Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Следы от поражающих элементов, птицы или неисправность? Что могло вызвать катастрофу самолёта Azerbaijan Airlines в Актау

Фото Reuters
Фото Reuters
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Власти Казахстана проводят расследование причин крушения самолёта авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевшего из Баку в Грозный и совершившего аварийную посадку в казахстанском Актау.

Российские ведомства говорят, что, по одной из версий, катастрофа могла произойти из-за "столкновения с птицами", но в интернете опубликованы кадры с места происшествия, где в обшивке самолёта видны отверстия, которые теоретически могли появиться от воздействия поражающих элементов ракеты.

На борту самолёта находилось 67 человек. По данным властей Казахстана, 38 из них погибли.

Мы рассказываем об основных версиях произошедшего и обстоятельствах катастрофы.

На обломках самолёта видны характерные отверстия, которые могли быть вызваны поражающими элементами / Anadolu agency/Getty Images

Как произошла катастрофа

Судя по записи полёта в онлайн-сервисе Flightradar24, самолёт Embraer E190AR выполнял рейс J28243 из Баку в Грозный, когда примерно в 04.25 по всемирному координированному времени (07.25 по московскому) его отметка исчезла в районе города Каспийска.

Это не означало, что на борту обязательно произошло ЧП – пилоты могли просто отключить транспондер.

Маршрут самолёта на сервисе Flightradar24

Отметка в записи полёта появилась спустя примерно полтора часа – в 06.07 (07.25 мск) над Каспийским морем, самолёт двигался в сторону аэропорта Актау, причём траектория его полёта была очень странной. Он постоянно менял высоту и направление, то есть самолёт, вероятно, плохо слушался управления.

Пилоты выпустили шасси, но посадить самолёт не смогли – последние секунды были засняты свидетелями.

Между этими событиями, судя по рассказам выживших пассажиров, он попытался совершить посадку в Грозном.

Версия о "стае птиц"

Пресс-секретарь "Росавиации" Артём Кореняко заявил, что, по предварительным данным, "после столкновения с птицами из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна его командир принял решение идти на запасной аэродром, им был выбран Актау".

Фото Anadolu

Как передавало российское государственное агентство ТАСС, о возможном "столкновении воздушного судна со стаей птиц" вскоре после происшествия также говорила авиакомпания Azerbaijan Airlines.

Птицы достаточно часто попадают в авиационные моторы или сталкиваются с самолётами, однако крайне редко такие инциденты приводят к крушению с гибелью людей.

В недавней истории было несколько случаев, когда из-за столкновения с птицами пилотам пришлось совершать экстренную посадку, но самолёты при этом обычно сохраняли управляемость.

Кроме того, версия о стае птиц никак не объясняет появление характерных отверстий в обшивке самолёта.

Попадание поражающих элементов

Фото EPA

После того как самолёт фактически упал на землю в районе аэропорта Актау, в интернете появилось несколько видео, на которых на обшивке самолёта видны многочисленные небольшие отверстия.

На горизонтальных и вертикальном рулях уцелевшего хвостового оперения заметно, что плоскости пробиты насквозь.

При этом на фотографиях обломков при большом увеличении заметно, что на видимой части фюзеляжа отверстий меньше, чем на стабилизаторах в хвосте.

Такие отверстия могут появиться в результате попадания поражающих элементов боевой части ракеты.

Это пока самое логичное объяснение, однако его минус в том, что оно не подтверждено другими фактами: нет никаких заявлений служб, которые обладают возможностями слежения за воздушным пространством и могли бы отследить пуск ракет.

Нет также комментариев тех, кто слышал переговоры экипажа с диспетчерами.

Два пассажира рассказали российскому государственному порталу RT, что при попытке посадить самолёт в Грозном они услышали взрывы.

Выживший после авиакатастрофы в Актау Субхонкул Рахимов сказал, что пилоты три раза пытались посадить борт в Грозном, но "в третий раз что-то взорвалось". "Был взрыв – я бы не сказал, что внутри самолёта. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела", – говорит он.

В пользу версии с внешним воздействием говорит также тот факт, что примерно в то же время, когда на борту самолёта Azerbaijan Airlines произошло ЧП, российские ПВО отражали атаку украинских дронов.

Как отмечает агентство Reuters, власти пока не объяснили, почему самолёт, летевший над Каспийским морем, потерпел крушение вскоре после того, как на юг России обрушились удары беспилотников.

В прошлом из-за активности дронов в этом регионе уже закрывали аэропорты, а ближайший российский аэропорт на пути полёта самолёта был закрыт в среду утром.

Впрочем, некоторые комментаторы высказывают версию, что отверстия в обшивке могли образоваться в результате взрыва самолёта после посадки. Этот взрыв был хорошо виден на многочисленных записях камер свидетелей катастрофы.

"Отказ одной из основных систем"

Вскоре после катастрофы представители российских экстренных служб сообщили "Интерфаксу", что приоритетной версией является "отказ одной из основных систем".

По последним данным, при крушении самолёта погибли 38 человек, ещё 29 были ранены / Фото Anadolu

"Подал сигнал бедствия и затем самолёт пропал с экранов радаров, – сказал собеседник агентства. – Таким образом, версия технической неисправности сейчас рассматривается в качестве приоритетной".

Он не уточнил, что могло быть причиной такой технической неисправности.

Самолёты Embraer ERJ-190-100LR являются довольно новыми, и их показатели воздушной безопасности считаются высокими.

За время эксплуатации с такими самолётами произошло всего две катастрофы с гибелью большого числа людей, и они обе не были связаны с технической неисправностью, а были вызваны действиями экипажа.

Пресс-служба Azerbaijan Airlines сообщила агентству ТАСС, что потерпевший крушение самолёт был выпущен в 2013 году и последний раз проходил полный технический осмотр в октябре 2024 года.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Новости партнеров