Прямой эфир Новости спорта

Семь экспортных барьеров для казахстанских производителей

Иллюстрация с сайта cdns.klimg.com
Иллюстрация с сайта cdns.klimg.com
Новые методы предлагают эксперты для продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки.

Начиная с 2013 года Казахстан сдаёт экспортные позиции. Всё дело в том, что главный товар, который наша страна прежде успешно продавала за рубеж – нефть в чистом виде, в новых экономических условиях перестал пользоваться спросом. В связи с этим в очередном послании народу Казахстана Президент поставил задачу переориентироваться на несырьевой экспорт, увеличив его долю уже к 2025 году вдвое. Как это можно сделать – обсудили представители экспертного сообщества за круглым столом в Институте мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК.

Семь экспортных барьеров

Развитие экспортного потенциала Казахстана, по мнению представителей Центра стратегических разработок и анализа Администрации Президента, необходимо рассматривать в контексте общего бизнес-климата страны. Заместитель заведующего центром Олжас Жораев в своём докладе назвал семь конкретных барьеров, которые мешают отечественным предпринимателям укреплять свои позиции не только на внешних рынках, но и на своём собственном.

Первый – несовершенство налоговой политики. Несмотря на то, что фискальная нагрузка на бизнес в Казахстане, по сравнению со многими развитыми странами, существенно ниже, в целом государственная налоговая политика далека от идеала. На то, чтобы отчитаться перед налоговиками, у отечественных предпринимателей уходит масса времени, которое они могли бы использовать на развитие собственного дела.

"У казахстанских предпринимателей на сбор, расчёт, заполнение и отправку форм налоговой отчётности уходит по 178 часов. Думаю, что при правильном подходе можно было бы здесь провести хорошую оптимизацию. Для сравнения, в Канаде предприниматели тратят на уплату налогов 131 час, в Норвегии – 83, в Швейцарии – 63, а в Эмиратах – всего 12 часов в год", – рассказал заместитель заведующего Центром стратегических разработок и анализа Администрации Президента Олжас Жораев.

Второй – сложности с разрешительными процедурами. Для того чтобы зарегистрировать новое предприятие, начинающему бизнесмену в Казахстане необходимо пройти пять разрешительных процедур. Теоретически по сложности они вполне соответствуют стандартам ОЭСР, к которым стремится наша страна, а по срокам – официально не более 9 дней на регистрацию – мы даже обгоняем некоторые страны Европы. Впрочем, на деле зачастую не всегда всё так просто, как того требует регламент.

"Проверки Администрации Президента выявили факты затягивания выдачи земельных участков в отдельных регионах до полутора-двух лет", – проинформировал спикер.

Третий – выход на международные рынки и качество транспортно–логистической инфраструктуры тоже, по мнению специалистов АП, оставляют желать лучшего в Казахстане.Транспортные расходы в некоторых случаях, как показывает практика, достигают 30% от стоимости конечной продукции предпринимателей-экспортёров, что в свою очередь не позволяет им конкурировать на международных рынках.

Четвёртый – дисбаланс между импортно-экспортными операциями. Если в развитых странах таможенная процедура и при экспорте, и при импорте одинакова, то в Казахстане нередко складывается такая ситуация, когда стимулируется только импорт, а экспорт, наоборот, задвигается.

Пятый – излишнее госрегулирование предприятий. Несмотря на то, что в Казахстане полным ходом идёт разгосударствление предприятий, компаний с госучастием меньше не становится. Госпредприятия в нашей стране присутствуют более чем в 20 отраслях, при том, что в странах ОЭСР этот показатель составляет не более 15. Таким образом, по контролю за экономическими процессами в стране Казахстан сопоставим с Индией, Индонезией, Венесуэлой и Китаем.

"Проводится вторая волна приватизации, но здесь есть тоже вопросы, потому что параллельно с приватизацией происходит создание новых госпредприятий. Приведу примеры. В рамках приватизации в 2016 году был реализован 151 объект, с начала 17 года – 154 объекта. В то же время антимонопольным органом согласовано создание в 2016 году 192 новых предприятий с госучастием и с начала 2017 года ещё 60" – отметил Олжас Жораев.

Шестой – доступность и эффективное распределение финансовых ресурсов. Эксперты считают, что на поддержку перспективных начинающих предприятий в стране выделяется слишком мало средств, в то время как крупные компании то и дело получают финансирование от государства.

"С 2007 года на финансирование госпредприятий, включая крупные нацхолдинги и компании, было выделено в 15 раз больше средств, чем на поддержку малого и среднего бизнеса. При этом за весь период реализации госпрограммы "Дорожная карта бизнеса 2020" на инновационные проекты направлено менее 1% бюджетных средств", – отметил заместитель заведующего Центром стратегических разработок и анализа Администрации Президента.

Седьмой – неформальная нагрузка на бизнес. Международное рейтинги, а также опросы институтов экономических исследований и НПП "Атамекен" показывают наличие данной проблемы.

Смена стратегии

Поменять стратегию предлагают представители Казахстанского центра ГЧП. Эксперты изучили мировой опыт и пришли к выводу, что в нынешних экономических условиях необходимо больше уделять внимания правильному позиционированию как самой страны, так и её производства.

"Мы сильно застряли в функциональном подходе, то есть у нас привыкли, что везде должны быть функции взаимосвязи, структуры, это очень сильно мешает нам продвигаться. Мы считаем, что наступил тот момент, когда на какие-то стратегические вещи надо посмотреть по-другому. Все вещи, которые в последние время происходят в мировой экономике, они больше не функциональные, а поведенческие", – пояснил председатель правления АО "Казахстанский центр государственно-частного партнёрства" Азамат Ойнаров.

В качестве примера он приводит целый ряд российских компаний, которые преподносят покупателям себя в виде иностранного бренда и тем самым пользуются большим спросом. Причём такой приём многие из этих производителей успешно эксплуатируют ещё с начала нулевых.

"Фишка в том, что эти бренды российские, но в их видении ничего российского нет. Например, есть техника фирмы BORK, которая как бы всем своим видом говорит, что это техника из Германии, с немецким качеством. Или косметические бренды: Faberlic и Letual – оба российские, но с французским посылом", – пояснил эксперт.

Нечто похожее, но уже на уровне целой страны в своё время сделала Италия. Сегодня её считают законодательницей моды, как будто так было испокон веков. Вместе с тем до 60-х годов прошлого столетия все модные тренды диктовала исключительно Франция. Италия не без помощи государственных средств лишь создала бренды, которые позволили "перетащить одеяло" на себя.

Не менее интересен пример Южной Кореи. Эта страна в своё время по опыту Швеции и Швейцарии начала активно финансировать развитие собственной культуры. В итоге Корею знают во всём мире и с удовольствием покупают товары её производства.

"Корея и Турция – хороший пример того, как они заявляют о себе. Они заходят на рынки других стран через свои сериалы. Мало того, что их мыльные оперы дешёвые, так они ещё и чуть ли не за свой счёт переводят их на языки тех стран, которым продают, нам – на казахский. В итоге, когда наш гражданин видит в магазине корейский или турецкий товар, то он,без сомнения покупает его, потому что уже имеет представление о стране-производителе", – также рассказал он.

"Если мы хотя бы повторим опыт Грузии – уже будет хорошо. У них Министерство туризма активно продвигает имидж страны как туристической гавани для среднего класса именно процессным подходом. Зайдите в любую соцсеть и начните искать что-то про отдых – у вас сразу вылезет "отдых в Грузии", – заключил Азамат Ойнаров.

Работа над ошибками

Работа над ошибками требуется после первой пятилетки индустриальной программы, считает директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента. Ержан Салтыбаев перечислил основные промахи, которые важно не повторить во время второй пятилетки.

"Основные ошибки в том, что не были правильно поставлены акценты. Индикативные показатели результатов этой программы были достаточно размытыми, то есть в результате этой программы открылось большое количество производств, которые не являлись инновационными, прорывными. Вообще слова "инновации" и "прорывный" настолько затёрлись, что даже кирпичный завод назывался инновационным. Или же создавались такие производства в Казахстане как, например, производство планшетников. Мы должны производить то, в чём у нас есть компетенция, какая-то история, например металлургия, нефтехимия, производство удобрений, где у нас есть наука, экспертиза", – прокомментировал директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера Нации Ержан Салтыбаев.

Что же касается рынков, которые рассматривает Казахстан для экспорта своей продукции, то в первую очередь это страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Индонезия Таиланд. В Южной Азии – это Индия, Пакистан, Бангладеш. Кроме того, по "Шёлковому пути" зерно, металлы и продукцию нефтехимии наши производители намерены отправлять в страны Южной Европы и Кавказа.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров