Турецкий авиаперевозчик Atlas Global приостановил операционную деятельность до 21 декабря 2019 года в связи с финансовыми проблемами. В Казахстане с турецким перевозчиком работала авиакомпания SCAT, которая в ответ заморозила сотрудничество с партнёром. Из-за отказа обслуживать рейсы в Стамбул из Шымкента и Актау могут пострадать рядовые казахстанцы, купившие билеты у Atlas Global.

Почему SCAT приостановила сотрудничество с турецким партнёром

Обе компании сотрудничали друг с другом на основе код-шеринга. Code-share – это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте. SCAT и Atlas Global выполняли совместные рейсы по четырём маршрутам:

  • № 7930 Стамбул – Шымкент,
  • № 7931 Шымкент – Стамбул,
  • № 7940 Стамбул – Актау,
  • № 7941 Актау – Стамбул.

Схема выглядела так: Atlas Global продавала билеты пассажирам, а SCAT на своих самолётах перевозила пассажиров.

По сообщению пресс-службы SCAT, договор между компаниями не расторгли. Казахстанская сторона уведомила турецкого партнёра о том, что пассажиров этих рейсов временно не будут обслуживать. Решение приняли после того, как Atlas Global официально заявила о приостановлении операционной деятельности до 21 декабря 2019 года. В ответ SCAT "заморозила" сотрудничество.

По словам представителей SCAT, пока сложно говорить о том, будут ли какие-то финансовые потери у компании от случившегося.

"Пока не будут произведены финальные расчёты, невозможно сказать будет ли SCAT нести какие-либо финансовые потери. На это требуется некоторое время", – сообщили в пресс-службе SCAT.

Как открытие нового аэропорта в Стамбуле сказалось на деятельности Atlas Global

По информации турецких СМИ, финансовые проблемы у Atlas Global начались в 2017 году. Тогда начался спад количества пассажиров и, соответственно, доходов компании. Обострилась проблема в апреле 2019 года, когда трансферы перелётов перенесли в новый стамбульский аэропорт.


Читайте также: "Эйр Астана" отменила рейсы из-за перевода полётов в новый аэропорт Стамбула


В связи с переносом работы в новый аэропорт произошёл резкий скачок в затратах на логистику и операционную деятельность. В итоге стало невозможно продолжать работу в сложившихся условиях. Турецкая сторона сейчас занимается реструктуризацией расходов и анализом сложившейся экономической ситуации внутри компании.

"Упомянутые выше события вкупе с турбулентностью национальной валюты и необходимостью выделения колоссального объёма средств на перевод флота из закрывшегося аэропорта "Кемаль Ататюрк" в новый аэропорт Стамбула подорвали финансовую устойчивость компании", – сказано в заявлении компании.

Atlas Global занималась авиаперевозками не только на территории Турции и Казахстана, но и в России, Германии и ОАЭ. В Казахстане турецкий перевозчик работал по двум направлениям: Шымкент и Актау.

Atlas Global заверила своих клиентов, что вернёт деньги. Информация о компенсации будет опубликована на сайте компании 16 декабря. Пока веб-ресурс авиаперевозчика не работает, на главной странице лишь информационное сообщение о реструктуризации.

"С 26 ноября по 21 декабря мы приостановили все перелёты. Наша команда к 15 декабря решит все вопросы по проданным авиабилетам. Деньги за купленные билеты на этот период будут возвращены клиентам", – сообщается на сайте компании.

Что делать пассажирам?

Пассажиры приобретали билеты через Atlas Global, а также через туроператоров. По словам руководителя Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаевой, казахстанцы могут требовать возврата своих денег по месту выкупа билетов.

"Согласно правилам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. – Авт.), туроператоры или продававшая билеты авиакомпания обязаны вернуть деньги. Деньги возвращаются по месту выкупа билета. То есть если пассажир купил билет в Шымкенте, то там ему и обязаны вернуть деньги за приобретённый билет", – рассказала Асель Нуркебаева.

Руководитель Национальной лиги потребителей Светлана Романовская добавила, что если деньги не вернут потребителям, то те вправе подать в суд.


Читайте также: Что происходит с чемоданами после того, как вы их сдали в аэропорту? Репортаж из багажного отделения


"Если компания приостановила деятельность и деньги не будут возвращены за билет, то потребитель сам может обратиться с иском в суд. Причём даже если билеты невозвратные, он всё равно может это сделать, так как услуга не была оказана. Если потребитель не хочет платить госпошлину в суде или не уверен, что сможет в суде защитить свои права, то он может обратиться в Национальную лигу потребителей", – посоветовала Светлана Романовская.

SCAT рекомендует тем, кто уже приобрёл билеты на перелёт до 21 декабря, обратиться по вопросу возврата денег по месту покупки. Авиакомпания готова предоставить специальные сниженные тарифы на перевозку по тем же направлениям.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter