Правительство приступило к планированию республиканского бюджета на 2018-2020 годы. Несмотря на то что Казахстан всячески пытается избавиться от сырьевой зависимости, сделать это пока не удаётся. Законопроект, который представил экономический блок кабинета министров на очередном заседании, вновь разработан с оглядкой на прогнозы относительно мировых цен на нефть.

Три сценария

Традиционно рассматривается сразу несколько сценариев развития мировой экономики: оптимистический, при котором "чёрное золото" в 2018 году подорожает до 55,3 доллара за баррель с последующий ростом, пессимистический с его удешевлением до 35 долларов и консервативный. Члены Правительства предпочли остановиться на последнем, выбрав золотую середину.

"За основу формирования прогноза социально-экономического развития на 2018-2022 годы и бюджетных параметров на 2018-2020 годы взят базовый сценарий при консервативной цене на нефть – 45 долларов США", – сказал министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Даже при консервативном сценарии Правительство намерено увеличивать объёмы добычи нефти – с 86 млн тонн в 2018 году до 88,6 млн тонн в 2022 году. Таким образом, с учётом прогнозируемых поступлений в Национальный фонд при цене на нефть 45 долларов за баррель и снижения гарантированного трансферта общий объём средств Национального фонда в 2020 году, по прогнозам, составит 62,4 млрд долларов, или 32,5 % к ВВП.

"В соответствии с новой концепцией формирования и использования средств Национального фонда гарантированный трансферт в республиканский бюджет определён со снижением в объёмах в 2018 году – 2 600 млрд тенге, в 2019 году – 2 300 млрд тенге, в 2020 году – 2 000 млрд тенге. Привлечение целевого трансферта из Национального фонда не предусматривается ", – проинформировал глава Миннацэкономики.

Расходы

Расходы республиканского бюджета в 2018 году, по прогнозам, составят свыше 9 трлн тенге – это на 134,6 млрд тенге больше, чем предусмотрено в нынешнем году. По словам министра финансов, увеличение расходов в частности связано с пересмотром структуры прожиточного минимума, повышением пенсий и пособий. А вот на развитие бизнеса объёмы финансирования намерены урезать.

"На развитие реального сектора экономики в 2018 году предусмотрено 1,4 трлн тенге. Снижение объёма расходов по сравнению с текущим годом обусловлено двумя основными факторами: изменением источников финансирования программ с целевого трансферта из Нацфонда на ненефтяные доходы и прогнозами освоения бюджетных средств текущего и следующего года субъектами квазисектора", – пояснил министр финансов Бахыт Султанов.

На продолжение реализации программы "Нұрлы Жол" в ближайшие три года предусмотрено 512,6 млрд тенге, из них на 2018 год – 243,3 млрд тенге. На программу жилищного строительства "Нұрлы Жер" – 208,8 млрд тенге, из которых 125,2 млрд тенге на 2018 год.

По программе развития агропромышленного комплекса в 2018 году предусматривается 195 млрд тенге на: субсидирование, развитие водного хозяйства и ветеринарии, а также обеспечение фитосанитарной безопасности.

На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в общей сумме 232,9 млрд тенге, из них на 2018 год – 76,1 млрд тенге.

На развитие транспортной инфраструктуры в 2018 году будет направлено 292,6 млрд тенге.

На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности расходы в 2018 году составят 1 088,9 млрд тенге, в 2019 г. – 1 164,2 млрд тенге, в 2020 г. – 1 219,9 млрд тенге.

"Дефицит республиканского бюджета снижен относительно к ВВП с 1,1% в 2018 году до 1,0% в 2019-2020 годах, что позволит сохранить объёмы государственного долга на умеренном уровне", – отметил глава Минфина.

Доходы

Что же касается доходов государственного бюджета, то на протяжении всех ближайших трёх лет, согласно законопроекту, они будут меньше, чем расходы. Так, если в 2018 году доходы прогнозируются на уровне 5 528,4 млрд тенге, то расходы составят 9 217,9 млрд тенге. В 2019 доходы – 6 403,9 млрд тенге, расходы – 9 798,2 млрд тенге. Аналогично этому в 2020 году – 7 175,8 млрд тенге, расходы – 10 219,7 млрд тенге.

Вопросов к докладчикам у глав других министерств не возникло, и тогда премьер-министр поставил бюджетный законопроект на голосование, однако в самый ответственный момент возникли технические неполадки. С первого раза проголосовать не получилось сразу нескольким членам кабмина – нужные лампочки не загорелись у министров труда и социальной защиты населения, образования и науки, финансов, обороны, а также у самого главы Правительства.

"Не горит, горит? Дуйсенова (Тамара – министр труда и социальной защиты населения), Сагадиев (Ерлан – министр образования и науки). Не горит. Султанов (Бахыт – министр финансов), Жасузаков (Сакен – министр обороны). У меня тоже не горит. Вы зарегистрировались уже?" – поинтересовался премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Впрочем, заминка была недолгой, и уже вскоре члены Правительства проголосовали – решение относительно законопроекта принято положительное, и теперь его передадут на рассмотрение депутатов. Проект закона, касающийся республиканского бюджета на 2018-2020 годы, будет внесён в Мажилис Парламента до 1 сентября.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter