Появление городов – этап в развитии человеческой цивилизации. Первобытное свободное общество в городах не нуждалось. Более того, чрезмерная скученность населения в одном месте тут же являла большие проблемы с пропитанием и общежитием. Города стали возникать лишь тогда, когда человечество преодолело некий экономический Рубикон и от простого сожительства с природой перешло к постепенному пригибанию окружающего мира. Но древние города редко возникали просто так. Люди жили на этих местах задолго до их появления.

В связи с этим любопытна загадка появления Тараза, долгое время остававшегося одним из самых значительных городов на пространстве между Китаем и Мавераннахром. Тараз (тот, первый, на развалинах которого позже появилась Аулие-Ата) просуществовал около тысячелетия. А может, больше. Самые ранние письменные упоминания о нём появляются с VI века. Остальное всё – на совести археологов. В 2002 году общественность отметила Таразу такую славную дату, что рядом с ним даже 1000-летний Алматы выглядит стыдливым тинейджером! А то, что письменные данные моложе археологических, может говорить лишь о том, что город в первые века своего существования был таким мизерным, что тратить на него чернила никто попросту не хотел!

Но уже в 751 году Тараз стал самой горячей точкой планеты. В его окрестностях схлестнулись две наиболее активные силы тогдашнего мира для решения его дальнейшей судьбы в очном поединке. Знаменитая битва китайцев и арабов закончилась поражением первых. Но и победители не рискнули углубляться далее в дебри Центральной Азии.

Но своего апофеоза город достиг в предмонгольские времена – в XI-XII веках, при Караханидах. Вот авторитетное свидетельство известного археолога Карла Байпакова ("Древние города Казахстана") о Таразе той эпохи:

"В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. А значение и мощь города выразились в том, что в начале XI века таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара."

То есть какое-то время Тараз с полным на то основанием претендовал на статус столицы всего региона.



Так почему же региональный "мегаполис" находился именно там, где находился? Истоки градостроительного волюнтаризма древних людей часто кроются в существовании каких-то серьёзных культовых оснований. Именно архаичные святыни часто предопределяли появление самых первых ростков осёдлости в мире первобытных номадов.

Но те далёкие пращуры не верили в какие-то абстрактные теологические идеи. А обожествляли всю природу в целом, особо выделяя её выдающиеся проявления – горы, скалы, пещеры, деревья, камни, родники, рядом с которыми и появлялись первые капитальные жилища жрецов-хранителей. Постепенно такие анимистические ядра развивались, трансформировались, превращались в сакральные центры, притягивали людей и становились первыми "осёдлыми" поселениями.



Человечество освоило долину Таласа и склоны Каратау очень давно. Каменные орудия первобытных людей, найденные невдалеке от областного центра, относят к самым ранним проявлениям человеческой жизнедеятельности на территории Казахстана. Но никаких достойных обожествления географических объектов на территории "археологического" Тараза нет. Не исключено, что они существовали в прошлом. Никто ведь точно не знает времени зарождения культа местного святого – Аулие-Аты, чей мазар находится в центре современного города. А ведь его многократно перепроецированный образ может уходить в самые глубокие пласты местной истории!



Но есть всё же в Таразе одно место, которое имеет веские основания считаться тем магическим "пупом", вокруг которого и начала раскручиваться дальнейшая история. Это вызывающе красивый утёс Тектурмас, на котором расположен чтимый религиозный комплекс. Скала над Таласом, откуда открывается захватывающий вид на окрестности, и где к тому же имеется ещё и пещера. Своей дерзкой красотой Тектурмас и сейчас не оставляет равнодушных. И эта нестандартность – верный путь к обожествлению объекта самыми первыми жителями Таласской долины.

О том, что культовая история этого места гораздо старше находящегося наверху древнего мазара, свидетельствуют находки зороастрийских оссуариев VII-XI веков. И ещё, арочный мост XIII века, устои которого обнаружены под Тектурмасом. Они ясно указывают на то, что древняя караванная дорога (та самая – "северная ветвь Шёлкового пути"!) некогда проходила именно здесь. Не случайно и название, которое, по одной версии, обозначает "Беспокойное место", а по другой – "Потаённое место".



Кстати, обследовавший Тектурмас в 1898 году туркестанский археолог Каллуар описывает его как укрепление в 830 шагов окружности, с двухсаженным земляным валом и цитаделью, усеянной массой черепков "и прочих предметов".

Можно ли считать Тектурмас онтологическим ядром явления Тараза? Могу возразить сам себе: средневековый город, открытый археологами, отделён от утёса некоторым (небольшим!) расстоянием. К тому же он находится на другой стороне реки. Но в мире существует масса прецедентов, когда градообразующая святыня сознательно отделялась от находящегося при нём поселения. В том числе и рекой. Тем более что можно лишь гадать, кому и как тут поклонялись в самые ранние периоды истории.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter