В результате взрыва на Керченском мосту, который ведёт из Краснодарского края России в аннексированный Крым, обрушилась часть дорожного полотна, на мосту начался пожар, были также повреждены железнодорожные пути. "Русская служба Би-би-си" собрала версии экспертов о том, как такой взрыв вообще мог быть возможен и к каким последствиям он приведёт.
Российские власти заявили, что причиной происшествия стал взрыв автомобиля. Следственный комитет сообщил, что его сотрудники установили данные о собственнике машины. Погибли три человека – по данным российских следователей, это "предположительно, пассажиры легкового автомобиля, находившегося рядом с подорвавшимся грузовиком".
Украина официально не заявляла о своей причастности к этому взрыву. Советник главы офиса президента Михаил Подоляк, утром после взрыва философски писавший в "Твиттере" о "возвращении всего украденного" и "разрушении всего незаконного", позже возложил ответственность на российских силовиков, которые в своих усобицах "вышли из-под контроля".
Отметив то, что взорвавшийся фургон заехал на мост со стороны России, Подоляк в комментарии для СМИ написал, что в России идёт противостояние между ЧВК и ФСБ с одной стороны, и генштабом и Министерством обороны – с другой.
"Логистика подрыва, синхронизация с топливным эшелоном, объём уничтоженного дорожного полотна – всё это чётко указывает на русский след. Поэтому ещё раз, пока в этом ярком инциденте мы видим обострение конфликта между военными и силовыми структурами России и его выход из-под контроля Кремля", – уверен Подоляк.
"Российская верхушка ищет виновных за поражение на фронте. ФСБ и владельцы ЧВК ведут кампанию за увольнение военного руководства – министра Шойгу и главы генштаба Герасимова", – добавил Подоляк.
"Много взрывчатки"
Старший эксперт по взрывчатым веществам британской армии в отставке называет подрыв Керченского моста "шедевром тайной диверсии". "Отсутствие явных взрывных повреждений на дорожном полотне говорит о том, что авиационное оружие не применялось", – отметил он в разговоре с корреспондентом "Би-би-си" Полом Адамсом.
По мнению эксперта, причиной взрыва могла стать "атака снизу" моста. Он предполагает, что взрывы на автомобильном мосту и железнодорожных путях "были инициированы почти одновременно с помощью кодированной радиокоманды".
Читайте также:
- Крымский мост частично обрушился после взрыва. На нем горели цистерны с топливом
- "Выпустить пар". Российское командование столкнулось с беспрецедентной критикой на фоне неудач в Украине и мобилизации
- Как спустя пять лет Россия и Крым переживают последствия аннексии. Графики
Генерал австралийской армии в отставке Мик Райан написал в своём "Твиттере", что для подобного обрушения моста необходимо много взрывчатки – несколько человек не смогли бы принести столько на себе. Для этого также потребовался хорошо продуманный план взрыва, отмечает эксперт, поскольку железобетонные мосты – самые устойчивые из всех. "Несколько грузовиков или ракет/бомб смогли бы достичь этой цели, если их точно направить в нужные участки моста", – считает Райан.
Официальная российская версия происшедшего: на мосту взорвался грузовик. Это привело к возгоранию семи топливных цистерн поезда и к частичному обрушению двух автомобильных пролётов, говорится в заявлении Национального антитеррористического комитета России.
Однако на мосту, по крайней мере официально, действует строгая система безопасности. Любой грузовик, въезжающий на Крымский мост, проверяется на наличие взрывчатки. На въездах размещены стационарные инспекционно-досмотровые радиотехнические комплексы СТ-6035, проверяющие машины на наличие взрывчатых веществ. Проверкой занимается ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса России", в марте 2021 года он рапортовал, что "досмотр автотранспорта и безопасность Крымского моста обеспечена в полном объёме.
Этот же ФГУП охранял аэродром в Таганроге, где стоял на ремонте Ил-80 – один из из самых секретных военных самолётов России, предназначенный для управления войсками в случае ядерного конфликта (эксперты прозвали его "самолётом Судного дня"). В декабре 2020 года выяснилось, что кто-то проник в самолёт и похитил секретное оборудование на сумму более 2,5 млн рублей. Виновными в краже были признаны и осуждены безработный житель Таганрога и его сообщник.
