Каждую осень сотни тысяч советских студентов отправлялись… А вот и не в аудитории! А в колхозы-совхозы. Чтобы провести месяц-другой на свежем воздухе, бесплатно (или практически бесплатно) помогая селянам справиться с главной напастью советского агропрома – урожаями. В каких-то вузах сельхозработы происходили сразу после зачисления, но чаще – в начале 2-го курса, а кое-где предваряли каждый учебный год. Так или иначе "в колхозе" бывали все, независимо от уровня вуза и профиля обучения.
Не скажу, что отношение советского студенчества к этой неизбежной принудиловке было каким-то беззаботным и безропотным. И хотя порой студенты впрягались в уборку картошки-морковки с таким азартом, что показывали чудеса производительности, в массе своей процесс представлял собой что-то вязкое и скучное. И многие лишь делали вид, что работают, просто отбывая свой срок "на поле". Оживляясь лишь к перерыву на обед и окончанию рабочего дня, когда, наконец, можно было сбросить с себя грязную робу, вымыть руки, накрасить глаза и губы (этим, напомню, в СССР занимались только студентки) и насладиться всеми благами вольной сельской жизни.
Потому-то непроизводственная часть "поездки в колхоз" и западала в память на долгие годы, в отличие от рабочей составляющей. Вызывая в душе лёгкую ностальгию и весёлые воспоминания на все грядущие годы. О лёгких буколически-студенческих романах (зачастую приводящих к свадьбам), о простой и здоровой пище "на стане", о танцах в колхозном клубе, об эпизодических рукопашных схватках с "местными". И о неизменном бригадире, фатально западавшем на студенточек и вынужденном спасаться от нешуточной ярости своей супруги…
Самым студенческим городом в Казахстане была Алма-Ата. И алма-атинские студенты смиренно каждую осень целыми курсами отправлялись за город. В Балтабай – "на лук", в Чилик – "на табак", в Кегень – "на картошку", в Тургень – "на яблоки" или "на виноград".
Однако до определённого времени самым знаковым местом, над которым осуществляли шефство учащиеся алма-атинских вузов, оставался Южный Казахстан. Самый южный. Так что для целого поколения воспитанников того же КазГУ синонимом идиомы "ездили в колхоз", было словосочетание "ездили на хлопок", или "ездили в Пахта-Арал".
Совхоз "Пахта-Арал" в Южно-Казахстанской области считался самым большим хлопкосеющим хозяйством СССР. Но в народе "Пахта-Аралом" назывался весь этот наиболее южный регион Казахстана, глубоко вклинивающийся в территорию соседнего Узбекистана. В 1950-е годы тут, на 10 тысячах гектаров хлопковых нив, в бывшей Голодной степи, трудилось 6 тысяч сельчан. Вот им-то каждую осень и помогала переживать страду не менее значительная армия алма-атинских студентов. (Всего же в посёлке Ильич, где располагалась главная усадьба совхоза-гиганта, проживало 20 тысяч жителей – побольше, чем в иных райцентрах.)
А появился Остров Хлопка в 1924 году, когда восстановление текстильной промышленности в Центральной России столкнулось с нехваткой сырья. Тогда-то государство рабочих и крестьян обратило внимание на проекты, брошенные государством помещиков и капиталистов. В том числе – на интенсивное развитие хлопководства на землях Средней Азии. Наряду со старыми районами хлопкосеяния в Ферганской долине Узбекистана стали искать и новые.
Тут-то в поле зрения и попала Голодная степь, которая, ввиду близкой и многоводной Сырдарьи, легко могла стать весьма перспективным кусочком земли для сельского хозяйства. Что в конечном итоге и случилось. Началось строительство арыков и каналов, и спустя три десятилетия 90% всех денежных доходов местным хозяйствам стал приносить именно хлопок. (Хотя истины ради надо вспомнить, что первый в Голодной степи канал от Сырдарьи, заходивший на территорию Казахстана своей хвостовой частью, был прорыт ещё при старом режиме – русско-украинскими переселенцами, появившимися в Голодной степи в 1913 году).
Очень скоро предел развития хлопководства в регионе стал определяться дефицитом рабочих рук. В 1930-40-е годы проблему решали просто – на подмогу местным дехканам массами отправляли ссыльных крестьян из других регионов страны. В частности, сюда попали зажиточные казаки из Семиречья – об этом я рассказывал в очерке "Тёмная история: Куда подевались казаки из Талгара?".
Но после смерти Сталина гулаговский ресурс был исчерпан и образовался дефицит. Который и восполнили алма-атинские студенты, отправившиеся на смену колхозным невольникам убирать хлопок в Пахта-Арале.
Снимки сегодняшнего выпуска "фоторепортажа из XX века" сделаны в середине 1950-х. На них – студенты-физики на сборе хлопка в совхозе "Пахта-Арал".
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5637
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2520
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2590
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2331
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2214
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2201
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2268
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2319
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2248
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2235
- 0
- 6