3 мая в столице в пространстве "Platforma projectroom" состоялось открытие выставки современного искусства "Zhindy Kobelek". Она приурочена к Году молодёжи. На выставке представлены работы в жанрах перформанс, видеоарт, графика, живопись, инсталляция и скульптура.

На бетонном полу распростёрты сломанные крылья – это инсталляция Нуржана Жанабатырова "Казахстанская правда".


Фото Интэро Тиллена

Работа посвящается людям, уставшим от наплыва новостей о различных происшествиях, ДТП, смертях, политических и экономических проблемах.

Автору кажется, что подобное информационное пространство рано или поздно приведёт к тому, что крылья просто спадут с каждого, кто в нём находится.

С этим посылом перекликается и работа Айгерим Мажитхан. Она выбрала в качестве художественного инструмента перформанс, сковав себя цепями, символизирующими то, что лёгкая жизнь осталась в прошлом. Перформанс называется "Өткенші өмірдің жеңілдігі" ("Ушедшая лёгкость бытия". – Каз.).


Айгерим Мажитхан

Айгерим Мажитхан / Фото Интэро Тиллена

"Мы живём в информационном мире, где современный человек знает о том, что творится, благодаря телевидению и интернету. К сожалению, в основном мы получаем негативные новости, обнажающие человеческую жестокость, бессердечность, нетерпимость к другой расе и религии. Наша боль скапливается в сердце. Самое трудное – знать всё и бездействовать, находиться в апатии, в скованном состоянии, в страхе", – так описала Айгерим Мажитхан свой перформанс.


Фото Интэро Тиллена

В выставке приняли участие художники, посещавшие неформальную школу искусства в пространстве "Platforma projectroom" в течение двух месяцев. Помимо семинаров и лекций, для художников был организован воркшоп с известным педагогом Виталием Симаковым.

"Мы поставили себе цель помочь молодым авторам отойти от академизма, создавать проекты в более современном, медийном формате. Мы стремились расширить границы художественного мышления. Свобода – тема актуальная, и всегда была одним из приоритетов в творчестве. Когда нет свободы, вдохновения и творческих крыльев – ничего не возникнет", – рассказывает куратор выставки искусствовед Айгуль Ибраева.



У выставки нет какой-то одной темы, ограничивающей авторов. И в то же время неуловимо чувствуется некое единство работ. Возможно, дело в том, что каждое произведение в той или иной форме выражает гражданскую позицию авторов или является своеобразным откликом на вызовы современности.

Айгуль Ибраева утверждает, что авторы сами не захотели придерживаться жёстких границ:



"Мы решили дать художникам свободу в выборе концепций, не стали давить на них кураторской диктатурой. Мы вели с ними диалоги, разговоры, узнавали, о чём они беспокоятся, что их волнует в мире, в Казахстане. Вся выставка – это эксперимент для них и для нас. Как можно объединить разные темы в одну композицию, чтобы и художникам было хорошо, и людям было интересно смотреть", – говорит Айгуль Ибраева.

Художница Меруерт Темирбекова создала серию женских портретов "Я здесь", дополнив свои графические работы непростыми вопросами в описании: "Какая она, женщина? Что есть женская энергия и сила? Вольная, свободная, независимая. Возможно…".

Расплывчатость, нечёткость произведений Меруерт, по словам Айгуль Ибраевой, отражает неопределённое место и вторичную роль женщин в Казахстане.


Фото Интэро Тиллена

Вопрос о женских правах, а также о табуированности всего женского, как и темы сексуальности, в целом отражён и в работе Анель Бикеновой под названием "···–···" (на морзянке это сигнал бедствия, SOS). Анель зашифровала, то есть буквально выложила азбукой Морзе, женские гениталии, поверх которых нанесла ещё один шифр:


Анель Бикенова

Анель Бикенова

"О наших, женских, делах мы говорим почему-то всегда очень тихо, шифруемся даже с подругами. Именно это и отражено в работе: наружный круг, формирующий гениталии, – это надпись морзянкой слова "влагалище", внутренний – "вагина". Я написала это, потому что люди боятся говорить эти слова, для них стоит некий барьер. Шифр поверх шифра – надпись "сексуальное образование – это ключ к светлому будущему". Вместо часто используемого "полового просвещения" я специально написала "сексуальное образование", потому что люди боятся даже просто слова "секс".


Читайте также: Как разговаривать с детьми о сексе?


Посыл работы Анель в том, что каждый человек без исключения имеет право на доступ к образованию и информацию в целом и на сексуальное просвещение, в частности.



Нашли своё отражение в арт-пространстве и вопросы загрязнения окружающей среды. Айдана Кулахметова представила ковёр-баннер с национальными узорами и словами назидания Абая. Идея её работы – осовременить старое и поднять экологическую проблематику. Ещё одна её работа – гобелен "Токсик", вытканный в национальном стиле, но с использованием совсем нетрадиционного материала – пластика. В гобелене проводиться параллель между коврами, которые так ценились в советское время и были показателем состоятельности, и пластиком, который стремительно распространяется по всему миру.


Фото Интэро Тиллена

"Человек – творец собственной жизни и он ткёт этот самый "гобелен" и обрастает им. Но вопрос в том, будет ли он гордиться своим творением через 10 лет? Хотели бы вы себе домой такой "гобелен", который отравлял бы ваш воздух, угнетал бы вас своей пошлостью и токсичностью?" – спрашивает Айдана.


Фото Интэро Тиллена

Идею названия "Zhindy Kobelek" выставке подарила работа Абылая Мурашбекова "Өткен уақыт" (Прошедшее время). Прошедшее время, о котором говорит автор, показано пугающе буквально: огромные моли на стене доедают символическую шкуру и человеческие лица. У работы много смыслов, но образ моли, беспорядочно мечущейся, сумасшедшей бабочки (в казахском разговорном языке моль называют "жынды көбелек") оказался настолько ярким, что кураторы решили назвать первую выставку арт-пространства именно так.

Выставка продлится до 31 мая. Вход для всех желающих свободный.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter