Социальное предпринимательство: и забота, и работа

depositphotos.com
depositphotos.com

Деятельность социальных предпринимателей в идеале помогает социально уязвимым слоям населения решать их проблемы системно. Как это работает?

Когда мы говорим о поддержке граждан из социально уязвимых групп – многодетных, людей с ограниченными возможностями, семей с детьми-инвалидами и других  – то чаще всего речь идёт о пособиях для них или какой-либо помощи, например раздаче продуктовых корзин к праздникам. Но решает ли это их проблемы?

Эффективность помощи

По большей части разовая помощь не даёт человеку из социально уязвимых слоёв населения необходимой поддержки. В первую очередь потому, что решение социальных проблем должно быть системным. А для этого нужно определить, какая же помощь будет эффективной – нужен стабильный заработок или социализация, встраивание в социум и общение, чувство своей нужности и уверенности в себе. Эти неизмеримые количественно вещи тем не менее оказываются важнее всего остального.

Но государственным социальным службам зачастую некогда заниматься такими вещами. И это становится делом социальных предпринимателей.

Считается, что термин "социальное предпринимательство" ввёл Билл Дрейтон, основатель некоммерческого фонда "Ашока: Инновации для общества" и автор меткого  определения  "Социальные предприниматели не довольствуются тем, что дают рыбу или учат ловить рыбу. Они не успокоятся, пока не произведут революцию во всей рыбной промышленности". Предпринимательство такого рода широко распространено  в Великобритании, США и Южной Корее. Власти этих стран предоставляют такому бизнесу разного рода преференции: дешёвые кредиты,  отсрочку по налогам,  гранты на развитие.

В Казахстане социальное предпринимательство имеет не столь давнюю историю.     

"В 2012 году к нам в фонд постучались два иностранца. Это были гости из Южной Кореи, из фонда Work together, которые искали соцпредпринимателей по всему миру. И нас пригласили на конкурс для финансирования. До этого мы не думали о себе как о социальных предпринимателях, считали, что мы просто фонд, который выбрал своей миссией трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Но мы выиграли международный конкурс и получили грант на открытие своего кафе, – рассказывает глава благотворительного фонда "Эльдани" Гульзира Амантурлина, – Потом я побывала в Южной Корее, познакомилась с единомышленниками из разных стран, задумалась о том, что нужно продвигать социальное предпринимательство в Казахстане. В 2014 году мы учредили Ассоциацию социальных предпринимателей Казахстана, и я стала ее президентом. Мы занимаемся обучением, консультированием организаций, которые хотели бы стать социальными предпринимателями, и бизнесменов, которые хотят участвовать в решении социальных проблем".

К слову, многие некоммерческие организации приходят к социальному предпринимательству, чтобы не зависеть от грантов.

"Одной  из наших задач является трудоустройство людей из социально уязвимых групп, это снижает иждивенческие настроения, дает возможность заработать. Но так же важно  снижать и иждивенческие настроения у некоммерческих организаций, – считает Гульзира Амантурлина, – Многие живут от гранта к гранту, не особо заботясь о том, что будет, если они не получат финансирование. Пандемия показала, что те НПО, которые не задумывались о том, как будут работать без вливаний извне, не выдержали этого испытания. А вот те, которые сумели создать продукты нужные обществу и монетизировать их, – добились успеха".   

Одним из успешных примеров можно назвать опыт фонда Just Support:

"У нас  очень узко понимается социальное предпринимательство: только как трудоустройство людей уязвимых групп. На самом деле в мировой практике это понятие гораздо шире", – отмечает  исполнительный директор фонда Светлана Богатырёва.

Это означает, что предприниматель вносит вклад в решение какой-либо социальной проблемы и сам зарабатывает средства для этого. А социальные проблемы бывают разные. Это и экологические, и молодёжные, и проблемы людей третьего возраста и много чего ещё входит в этот спектр.

"Например, в нашем фонде мы решаем проблемы подростков, – рассказывает Светлана Богатырёва. – Люди с инвалидностью у нас в команде есть, но это не основная цель проекта. Основная – сделать так, чтобы подростки и их родители могли эффективно решать возникающие проблемы, чтобы могли находить качественную доступную помощь, и в конечном счете было бы меньше подростковой преступности, суицидов, ранних беременностей. Я решила этим заниматься потому, что сама психолог по профессии и при этом мама, вижу потребности и уязвимые точки целевой аудитории. Сначала организовала НПО, но поняла, что на одних грантах далеко не уедешь, да и не всегда их удаётся получить, а чтобы деятельность была устойчивой, необходимо развивать и компонент социального предпринимательства. Так родились идеи коммерческих проектов, чтобы мы могли оказывать услуги и тем, кто не может их оплатить по рыночной цене услуг психолога, или вообще не может себе их позволить. Вот такая у нас бизнес-модель".

Бизнес с душой

Социальное предпринимательство становится в обществе трендом, и это радует. Не только общественные деятели, но и бизнесмены приходят к мысли о том, что просто зарабатывать деньги сегодня недостаточно – нужно сообща решать назревшие в обществе проблемы.  Но всё не так просто.

"Сейчас стало больше людей, которые хотели бы заниматься социальным предпринимательством – мы называем его "бизнес с душой". Но многие не оценивают риски. Ведь это бизнес на стыке, Приходится конкурировать и с бизнесом, и с НПО. При этом огромная ответственность. Сейчас формируется реестр социальных предпринимателей и один из критериев – системность в решении задач. То есть не просто взять на работу человека с ограниченными  возможностями, не просто помочь кому-то в рамках проекта. Это работа постоянная по решению какой-то социальной задачи, – говорит Гульзира Амантурлина.  

Само общество приходит к тому что мало просто получать максимальную прибыль, хочется,  чтобы вокруг тебя в сообществе люди жили хорошо, и тогда  ты получаешь больше лояльных клиентов. Такая win-win ситуация, когда каждый становится победителем.

"Задача социального предпринимательства – вносить вклад в решение социальных проблем. Снижение случаев иждивенчества – это косвенный эффект. Хотя, если ставить целью конкретного  проекта именно это, то почему нет. Но тогда в проекте должно быть не только трудоустройство, а более широкий подход: работа со стереотипами, с установками, с жизненными целями бенефициаров проекта. Касаемо людей из уязвимых групп, я считаю, что активная жизненная позиция и посильная трудовая социализация только на пользу, если человек физически может работать. Это и самооценку повышает, уверенность в своих силах, что я что-то могу, на что-то влияю, – замечает Светлана Богатырёва.

Например, одним из основателей самого явления социального предпринимательства считают Мухаммад Юнунса, даже День социального предпринимательства отмечают в день его рождения. Он был банкиром и раздавал микрозаймы под коллективную, общинную ответственность. Но при этом он ещё и работал с мышлением людей, нацеливал на выход из нищеты, менял их склад мышления на предпринимательский. И всё это сработало именно в такой комбинации.

Прибыль – не главное

В отличие от обычного бизнесмена социальный предприниматель не стремится к максимальной прибыли, для него важнее решение определённой социальной задачи. В отличие от НПО он всё же старается заработать сам и дать заработок людям из социально уязвимых групп, а не зависеть от грантов.  

Но чтобы понять, как и на чём можно получить прибыль, какая идея может быть востребована, предприниматель должен досконально знать проблему, которую он хочет решить – в своём городе, ауле, для своей социальной группы.  

В качестве примера можно привести алматинку Акмарал Басирову: сама многодетная мать, зарабатывавшая на уборке квартир, она создала клининговую компанию, где работают такие же многодетные матери.

Известный столичный социальный предприниматель Эмин Аскеров вырос в семье социального работника и тоже не понаслышке знает, какие проблемы возникают у людей из уязвимых групп. Сейчас его социальная мастерская Green TAL  включает в себя цеха по производству мебели, сувенирной и швейной продукции и IT-услуг.

Центр матери "Бакытты шанырак" в столице предназначен для матерей, воспитывающих детей с особыми потребностями. В этом центре мамы детей смогут получить профессии швеи, парикмахера, кондитера, массажиста. Здесь же будет отдельное реабилитационное пространство для особых детей.

Таких примеров всё больше в разных регионах страны.

Как помогает государство

Сегодня социальное предпринимательство официально закреплено в законодательстве страны. В июне 2021 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон по вопросам развития социального предпринимательства. Закон вступил в силу 1 января текущего года.

Установлены четыре основных критерия для тех, кто может называться социальными предпринимателями, – они направлены на поддержку социально уязвимых слоёв населения через обеспечение их занятости, помощь в реализации произведённых ими товаров.

Чтобы официально получить статус социального предпринимателя, бизнесмену необходимо выполнить одно из обязательных условий:

  • создать качественные рабочие места для социально уязвимых категорий граждан в количестве не менее 50% от общего числа работников;
  • производить товары, предназначенные для социально уязвимых слоёв населения, доход от реализации которых должен составлять не менее 50% от общего дохода предприятия;
  • оказывать социальные услуги, а также услуги в сфере здравоохранения, образования, воспитания, культуры и спорта.

Перечень социально уязвимых слоёв населения довольно большой: это  люди с инвалидностью I, II и III групп; работоспособные граждане из многодетных и неполных семей; родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы; прошедшие лечение от химической зависимости, люди пенсионного и предпенсионного возраста и другие.

В документе прописаны конкретные механизмы государственной поддержки.

Субъекты социального предпринимательства в Казахстане могут рассчитывать на такую господдержку как обеспечение инфраструктуры, грантовое финансирование, субсидирование ставок по кредитам, налоговые льготы, обучение и информационное сопровождение, а также помощь в поиске деловых партнёров и развитии через акселерационные программы. Кроме того, проводятся ярмарки и конкурсы социальных идей, лучшие из которых получают весомые гранты на развитие.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров