Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Россия больше не участвует в проекте дальнемагистрального самолёта. Китай представил его как свой

Модель С929 на стенде китайской авиакомпании Comac в Фарнборо-2024 / Фото Би-би-си
Модель С929 на стенде китайской авиакомпании Comac в Фарнборо-2024 / Фото Би-би-си
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Китай разрабатывает дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер С929 без участия России, хотя изначально это был совместный проект российских и китайских авиастроительных компаний. На стенде китайской авиастроительной корпорации Comac на международном авиасалоне Фарнборо представлен макет, но Россия в описании проекта не упоминается. Представитель китайской компании на условиях анонимности подтвердил Би-би-си, что теперь Китай работает над проектом в одиночку.

Проект дальнемагистрального авиалайнера назывался CR929. Ранее в Ростехе утверждали, что С в название означает Китай, а R – Россию. Теперь буква R из названия самолёта исчезла.

Авиалайнер изначально разрабатывали совместно российские и китайские авиастроительные компании. Дальнемагистральный самолёт – критически важная часть российской транспортной инфраструктуры. Такие лайнеры лучше всего подходят для обеспечения транспортной доступности дальневосточных регионов из центральной части страны.

О возможности разработки такого проекта говорили ещё в начале 2010-х годов. В 2014 году во время визита Владимира Путина в Китай Объединённая авиастроительная компания (ОАК) заключила меморандум о сотрудничестве с китайской Comac, предполагающий строительство такого самолёта.

В России проект был представлен на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском. В Китае его презентация состоялась в конце 2018 года на Airshow China в городе Чжухае.

Макет фюзеляжа CR929 был одним из главных экспонатов авиасалона МАКС-2019 / Фото Би-би-си

Тогда в Чжухае и Жуковском был показан полноразмерный макет части фюзеляжа и кабины лайнера.

В июне 2018 российская ОАК и китайская Comac сообщили, что договорились об основных геометрических характеристиках воздушного судна: размахе и форме крыла и хвостового оперения, длине фюзеляжа, расположении двигателей, шасси и дверей.

В июле 2024 года на авиасалоне Фарнборо на стенде корпорации Comac самолёт показан в виде масштабной модели. Кроме того, на постере представлены его характеристики. Ни в информационном сообщении для журналистов, ни на стенде компании информации об участии России в проекте нет.

Собеседник Би-би-си в компании не назвал причины и время выхода России из проекта. Сотрудники Comac на стенде компании на авиасалоне отказались от комментариев.

На авиасалоне Ле Бурже в Париже на стенде Comac в 2023 году дальнемагистральный самолёт был представлен без упоминания России / Фото Би-би-си

Год назад на авиасалоне Ле Бурже во Франции на постере проекта авиалайнера информация об участии России также отсутствовала. А летом 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме Денис Мантуров, тогда занимавший должность министра промышленности и торговли, заявил о пересмотре проекта.

Русская служба Би-би-си направила запрос в ОАК и Минпромторг и ждёт ответа.

Проект CR929 стали разрабатывать на волне введения против России международных санкций из-за аннексии Крыма и Севастополя в 2014 году.

После начала полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году санкции в отношении России были ужесточены. Поставки запчастей для гражданской авиации были фактически заблокированы.

В авиапарке российских компаний остаются дальнемагистральные самолёты. Например, Boeing 777 у "Аэрофлота" / Фото Getty Images

Сейчас в парке российских авиакомпаний всё ещё есть иностранные дальнемагистральные авиалайнеры. Например, у одного только "Аэрофлота" летают 22 Boeing 777ER. Однако в будущем на смену им должен прийти модернизированный Ил-96 – самолёт ещё советской разработки.

"Нам 100% нужен дальнемагистральный самолёт", – сказал 9 июля 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов. По его словам, этот самолёт должен покрыть около 15% перевозок – самолёты SSJ-100 и MC-21 российского производства их покрыть не могут. "[Эти 15%] совершенно точно должны быть закрыты нашим самолётом. Поэтому семейство Ил в одной из возможных комплектаций возьмёт на себя эту функцию с учётом требуемой доработки", – заявил он.

Ил-96 – устаревший самолёт, который продолжают использовать российские государственные органы. Например, он летает в составе специального лётного отряда "Россия" / Фото Getty Images

Сроки модернизации российского самолёта прогнозировать сложно. В мае глава Ростеха Сергей Чемезов в разговоре с премьером Михаилом Мишустиным заявил, что возглавляемая им корпорация планирует разработать двигатель ПД-35 и строить на его основе дальнемагистральные самолёты через два-три года, сообщали российские авиационные новостные агентства.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров