Прямой эфир Новости спорта

Сирийский конфликт и Казахстан: когда нейтралитет лучше вмешательства

Владимир Бахуревич
Владимир Бахуревич
Для чего сирийская оппозиция хочет попасть в Астану?

Сирийская оппозиция предложила Казахстану принять участие в урегулировании конфликта в своей стране. «Президент Назарбаев мог бы принять в Астане рабочую группу представителей сирийской оппозиции, которая бы выработала определенную дорожную карту. На ее основании мы бы приехали на конференцию «Москва-3» и приняли какие-то практические шаги», - заявила участница второго раунда межсирийских переговоров в Москве Ранда КАССИС. Заведующий отделом внешней политики и международной безопасности Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Булат АУЕЛБАЕВ уверен: позиционируемая как антиконфликтный менеджер, наша страна не должна принимать участия в урегулировании сирийского конфликта, поскольку в нем задействованы интересы противоборствующих глобальных игроков. 

В российской столице на прошлой неделе завершился очередной этап межсирийских переговоров. В отличие от прошлогодней встречи в Женеве, когда делегации не сумели договориться ни по одному пункту, на этот раз сторонам удалось согласовать итоговый документ из десяти пунктов. По итогам переговоров лидер сирийского оппозиционного «Движения за плюралистическое общество» Ранда Кассис заявила, что оппозиция планирует попросить Астану подключиться к процессу межсирийских переговоров.

- Казахстан является нейтральной страной, у нее хорошие отношения со всеми странами - постоянными членами Совета безопасности ООН. И есть положительные сигналы со стороны Казахстана, - сказала Кассис.

По мнению эксперта КИСИ Булата Ауелбаева, сирийская оппозиция настолько неоднородна – в ней представлена как «светская оппозиция», так и радикальные силы, что вызывает большой вопрос, от чьего конкретно имени делает заявления госпожа Кассис.

- Это признанная «Группой друзей Сирии» (в нее входят Лига арабских государств, США, Франция и Великобритания и ряд других стран - Прим. авт.) оппозиция или те силы, которые выступали  на прошлогодней встрече в Женеве? И которые, кстати, тогда не смогли договориться даже между собой. Я не вижу для Казахстана веских причин участвовать в межсирийском урегулировании. Во-первых, продолжается украинский конфликт, который ближе к нам и в географическом, и в социально-политическом плане. И хотя непосредственного участия в Минске-2 мы не принимали, но Казахстан заявил, что может участвовать в урегулировании украинского конфликта. С другой стороны, мы находимся в близости от другой нестабильной зоны – Афганистана. Пока здесь нет открытых противостояний, но положение крайне хрупкое. И в случае участия Казахстана в межсирийских переговорах произойдет распыление политических  дипломатических и других ресурсов, - полагает Булат Ауелбаев.  

Вызывает вопросы, на что рассчитывает сирийская оппозиция, озвучивая предложения в адрес Казахстана.

- Оппозиция стремится войти в некое коалиционное правительство Сирии, готова вести переговоры с представителями политического режима страны, но не с его лидером Башаром Асадом. И хочет привлечь к участию в этих переговорах нашу страну. Здесь дело принципа, - отмечает эксперт по международным вопросам.  

Напомним, сирийский режим поддерживают Россия, Иран, отчасти Китай. На стороне «светской» оппозиции Сирии - страны Европы и США.

- С другой стороны, в Сирии есть интересы региональных держав – Саудовской Аравии, Ирана, Катара, Турции и Израиля, позиции которых по сирийскому кризису не совпадают. При этом США и Европа стараются снизить уровень изоляции Ирана, который в случае подписания соглашения с ядерной «шестеркой» будет играть большую роль на Ближнем Востоке, в том числе в сирийском конфликте. Сирия имеет стратегическое расположение, через нее планировалось строительство газопровода Ирак-Иран-Сирия. Также был проект газопровод Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия. На границах с Сирией, рядом с Ливаном, Израилем, Египтом, найдены шельфовые месторождения газа - «Левиафан», «Афродита» и ряд других, которые в перспективе  могут стать яблоком регионального раздора. Так что если бы сирийский конфликт был только внутристрановым, то мы могли бы четко выработать свою позицию, при посредничестве других стран. Но мы видим, что вокруг Сирии возрастает напряжение крупнейших геополитических игроков, и вмешиваться в данный процесс Казахстану политически невыгодно. Так что нашей стране следует придерживаться нейтральной позиции по этому вопросу, поскольку сирийский конфликт – это противостояние не столько внутреннее, сколько конфликт окружения, - заключает эксперт. 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров