вопрос корреспондента Informburo.kz, как бороться с казахстанцами и гостями, разбрасывающими в горах и городах мусор, он в шутку предложил отдать отбросы ему. А после уточнил, преследуется ли по закону РК такая неопрятность?

По его словам, весь собранный им на Эвересте мусор, разбросан был не туристами, а всё же местными жителями. Туристы – слишком хорошо образованы, чтобы оставлять после себя загрязнённый ландшафт. У Йохана как у президента Everest Summiteers Association налажены хорошие связи с властями Непала: он смог добиться введения депозита в размера 600 € для каждого, кто совершает восхождение на высочайший пик планеты. Деньги с депозита после спуска возвращают только тем горовосходителям, которые приносят с собою три больших мешка собранного мусора. Это одно из решений.

Для городских условий большое значение в вопросе опрятности – уровень образования. Он напомнил, что соблюдение чистоты горожанами во многом сказывается на привлекательности страны для туристов: он привёл в пример Сингапур и эмират Дубай – и предложил проанализировать, почему аналогичное законодательство в этом сегменте там всё же работает.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter