Прямой эфир Новости спорта

Шум вокруг заявления Токаева. Можно ли прощать ошибки чиновникам?

Экономист Рахим Ошакбаев, бывший вице-министр по инвестициям и развитию, прокомментировал слова президента о злом умысле чиновников.

Казахстанцы активно обсуждают заявление Президента Касым-Жомарта Токаева на совещании о выборах акимов. Тогда глава государства призвал антикоррупционные службы разумно выполнять свою работу и не преследовать госслужащих, если они совершили ошибку без злого умысла. Ведь только в прошлом году к уголовной ответственности привлекли семь акимов и их заместителей, а также 14 руководителей областных управлений и их помощников. В интервью "31 каналу" высказывание главы государства прокомментировал директор Центра прикладных исследований Рахим Ошакбаев.

Напомним, на прошлой неделе Касым-Жомарт Токаев сказал:

"Если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счёт взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений".

Это заявление президента вызвало большой резонанс. Некоторые граждане считают, что чиновники, у которых был умысел совершить коррупционное преступление, теперь смогут избежать наказания. А Рахим Ошакбаев полагает, что глава государства абсолютно прав.

"Я получил небольшой опыт работы на государственной службе – был вице-министром по инвестициям и развитию недолго, месяцев семь. И та проблема, которую поднял глава государства, была одной из ключевых причин, почему я решил не продолжать работу на госслужбе. Законодательство и правоприменительная практика не дают государственному служащему никакой уверенности в том, что даже если он добропорядочен, он будет надёжно защищен законом от того, чтобы не быть обвинённым в коррупционных правонарушениях", – объясняет эксперт.

В качестве примера экономист приводит работу вице-министра. На вице-министров возложена задача подписывать акты выполненных работ на объектах в регионах. Для полноценного приёма этих проектов замминистра должен выезжать на место и там проверять выполненную работу. Однако его должностные обязанности не предусматривают этого, вице-министр должен заниматься нормотворчеством, разработкой государственных программ.

И многие госслужащие такого ранга, поясняет Ошакбаев, были обвинены в подписании фиктивных актов, когда работы на самом деле не были выполнены. А вице-министры при этом не были виноваты: они – люди системы и подписывают акты, поскольку на документах стоят визы нижестоящих департаментов, региональных подразделений.

Эта проблема очень сильно снижает эффективность работы государственных учреждений, уверен эксперт.

"Люди могут ошибаться, могут ошибаться добросовестно, без злого умысла, – говорит он. – У нас в последнее время произошла определённая стигматизация государственной службы. Стигматизация – это наклеивание заранее негативного ярлыка: если государственный служащий – то априори потенциальный коррупционер". 

Также эксперт высказал мнение, что низкая эффективность работы госорганов связана с тем, что никто не проверяет, как реализуются заявленные госпрограммы. Их, как правило, принимают на пять лет. А через некоторое время министр сменяется, о старой программе забывают и начинают реализацию новой.

Новости партнеров