Читайте также: Дело о похищении аппаратуры из "самолета Судного дня" передано в суд в Таганроге
"Версия грузовика логична тем, что решает проблему доставки большого количества взрывчатого вещества", – говорит в комментарии "Русской службе Би-би-си" израильский военный эксперт Давид Гендельман.
Как подсчитала "Би-би-си", в 2022 году федеральные структуры заключили госконтракты на обеспечение безопасности моста на сумму более 2 млрд рублей.
ФГУП "Управление ведомственной охраны Минтранса России" до конца июля 2022 года получал по госконтрактам на охрану моста около 53 млн рублей в месяц, в августе контракт подорожал до 66,85 млн рублей. В целом охрана автомобильной части моста в 2022 году должна стоить бюджету около 700 млн рублей.
Тот же ФГУП в апреле 2022 года получил госконтракт на 617,9 млн рублей на дооснащение моста "техническими средствами обеспечения транспортной безопасности". Почти треть этой суммы (197 млн рублей) подрядчик уже получил, но пока разработал лишь рабочую документацию для этого проекта всего на 17 млн рублей.
За охрану железнодорожной составляющей моста отвечает Южный филиал ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" – госконтракт на эти услуги в 2022 году стоит 937 млн рублей. А 27 февраля – после вторжения в Украину – ФГУП получил дополнительно 70 млн рублей на содержание систем безопасности железнодорожной составляющей моста.
Анализ: важен ли Крымский мост для российской группировки в Херсонской и Запорожской областях
Илья Абишев, "Русская служба Би-би-си"
Военные перемещения по Крымскому мосту стали обыденностью после 2018 года, когда была открыта автомобильная часть моста, и после 2019-го, когда заработала его железнодорожная часть. 22 февраля, накануне российского военного вторжения в Украину, очевидцы фиксировали массовые переброски по мосту военной техники в Крым.
Крымский мост для России – важная логистическая цепочка, хотя далеко не единственная. Помимо моста снабжение военных группировок в Крыму и на захваченных территориях Запорожья и Херсонщины осуществляется ещё как минимум тремя путями.
- Морские перевозки. Десантные корабли и транспортные суда доставляют войска, технику, снаряжение, ГСМ и боеприпасы в порты Крыма (преимущественно, в Севастополь).
- Воздушные перевозки – в основном через аэропорт Симферополя и аэродром Бельбек.
- Наземным путем из Ростова-на-Дону через пробитый коридор Донецк-Мелитополь и далее на Новую Каховку и Херсон.
Безусловно, у Крымского моста есть ряд важных преимуществ перед другими маршрутами военных поставок. В первую очередь это связано с особенностями военной логистики, доставшейся российской армии в наследство от советской, а именно – огромной роли, отводимой в организации снабжения войск железнодорожным маршрутам. В отличие от других армий мира в России существует даже особый род войск – железнодорожные войска.
По сравнению с автомобильным рельсовый транспорт позволяет в сжатые сроки перебрасывать на фронт огромные объёмы грузов. В случае железнодорожных поставок через Крым они идут по большей части на Джанкой – транспортный узел на севере полуострова, вблизи перешейка, а оттуда грузы развозятся для снабжения российских группировок, действующих на Херсонском, Криворожском и Запорожском направлениях.
Объёмы перевозимых по железной дороге грузов настолько высоки, что не требуют постоянного потока. Переброска в Крым военных эшелонов со стороны Краснодарского края фиксируется регулярно, но не ежедневно.
С конца августа, когда наметились перспективы наступления украинской армии на херсонском направлении, поставки российской военной техники через Крымский мост активизировались. 26 и 27 августа через него прошли крупные воинские эшелоны, ещё один проследовал в Крым 1 сентября.
Но не стоит переоценивать военное значение Крымского моста в нынешней ситуации, складывающейся на южном фронте Украины. Дело даже не в ущербе, нанесённом мосту (его масштабы ещё предстоит выяснить) и не в возможности и сроках его восстановления.
Основные логистические проблемы российских войск на юге Украины связаны с эффектом бутылочного горла. Их резервы, запасы военной техники, ГСМ и боеприпасов на территории левого берега Днепра, примыкающего к Крыму, велики, а снабжать правобережную группировку в Херсоне и в районе Берислава приходится малыми партиями – с помощью паромных переправ и забросок вертолётами. Мосты через Днепр и Ингулец разрушены украинской артиллерией, и восстановить их не удается. А ВСУ атакуют по разным направлениям.
Тем не менее Россия очень трепетно относилась к безопасности Крымского моста – его охраняли и с суши, и с моря, и с воздуха. Мост напичкан специальными инженерными заграждениями, видеокамерами круглосуточного наблюдения, радиотехническими средствами, гидроакустическими системами и средствами ПВО. Сообщалось о круглосуточном дежурстве российских военных и сотрудников спецслужб, спецчастей Черноморского флота, в том числе боевых пловцов и подводников.
Но, как выяснилось, и эта многоуровневая система защиты оказалась уязвимой. Как это часто бывает, беда пришла оттуда, откуда не ждали – как следует из предварительных выводов Национального антитеррористического комитета России, взлетевшая на воздух фура пришла с российской территории.
Как отмечает Гендельман, долгое время обсуждалось, что у Украины нет ракет или других средств воздушного нападения, "чтобы удар имел реальный эффект, кроме пропагандистского". Также над мостом работает ПВО, замечает Гендельман. "Видимо, решили, что раз такое количество взрывчатых веществ не может долететь, оно может доехать", – говорит он.
"Остаётся вопрос координации со взорванным поездом: подловили ли его грузовиком либо он был взорван отдельно? Это всё ещё будет установлено, пока ещё говорить рано. Но в целом четкая скоординированная операция: подготовка, доставка, организация, проход проверок, срабатывание в нужный момент", – отмечает Гендельман.
Отрезанные пути военной логистики
Военный эксперт Мик Райан предполагает, что атака на мост может быть частью плана по возвращению Крыма либо же попыткой отвлечь внимание российских военных от других оккупированных областей Украины. Главное последствие взрыва моста – нарушение логистических цепочек поставок, как военных, так и гражданских. Разрушение моста уже спровоцировало проблемы со снабжением, в том числе топливом, отмечает Давид Гендельман.
Российские власти, впрочем, обещают восстановить Крымский мост в сжатые сроки – по некоторым данным, поезда по нему планируют запустить уже в субботу вечером.
Но удержание Мелитополя становится для Москвы ещё более важным, считает Райан. "Из-за этого мы можем увидеть российскую передислокацию на юге [Украины], что обнажит другие слабости [России] и возможности для Украины", – отмечает австралийский генерал.
Путь в Крым через юг Украины (если Россия и дальше будет его удерживать) может стать важной частью не только военного, но и мирного обеспечения Крыма топливом и товарами. Назначенный Москвой губернатор аннексированного Севастополя Михаил Развожаев заявил, что продовольствие на полуостров будет поставляться именно через "освобождённые территории" – то есть захваченные Россией.
Подрыв моста также демонстрирует всему миру, что армия России не способна контролировать ни один из недавно аннексированных регионов. Сейчас россияне будут активно покидать Крым, а недоверие к Путину и вооруженным силам внутри страны будет расти, прогнозирует Райан.
"Большие неприятности"
У российских военных теперь возникнут "большие неприятности", поскольку Крымский мост – важная составляющая военной логистики России, прогнозирует Лоуренс Фридман, бывший профессор военных исследований в Королевском колледже Лондона. "Даже когда у россиян есть внушительная группа солдат, которые всё ещё находятся в Украине, хорошо вооружены и готовы дать отпор, они не смогут поддерживать их без снабжения", – сказал Фридман в интервью BBC Radio 4.
Об этом же заявил и Антон Геращенко, советник министра внутренних дел Украины: "[Подрыв моста] означает, что снабжение российских войск на юге Украины будет сильно затруднено. Военная техника, боеприпасы, горючее через Керченский мост ещё долго не будет проходить", – написал он в "Твиттере".
В целом цель взрыва моста ясна – подорвать способность России использовать Крым в качестве стартовой площадки для войны на юге Украины, отмечает корреспондент "Би-би-си" Пол Адамс.
"Кроме проблем снабжения через такую важную транспортную артерию это очень громкий пропагандистский эффект. Кроме нарушения российской логистики можно ожидать как минимум усиления ударов по украинской инфраструктуре. Крымский мост важен не только практически, но и как символ, российская сторона к таким посягательствам относится болезненно", – резюмирует Давид Гендельман.
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5729
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2540
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2652
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2351
- 2
- 28
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2231
- 2
- 10
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2223
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2292
- 0
- 12
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2344
- 3
- 15
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2272
- 2
- 48
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2262
- 0
- 6