А ведь ещё 3 года тому назад ситуация была иной. Выпускник автошколы должен был ездить по всему городу, чтобы в одном месте пройти медкомиссию, в другом получить справку от нарколога, в третьем – психиатра, в четвёртом – сдать теоретические экзамены, а в пятом – практические. Все документы он подавал в один из четырёх межрайонных регистрационно-экзаменационных пунктов. Там же он и получал, в случае успешной сдачи экзаменов, водительское удостоверение.

Такие неудобства раздражали многих, поэтому государство решило воспользоваться  принципом "одного окна". В январе 2013 года на окраине Алматы открылся специализированный Центр обслуживания населения, который объединил работу межрайонных регистрационно-экзаменационных пунктов. С тех пор все желающие могут зарегистрировать в спецЦОНе свои транспортные средства и получить водительское удостоверение.

В основе работы алматинского специализированного ЦОНа используется грузинская модель принципа "одного окна". Сами грузины переняли опыт у американцев.

Первые шаги к цели

Пошагово это выглядит так: выпускник автошколы получает на ресепшене спецЦОНа талон, в котором указан номер очереди. Когда подходит его время, он обращается в сектор приёма документов, затем проходит медкомиссию, предварительно заплатив в кассе около 6 тысяч тенге за услуги нарколога, психиатра и окулиста (кстати, шофёрскую медкомиссию можно пройти также и по месту жительства, в своей поликлинике). Как только врачи дают "добро", курсант идёт сдавать теоретический экзамен в виде компьютерного тестирования в онлайн-режиме. Ему дают 40 минут, чтобы ответить на 40 вопросов.

На 9-й ошибке компьютер автоматически отключается. Это значит, что курсант не сдал экзамен, и не допущен к практическому вождению транспортного средства на автодроме. По словам заместителя начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы Управления административной полиции ДВД Алматы майора Аманбека Нурлана, чаще всего курсанты ошибаются в вопросах оказания медпомощи пострадавшим и в правилах дорожного движения. В большинстве случаев сказывается больше волнение, нежели слабое знание правил.

- На мой взгляд, с каждым годом качество обучения в городских автошколах улучшается. Да и курсанты более ответственно подходят к сдаче экзаменов, поэтому не бывает так, чтобы выпускники одной из автошкол разом завалили экзамены. За 7 месяцев текущего года к нам обратились 3070 человек. Из них 1889 сдали теорию с первого раза. 461 человек - со второго (повторный экзамен назначают не ранее чем через семь календарных дней со дня проведения предыдущего). Если курсант трижды проваливал экзамены, то мы направляем его в учебную организацию для прохождения повторного обучения.

- Существуют ли возрастные ограничения при сдаче экзаменов в спецЦОНе?

- Всё зависит от вывода медкомиссии. Если её вердикт положительный, тогда кандидата на получение водительского удостоверения допускают к сдаче экзаменов, если нет - то не допускают. Возрастного предела нет. К нам часто обращаются люди пенсионного возраста. Месяц назад в спецЦОН пришёл сдавать экзамен дедушка 1938 года рождения. Он обменивал устаревшее водительское удостоверение на новый образец. Экзамен аташка сдал со второй попытки, на первой он провалился из-за того, что не успевал по времени сориентироваться в вопросах и нажимать нужную клавишу на клавиатуре.

- Несколько лет тому назад планировалось отойти от нормы, согласно которой все желающие получить водительские права должны были закончить автошколу. Что изменилось с тех пор?

- В прежнем законодательстве была норма по самоподготовке, однако чёткого механизма её реализации не было. Например, в Правилах приёма экзаменов указывалось, что основанием для допуска к экзаменам является свидетельство об окончании автошколы, что противоречило пункту 5 статьи 15 действовавшего тогда Закона "О безопасности дорожного движения". Этот пункт допускал самостоятельную подготовку граждан для получения удостоверения на право управления транспортными средствами категорий  "А" и "В". В новом законе эта норма исключена, и теперь мы в спецЦОНе принимаем заявки только при наличии такого свидетельства.

- Что нового появилось в работе алматинских автошкол?

- Сегодня в Алматы 53 автошколы, и они, согласно новому закону "О дорожном движении в РК", прошли перерегистрацию. Квалификационные требования к инструкторам и директорам автошкол ужесточены. Более того, в новом Кодексе об административных правонарушениях с 1 января 2015 года введена административная ответственность субъектов частного предпринимательства за некачественную подготовку молодых водителей. Кроме того, новым законом установлен двойной контроль за деятельностью автошкол - внешний и внутренний. Внешний осуществляет уполномоченный орган - Управление административной полиции ДВД Алматы и Ассоциация автошкол. За деятельностью субъектов, получивших в органах внутренних дел разрешение на подготовку водителей, и за их результатами мы можем наблюдать по итогам экзаменов с первого раза.

Внутренний контроль осуществляют аккредитованные в МВД профессиональные объединения автошкол, которые также несут административную ответственность за конечный результат их работы – надлежащую подготовку кандидатов в водители. Поэтому у них улучшилось как качество преподавания, так и состояние материально-технической базы. А вообще, мы всегда контактируем с сотрудниками автошкол, и когда происходят изменения в законах и правилах дорожного движения, мы информируем их об этом, чтобы они внесли корректировки в свою учебную программу.

Экзамены в спецЦОНе принимают 6 дней в неделю с 09.00 до 18.00. Ежедневно свои теоретические знания и практические навыки вождения демонстрируют 50-70 человек.

На педаль!

Практический экзамен курсанты сдают на автодроме площадью 2 га. В качестве учебного транспорта используют 22 единицы техники, соответствующих 7 категориям и 6 подкатегориям. На автодроме можно встретить и легковушку "Пежо" с автоматической коробкой передач, и её собрата - "ЗАЗ Шанс" с механической коробкой передач, и грузовик КамАЗ, и микроавтобус Iveco. Курсант садится за руль в зависимости от той водительской категории, "права" на которую он хочет получить в сопровождении одного из четырёх экзаменаторов. В течение 10-12 минут он сдаёт 12 различных упражнений.

- Сколько в этом году курсантов сдали и не сдали "практику"? На чём они чаще всего "сыпались"?

- Пришли сдавать экзамены 3285 человек. Из них с первого раза сдали 805 курсантов. С повторной попытки - 1310. Не сдали 1170 человек. Основные ошибки, которые чаще всего допускают курсанты, – это остановка и начало движения на подъёме, въезд в бокс задним ходом и аварийная остановка.

- Насколько прозрачна работа ваших сотрудников? Как вы боретесь с коррупцией в их рядах?

- Человеческий фактор на практическом экзамене отсутствует. За действиями курсантов и инструктора следят 4 видеокамеры, установленные в различных частях салона учебного авто. А выставляет оценки бортовой компьютер, начинённый сложной программой. Поэтому если курсант не справляется с вождением, то мы ничем ему не можем помочь, разве что посоветовать сдать экзамен со следующей попытки.

Успешно сдав экзамен на практическое вождение, курсант возвращается в сектор приёма документов по водительскому удостоверению, с которого он начал своё знакомство со спецЦОНом. Там его проверяют по информационным ресурсам на наличие административных правонарушений, объявлен ли он в розыск и так далее...

За этим приятным времяпрепровождением мы и застали спецЦОНе 32-летнюю Викторию Ганжурову:

- Я сдала на "права" со 2-й попытки. Нервничала и переживала, как и в первый раз, когда провалила практику на механической трансмиссии. Но сегодня смогла взять себя в руки и набрать 75 баллов. Теорию я сдала с одной ошибкой. У меня категория "А" и "В". В семье я одна буду водить машину, поэтому и училась.

Работа полиции

По словам майора Нурлана Аманбека, качество работы его личного состава, в отличие от других служб и подразделений органов внутренних дел, оценивается в соответствии с требованиями главы Закона «О государственных услугах». Законом предусмотрен и общественный мониторинг качества оказания в спецЦОНе государственных услуг. Поэтому по каждой жалобе граждан на неправомерные действия сотрудников отдела регистрационно-экзаменационной работы принимаются меры. Но до увольнения по отрицательным мотивам дело ещё не доходило, потому как все инспекторы являются специалистами с многолетним стажем работы в органах полиции.

Единственное, о чём иногда сожалеют полицейские спецЦОНа, так это о том, что не могут повлиять на культуру вождения и воспитания алматинцев. Они сами ужасаются и возмущаются, когда видят в реальной жизни жестокие разборки между водителями на дорогах.

Зарубежный опыт

В США размеры установленных сборов за получение водительских прав разнятся в зависимости от штата. Например, в штате Нью-Йорк сдаче практического экзамена обязательно предшествует прохождение теоретического курса, одобренного местным департаментом транспортных средств. Пройти экзамен можно после получения свидетельства о прохождении курсов и оплате сбора в размере $40. В случае неудачной сдачи экзамена повторный экзамен можно пройти только заплатив ещё $40.

В Швеции сдача теоретического экзамена обойдётся будущему водителю в 180 крон ($27), практического - в 645 крон ($98). Количество попыток сдачи теоретического и практического экзаменов формально не ограничено. Однако каждый раз экзамен оплачивается заново.

В Великобритании стоимость сдачи теоретического экзамена составляет £31 ($47,5), с 1 октября 2014 года цена снизилась до £25 ($38). Стоимость экзамена по вождению -  £62 ($95) в дневное время по будням или £75 ($115) вечером по будням, а также в выходные и праздничные дни. Каждый следующий экзамен оплачивается заново.

В Германии стоимость экзамена на вождение составляет €80. В случае неудачной сдачи количество новых попыток не ограничено, однако каждый раз требует отдельной оплаты. Аналогичная система действует в Испании, но стоимость прохождения экзамена там немного выше - €89,40.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter