Прямой эфир Новости спорта

Тратим больше, чем получаем: пойдёт ли правительство на сокращение социальных трат

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Почти весь инвестиционный доход Нацфонда в 2021 году уже потратили. Что будет дальше?

Ассоциация финансистов Казахстана представила обзор консолидированного бюджета страны за первое полугодие 2021 года. Несмотря на улучшение темпов налоговых поступлений в сравнении с прошлым годом, ситуация по-прежнему не вызывает большого оптимизма у экспертов. Одну из главных функций в мерах по поддержке экономического развития страны и выполнения социальных обязательств продолжает играть Национальный фонд. 

В АФК отмечают, негативное влияние пандемии на баланс бюджета сохраняется. Так, в первом полугодии доходы консолидированного бюджета составили 6,3 трлн тенге, что на 16,7%, или 1,3 трлн тенге, ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. "Столь значительное снижение обусловлено разницей в доходах от управления Нацфондом: в первом квартале 2020 года инвестдоход составил 2,6 трлн тенге (за счёт положительной переоценки валютных активов Нацфонда ввиду ослабления курса нацвалюты), против 0,2 трлн тенге за первый квартал 2021 года", – отмечается в обзоре.

Между тем налоговые поступления за первое полугодие 2021 года значительно превышают результаты за аналогичный период 2020 года: в этом году было собрано 5,8 трлн тенге налогов, что на 20,3%, или 977 млрд тенге, больше показателей прошлого года. Увеличение налоговых поступлений в местные и республиканский бюджеты произошло на фоне более мягких ограничений в стране и оживления деловой активности, высоких цен на энергоресурсы (ЭТП на нефть), налоговых изменений (КПН от МСБ зачисляются в местные бюджеты). 

Инфографика Ассоциации финансистов Казахстана

В то же время расходы бюджета выросли до 9,3 трлн тенге. Это на 11,4%, или 954 млрд тенге, больше уровня прошлого года. Наиболее заметно выросли затраты на сферу образования (рост на 279 млрд тенге), соцпомощь (на 159 млрд тенге), здравоохранение (на 104 млрд тенге) и расходы на обслуживание госдолга (на 187 млрд тенге). На эти четыре направления приходится 76% от совокупного прироста расходов.

Инфографика Ассоциации финансистов Казахстана

На фоне падения поступлений при одновременном увеличении расходов отмечается существенное углубление дефицита консолидированного бюджета до 2,2 трлн тенге (рост в 6,3 раза). При этом для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на 2,3 трлн тенге при годовом плане привлечений 3,9 трлн тенге.

В то же время объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет за полугодие составил 2,1 трлн тенге из запланированных на текущий год 4,6 трлн тенге. Это оказало значительную поддержку нацвалюте (продажа валюты из Нацфонда составила 4,3 млрд долларов, или 1,8 трлн тенге). 

"Бюджетная политика правительства сохраняет стимулирующий характер, несмотря на значительное улучшение внутренних и внешних макроэкономических условий в сравнении с прошлым годом. В краткосрочной перспективе это позволит поддержать совокупный уровень потребления, соцстабильность, а также ускорит восстановление экономики страны. Но

в долгосрочном периоде расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть и не обеспеченных соответствующим ростом производительности, способствуют росту инфляции и приводят к наращиванию внешнего долга,

тем самым ухудшая международную инвестиционную позицию страны и усложняя достижение устойчивого темпа роста экономики", – отметили в АФК. 

При этом исследования Национального банка показывают, что рост расходов республиканского бюджета на 10% приводит к существенному ускорению инфляции – на 0,41% в течение 12 месяцев. На этом фоне активы Нацфонда приближаются к неснижаемому остатку (не менее 30% от ВВП). Соответственно, вопрос средне- и долгосрочной устойчивости бюджетных расходов остаётся открытым.

"Планируемое внедрение контрциклического фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года может способствовать выравниванию хронического дефицита бюджета путём внедрения набора чётких фискальных принципов. Помимо улучшения бюджетной дисциплины, выравниванию значительной диспропорции в доходах и расходах бюджета могут способствовать улучшение налогового администрирования, сокращение теневой экономики, стимулирование роста налогооблагаемой базы, среднесрочные бюджетные прогнозы с трёхлетним ориентиром и учётом принятых ранее обязательств", – считают в ассоциации.

Экономист Расул Рысмамбетов уверен, что дефицит бюджета возник не столько по объективным причинам, сколько "от неправильного планирования деятельности правительства и квазигоссектора". Правительство же, по его мнению, будет продолжать рассчитывать на средства Нацфонда как минимум в ближайшем будущем. 

"В теории, когда мы дойдём до неснижаемого остатка в Нацфонде, мы должны будем прекратить все трансферты оттуда. Для нас это грозит 10-15-процентным бюджетным дефицитом. Однако с учётом оптимизма правительства, которое закладывает новые и новые расходы в бюджет, вероятно, мы не остановимся, а найдём какой-то обходной манёвр, чтобы продолжать брать деньги из Нацфонда. Вполне вероятно, это и есть правильное решение, потому что если мы одномоментно прекратим брать оттуда деньги, мы залезем во внешние долги. Нынешнего уровня собираемости налогов хватит только на социальные выплаты и зарплаты госслужащим. Поэтому, вероятнее всего, осенью парламент одобрит увеличение трансферта из Нацфонда и мы стоим на пороге того, чтобы пересмотреть неснижаемый остаток в НФ РК", – пояснил эксперт. 

Экономист Арман Бейсембаев отметил, что уже в скором будущем столь активное расходование средств Нацфонда может грозить более серьёзными проблемами для страны. Нельзя исключать и варианта сокращения социальных трат правительства. 

"С учётом общей ситуации 2,2 трлн дефицита бюджета – это довольно прилично. Практически 3,5% ВВП страны. Нельзя сказать, что это катастрофически много, но подобный дефицит с нашей экономикой – непозволительная роскошь.

При том что дефицит этот уже хронический и сохраняется не первый год. Мы как страна из года в год тратим больше, чем зарабатываем. А разница активно покрывается траншами из Нацфонда, которую накопили за предыдущие тучные для нас годы. При этом уже звучали цифры, что за прошлый год из Нацфонда было изъято примерно 2,5 трлн тенге, а поступило только около 1-1,5 трлн. То есть тратим мы Нацфонд быстрее, чем успеваем его пополнять.

В перспективе это грозит нам исчерпанием Нацфонда и прекращением траншей из него. А в этих уже условиях придётся принимать сложные и непопулярные решения. Путей два: либо придётся сокращать бюджет – значит, под нож пойдут пенсии, пособия, стипендии, льготы, субсидии, а это серьёзный удар и по без того нищающему населению, либо покрывать дефицит увеличением государственного долга.

Второй вариант на первые 10-15 лет спасёт ситуацию и позволит жить на относительно широкую ногу. Правда, если не задумываться, как эти долги потом придётся отдавать", – сделал неутешительный прогноз Бейсембаев.

Напомним, Национальный фонд в Казахстане был создан в 2000 году, изначально в нём было 1,24 млрд долларов. В последующем средства Нацфонда накапливались, а в 2008 году впервые была реализована стабилизационная функция Нацфонда: в 2008-2009 годах из Национального фонда в республиканский бюджет было выделено в виде целевого трансферта 607,5 млрд тенге и 347,9 млрд тенге, соответственно. Начиная с этого времени, ежегодно из Национального фонда выделяются трансферты в республиканский бюджет. 

Новости партнеров