Казахстанские олигархи – народ загадочный. Они не любят мелькать в светской хронике и скрывают от общественности все подробности частной жизни. Причём делают это они тщательнее, чем "волки" с Уолл стрит прячут свои доходы от налоговой. Те, кто знает нашу бизнес-элит у близко, восхищены: отечественные члены списка "Форбс" хорошо разбираются и в литературе, и в кино, и в музыке, и в изобразительном искусстве. Владеют подлинниками великих, но никогда и никому об этом не рассказывают. Так что Нурлан Смагулов совершил своего рода культурную революцию.

Сконцентрироваться на представленной красоте решительно невозможно – здесь и тонкие акварели Кастеева, и самые зрелые полотна Жанатая Шарденова, и яркая живопись Салихитдина Айтбаева. Экспрессия Абдрашита Сыдыханова, абстракции Марата Бекеева, притчевые работы Вячеслава Люй-Ко, – перечислять достоинства экспозиции можно долго. Все они описывают мир Нурлана Смагулова - судя по коллекции, это яркий, полный то света, то драмы мир (взгляните на подборку Шарденова), который населяют теплые гармоничные люди, предстающие зрителю во всем своём естестве.

Казахстанские олигархи не стремятся попасть даже на фото для светской хроники
Фото Галии Байжановой
Казахстанские олигархи не стремятся попасть даже на фото для светской хроники

"Для меня сегодняшняя выставка - это экзамен, это как будто я открываю публике двери собственного дома и говорю: заходите, посмотрите, чем живу, а это всегда волнительно, - делится с журналистами бизнесмен. - На Западе публичные показы частных коллекций - это нормальная практика, но мы живём  в постсоветском государстве, где люди не всегда адекватно относятся к успеху и возможности приобрести такую коллекцию шедевров. Я не боюсь критики, я хочу, чтобы искусство принадлежало народу, его должны видеть и обсуждать".

Избранные произведения из коллекции Нурлана Смагулова выставляются на всеобщее обозрение в третий раз. Первую выставку провели в 2009 году в Великобритании на площадке знаменитого аукционного дома Christie’s. Вторым местом для демонстрации коллекции стал Национальный музей Республики Казахстан в Астане - выставку приурочили к открытию этого объекта. Наконец, дошла очередь и до музея Кастеева.

"Выставлять эти картины здесь, в месте, где собрана самая большая коллекция казахстанских шедевров, - непросто. Здесь сегодня около 80 лучших работ из моей коллекции", - говорит Смагулов. Представлены произведения самых любимых отечественных художников от классиков живописи - Абылхана Кастеева, Салихитдина Айтбаева и Жанатая Шарденова до наших современников - Андрея Ноды, Вячеслава Люй-Ко, Эдуарда Казаряна. Хорошие коллекционеры в Казахстане есть, но не все они в силу многих причин публичны, как я. Мне же терять нечего, обо мне все всё знают, я привык к тому, что публика меня обсуждает, - говорит бизнесмен.

 - Я даже знаю, что скажут: вот олигарх Смагулов опять решил козырнуть своим богатством, и я понимаю, что это может вызвать раздражение и много разговоров, но дорогу осилит идущий. Несмотря на определённое количество раздражённых, думаю, сторонников у меня будет всё равно больше".

"Хочу, чтобы после этой выставки богатые люди Казахстана возбудились и стали моими сподвижниками – начали интересоваться изобразительным искусством, стали поддерживать казахстанских художников. Я часто бываю в домах, где на стенах нет ничего интересного и по-настоящему ценного, это какие-то тарелки, предметы прикладного искусства, а вот самобытной живописи нет, а ведь искусство украшает не только интерьер, но жизнь человека".


Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова

Фото Галии Байжановой
Работы из коллекции Нурлана Смагулова

Несмотря на то что журналисты просили оценить коллекцию и желательно по новому курсу, олигарх делать это отказался. "Свою коллекцию я никогда не оценивал и не буду, поскольку коллекционирование для меня - это не способ заработать.

- Деньги я зарабатываю в очень жёсткой мужской игре под названием "бизнес", а картины - это та гавань в которой я могу отдохнуть и отвлечься от своей работы, - резюмировал он.

- Здесь я ни с кем не соревнуюсь. Я никогда не продавал эти работы, только дарил  и, думаю, не нарушу этот принцип и впредь".

Сегодня самая дорогая по стоимости работа в коллекции Нурлана Эркебулановича – барельеф "Женщины с  попугаем", автором которого является знаменитый французский скульптор и живописец Фернан Леже . В Лондоне на Sotheby's он заплатил за неё шестизначную сумму. Сейчас она украшает ресторан "Крудо" в его торговом центре.

Однако самая дорогая сердцу работа у Смагулова другая – первая, которую он купил всего за 100 долларов. "Вышло всё случайно, в 90-х годах. Однажды, я встретил здесь, в музее, актёра Ментая Утепбергенова, - вспоминает бизнесмен. - У него с собой была сумка из капроновой сетки, в которой что-то лежало, завёрнутое в бумагу. Оказалось, что это одна из "Масок" бурятского скульптора Сэрэнжаба Балдано, жившего какое-то время в Алма-Ате. Работа чем-то напомнила мне облик отца, ушедшего в том году из жизни. Она меня пронзила. И я так проникся ею, что решил купить".

С одной из таких масок началась коллекция Нурлана Смагулова

Фото Галии Байжановой
С одной из таких масок началась коллекция Нурлана Смагулова

С того дня Нурлан стал интересоваться творчеством местных художников. "В те годы казахстанское искусство не стоило таких денег, как сейчас, все экспонаты я покупал за относительно небольшие деньги", - вспоминает меценат. - Познакомившись с легендарным коллекционером Юрием Кошкиным, у которого была лучшая частная коллекция в советском Казахстане, Смагулов по-настоящему увлекся искусством и купил часть его экспонатов, когда тот эмигрировал в Москву.

Сейчас в коллекции казахстанского бизнесмена, которая собирается почти 20 лет – начиная с 1996 года, около тысячи работ. Это не только живопись, но и графика, скульптура. Часть работ была привезена из-за рубежа: России, Англии, Америки, Израиля. Есть и экспонаты, приобретённые на  одном из самых престижных аукционов мира, - Christie’s. Это кое-что из творчества художника-графика Евгения Сидоркина, керамиста Рысбека Ахметова и главное приобретение, ставшее центральной картиной сегодняшней выставки – полотно 1960 года кисти Салихитдина Айтбаева "На целине. Обед".

Центральная работа этой выставки - картина Салихитдина Айтбаева "На целине. Обед" 1960 г.
Фото Галии Байжановой
Центральная работа этой выставки - картина Салихитдина Айтбаева "На целине. Обед", 1960 г.

"Желающих купить эту картину тогда было много. Но я отчаянно сражался с коллекционерами Западной Европы. И казахи, конечно, не подвели, мы купили все работы, - рассказывает Нурлан Смагулов.

- Для меня как гражданина Казахстана это было не покупкой, а, скорее, делом чести. Я хотел вернуть работы на родину. Не скажу, что они обошлись очень дорого, порой в Казахстане мне предлагают купить работы дороже, чем в Лондоне".

Как оказалось, покупка дорогущих картин - дело престижа не только его личной коллекции, но и всего казахстанского искусства.

"Несколько лет назад, когда в наш музей приезжала команда Christie’s, они отобрали часть работ для аукциона, выбрали и эту картину Айтбаева, - вспоминает искусствовед Баян Барманкулова, разработавшая, кстати, каталог выставки. - Причём ранее Нурлану Эркебулановичу предлагали купить это полотно, но он отказался. А узнав, что она продаётся там, поехал и купил её в 10 раз дороже. Я была изумлена: зачем? А он сказал: "Чтобы люди знали, что казахстанское искусство покупают!"


Гости выставки "Шедевры частной коллекции"

Фото Галии Байжановой
Гости выставки "Шедевры частной коллекции"

Коллекция живописи у мецената Смагулова богатая, работы разные по настроению и по манере письма. И, как любой коллекционер, он основывается на принципе "нравится - не нравится". "Я надеюсь, у меня уже есть вкус, на который я могу полагаться, - рассказывает журналистам владелец уникальной коллекции. - И  если первые шаги мне помогали делать профессионалы - искусствоведы и художники - то сейчас у меня уже есть собственное видение, и я кайфую от того, что стал разбираться в искусстве. Пока на уровне среднего искусствоведа", - улыбается он.


Одна из самых известных искусствоведов Казахстана Баян Барманкулова

Фото Галии Байжановой
Одна из самых известных искусствоведов Казахстана Баян Барманкулова

"Нурлан Эркебуланович - человек самостоятельный, - подтверждает для infotmburo.kz искусствовед Баян Барманкулова. - Желая приобрести работу, он спрашивает совета, но поступает всегда так, как хочет. В отличие от тех коллекционеров, что покупают картины из практических соображений, он приобретает лишь те работы, которые он  полюбил. Но есть здесь и другая сторона -  если он что-то он полюбил, то готов покупать это бесконечно. У него много работ Шарденова, Зальцмана, Сыдыханова. Когда он в очередной раз хочет приобрести работу любимого художника, я  говорю: "Ну у вас уже много Шарденова! У вас уже есть что-то подобное". А он говорит: "И что? Теперь я не могу покупать?". И покупает".

В день открытия меценат сфотографировался чуть ли не с каждым гостем
Фото Галии Байжановой
В день открытия меценат сфотографировался чуть ли не с каждым гостем

Работ молодых казахстанских художников в его коллекции немного. "К сожалению, мне пока не попадались новые таланты, которые творят искренне и мыслят свободно. Наоборот, настораживает, что в последнее время наше искусство становится декоративно-прикладным. По мне, так мы слишком много стали ударяться в прошлое, воспевая героев того времени – батыров и биев. А где же те, кто воспоёт хотя бы тех же современников?"

Основа коллекции Нурлана Смагулова – работы казахстанских художников-шестидесятников. Сегодня у коллекционера одни из лучших работ этой эпохи. "Я ностальгирую по свободе 60-х годов, - признаётся informburo.kz  Смагулов. - По тому настроению, по той искренности и удивительному миру, который нашёл отражение в творчестве казахских классиков. Да, они, разумеется, подражали великим, но на выходе всё равно получалось нечто уникальное. Мне нравится, что казахи всегда смотрели на мир по-своему. Я восхищаюсь работами Айтбаева, Шарденова,  Абдрашитова. Их творчество для меня - откровение".

По мнению Баян Карибаевны, у Нурлана Смагулова шарденовский темперамент, наверное, поэтому творчество Жанатая Шарденова ему особенно близко. "Картины Шарденова энергичны, в них отражено не пассивное созерцание происходящего, а участие во всём, что окружает, - делится с informburo.kz искусствовед. - Его пейзажи завоёвывают все пространство, беря все краски этого мира, сочность, фактуру и делая этот мир своим".

Гостьи выставки - художницы Галия и Балхия Кусаиновы
Фото Галии Байжановой
Гостьи выставки - художницы Галия и Балхия Кусаиновы

Вдохновившись примерами меценатов Соломона Гуггенхайма, Павла Третьякова, Саввы Мамонтова и братьев Щукиных, бизнесмен решил открыть в Алматы музей. Там будут собраны не только работы из его коллекции, но и из частных собраний других казахстанских бизнесменов, к примеру, Сержана Жумашова (совладелец девелоперской компании Capital Partners). "Мы давно вынашиваем идею создания арт-центра, который бы стал гордостью южной столицы и магнитом для туристов со всего мира. К примеру, в странах Персидского залива для повышения туристической привлекательности часто покупают или арендуют шедевры мировой живописи. Мы хотим сделать так же, у нас будут выставляться не только лучшие образцы казахстанского, но и мирового искусства – импрессионисты, модернисты, купленные на лучших аукционах мира". По словам бизнесмена, это будет не просто музей, а живой арт-центр, в котором будут открыты мастерские, проходить мастер-классы и образовательные курсы.

С мнением о том, что каждый коллекционер - это неудавшийся художник, мечтающий о мировой славе и месте в истории, Смагулов не согласен.

"В области искусств я совершено бесталанный человек: не умею ни петь, ни рисовать, ни  декламировать стихи, у меня даже дикции нет! – смеётся он. - Но у меня есть другой талант - видеть и понимать искусство, и это, считаю, тоже важно".

Бизнесмен подчеркнул, что впоследствии хочет передать свою коллекцию в дар народу, в распоряжение какого-нибудь музея. "Хочу, чтобы она была доступна людям", - сказал он. Выставка открывается сегодня и продлится до 30 сентября.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter