"Это Red Bull-трафик, – говорит венгерка в розовом сарафане, вываливаясь из чёрного экскурсионного микроавтобуса. – Простите, что мы опоздали. Полгорода перекрыто, а остальное в пробках". Экскурсовод имеет в виду четвёртую остановку чемпионата мира по авиа-слалому Red Bull Air Race, куда журналисты Informburo.kz приехали по приглашению компании Red Bull. Гонка уже 15 лет проводится в центре Будапешта, пилоты традиционно пролетают под Цепным мостом на реке Дунай или Дунабе, как называют её местные. Зрелище вызывает ажиотаж среди горожан, туристов, журналистов и, конечно, болельщиков. В 2009 году, например, на набережных собралось 650 тысяч зрителей. В 2018-м только в последний гоночный день на берегах Дуная собралось 135 тысяч человек.
Из Чехии приехало несколько тысяч фанатов, чтобы поддержать чешского пилота Мартина Шонку, который в итоге победил в гонке, опередив ближайшего соперника на 0,347 секунды.
Что особенного в этапе гонки в Будапеште?
Локация: пилоты пролетают над внушительной рекой, на фоне исторической архитектуры, признанной мировым наследием ЮНЕСКО, а авиатрек из 24 препятствий настолько ограничен в пространстве берегами с двух сторон и двумя мостами в начале и в конце трека, что пилоты постоянно находятся на грани человеческих возможностей и мощностей лучших в мире гоночных самолётов.
Гонка в Будапеште – это фестиваль физических и технических возможностей человечества, который делает один из самых недоступных и зрелищных видов спорта массовым и медийным зрелищем.
Этот город называют классической остановкой чемпионата и его духовным центром, потому что гонка проводится здесь каждый год, в отличие от таких городов как Казань, Абу-Даби и Тиба. Кроме того, Будапешт – один из наиболее посещаемых туристами европейских городов (ежегодно сюда приезжают около 20 млн туристов) и один из 10 красивейших городов мира.
Почти сверхлюди
Всего несколько пилотов в мире обладают достаточной квалификацией и физической подготовкой для участия в Red Bull Air Race, ведь организаторы поставили себе цель – создать самые сложные воздушные гонки в мире. Им это удалось, благодаря сочетанию скоростей до 370 км/час, манёвренности на грани здравого смысла и низких высот – до 25 метров.
Чтобы выдерживать перегрузки до 10G (лимит чемпионата), нужны рефлексы, которые вырабатываются пилотами всю жизнь, чтобы кислород продолжал поступать в мозг во время всех мёртвых петель, – этому не научишься в спортзале, нужен летящий самолёт.
Пилоты поделены на два эшелона – Master Class и Challenger Class: в первом соревнуются 14 опытнейших пилотов, а во втором – 10 молодых талантов. У каждого Master Class пилота есть своя команда из 4-5 человек: координатор, тактик, инженер, PR-менеджер. По дизайну самолёты очень отличаются друг от друга: например, у команды Team Hamilton Николя Иванофф из Франции легко узнаваемый оранжевый самолёт, потому что спонсирует команду Hamilton – американский бренд часов. А у команды японца Ёши Муройя Falken самолёт зелёного цвета.
У пилотов Challenger Class команды нет, а самолёты с надписью Challenger похожи друг на друга.
Самый старший и опытный пилот в Master Class – американец Кирби Чемблисс. Только ему удалось победить в Будапеште дважды. Чемблисс – пилот-легенда и фанатик, который построил ангар и взлётно-посадочную полосу на заднем дворе своего ранчо в Аризоне, где он живёт вместе с женой – она тоже пилот. Ему 59 лет, но в впервые за штурвал самолёта Кирби сел в 13, когда подрабатывал заправщиком грузовых самолётов, в 20 лет Чемблисс стал самым молодым пилотом Southwest Airlines, а в 28 – самым молодым капитаном. Он всё ещё в авангадре аэробатики и даёт фору более молодым соперникам.
Другая легенда будапештского этапа – венгр Петер Бешенеи. Он не только выиграл первую гонку в Будапеште в 2003 году, но и первым пролетел под старинным Цепным мостом, чтобы доказать, что это возможно. Бешенеи теперь наблюдает за гонкой с трибун, за исключением своего традиционного полёта под мостом, который он совершает на чемпионате каждый год.
Среди 24 пилотов гонки есть одна девушка – француженка Мелани Астлес. Она первая и единственная участница в истории этого чемпионата. В прошлом году Астлес стала пятой в Challenger Class, а в последней гонке 2017 года, которая проходила на "Индианаполис Мотор Спидвей", она вошла в историю как первая женщина, одержавшая победу на этапе турнира. С 18 лет Астлес работала администратором АЗС и откладывала деньги на уроки пилотирования, пока её не взяли подрабатывать на лётном поле в обмен на уроки. Тогда она с радостью покинула АЗС.
В 2007 году Астлес приняла участие в Кубке Франции по аэробатике и в первом же турнире победила в категории Espoir ("Надежда").
В 2015 году она уже стала пятой в мире лучшей женщиной-пилотом в самой сложной категории Unlimited. С 2017 года девушка работает пилотом в авиакомпании Air France.
Среди пилотов Red Bull Air Race вообще сложно найти какую-то заурядную историю. Аэробатика – воплощение борьбы, свободы и силы воли – один из самых недоступных и немассовых видов спорта на планете. Например, действующий чемпион Ёсихиде Муройя – первый японский пилот в классе аэробатики и первый чемпион родом из Азии. Ёши живёт в Фукусиме и борется за благополучие города на международном уровне. Он понял, что хочет быть пилотом в 18 лет, когда после университетских любительских курсов неожиданно занял третье место на чемпионате Японии по парапланеризму.
Тогда он бросил университет, стал много работать и копить деньги на обучение в США, где и получил лицензию спустя два года.
В 2017-м Ёши стал чемпионом Red Bull Air Race, опередив Мартина Шонку и поставив рекорд трассы в Индианаполисе.
Участники чемпионата мира Red Bull Air Race приходят в авиагонки из разных областей авиации: коммерческих авиалиний, инструктажа и высшего пилотажа, военно-воздушных сил и элитных лётных войск. Все они немножко фанатики: француз Мика Бражо впервые сел в самолёт в 11 лет, Маттиас Дольдерер в 21 год стал самым молодым немецким пилотом-инструктором, канадец Пит Маклауд попал в рейтинг инструкторов в 18 лет, испанец Хуан Веларде в 16 лет уже летал в одиночку, итальянец Дарио Коста начал обучать аэродинамике и пилотной теории, когда ему был 21 год.
В прошлом году Бэн Мёрфи, один из пилотов Master Class, рассказал британскому GQ, как стал пилотом Red Bull Air Race: лицензию пилота получил на несколько лет раньше, чем водительские права, когда учился в кадетском корпусе. Затем Мёрфи поступил на службу в ВВС и в Red Arrows – пилотажную группу Королевских ВВС Великобритании.
"Я никогда не думал, что удастся попасть в Red Arrows или в Red Bull Air Race, но как только ты получаешь все квалификации, которые возможно получить на определённом самолёте, ум начинает искать следующую цель", – сказал он журналистам.
Немец Маттиас Дольдерер считает, что у каждого пилота чемпионата есть минимум один из трёх составляющих: талант, удача или много денег. "Если у вас большой талант, то, возможно, им вы привлечёте спонсоров. Если у вас много денег, то вы можете купить себе много полётного времени и набраться опыта. У меня, например, серьёзных средств никогда не было, но я проводил каждый день на аэродромах, встречался со множеством людей, много летал, получал огромный опыт и упорно работал. Например, я занимался чисткой самолётов в обмен на возможность летать".
Чтобы попасть в число пилотов Challenger, нужно пройти в специальный лётный лагерь и получить квалификацию.
Сверхсамолёты для сверхлюдей
Чтобы участвовать в Red Bull Air Race, пилотам необходимы не только навыки пилотирования, в гонке используются одни из наиболее лёгких, маневренных и управляемых самолётов из ныне существующих. С 2014 года самолёты (независимо от производителя) комплектуются единственным стандартизованным авиационным двигателем Lycoming AEIO-540-EXP со стандартным композитным трёхлопастным воздушным винтом Hartzell 3-bladed 7690. Это позволило уровнять шансы на уровне техники, чтобы пилоты соревновались в мастерстве. Участники чемпионата говорят, что примерно 40% успеха зависит от пилота, а 60% – от надёжности самолёта.
Аэроакробаты обычно летают на самолёте одной из этих трёх моделей:
- Zivko Edge 540 V2/V3;
- MX Aircraft MXS-R;
- "Экстра 330LX".
Суть гонки – как можно быстрее пройти воздушную трассу, размеченную надувными пилонами, и попытаться избежать штрафов. Результаты пилотов на каждой из восьми гонок чемпионата суммируются – так определяется чемпион этого года. В 2016 году Маттиас Дольдерер из Германии, например, впервые в истории чемпионата победил на предпоследнем этапе, имея ещё одну гонку в запасе.
На каждой из восьми локаций пилотам нужно пройти тренировку, квалификацию, раунд-14, раунд-8 и "финал четырёх". По результатам всех этих полётов суммарно пилотам присуждаются очки, в соответствии с местом, которое они заняли, эти очки складываются с очками, набранными в предыдущих и последующих гонках:
- 1-е место – 12 очков;
- 2-е место – 9 очков;
- 3-е место – 7 очков;
- 4-е место – 5 очков;
- 5-е место – 4 очка;
- 6-е место – 3 очка;
- 7-е место – 2 очка;
- 8-е место – 1 очко;
- с 9-го по 14-е место – 0 очков.
Гонка в Будапеште четвёртая – это середина сезона и переломный момент: нужно либо уходить в отрыв, либо догонять лидеров – у большинства участников всё ещё есть шанс на победу. До гонки у пилотов есть возможность испробовать трассу всего дважды на обязательных тренировочных полётах. Остальная работа происходит по картам, при помощи компьютерных программ, на симуляторах и в воображении пилота. Садясь за штурвал, участники знают трассу наизусть: сколько секунд надо потратить на каждый элемент, поворот, петлю и винт, и под каким градусом нужно накренять самолёт на каждой секунде прохождения трассы.
Так что во время соревнований пилоты проходят эту трассу в полусознательном состоянии – на автомате, чтобы в точности повторить тщательно просчитанную и заученную тактику, без необдуманных решений, потому что на самом деле думать-то некогда – счёт идёт на тысячные доли секунды.
Несмотря на всю подготовку, пилоты не переставали удивлять публику в Будапеште. Сначала с трассы сошёл Маттиас Дольдерер из-за проблем со здоровьем. Кирби Чемблисс показал необычный для него низкий результат. Говорит, он сам и его команда в недоумении – будут анализировать и работать над ошибками.
Бражо первым вышел на трассу в "гонке четырёх" и сразу установил лучшее время дня. Его результат в 57,849 секунды казался достаточным для попадания на подиум. По возвращении в ангар он уже знал, что займёт место в тройке и был невероятно рад, с трудом скрывал эмоции. Так и вышло.
Шонка вышел на трассу вторым, и этот этап складывался для него блестяще, в отличие от остальных этапов этого сезона. Майкл Гулиан, напротив, показал свой худший результат, набрав семь секунд штрафа и сбил пилон. Эти ошибки отправили его на последнее, четвёртое место. Последним на трассу вылетел Холл в надежде выиграть третью гонку подряд, но не смог соперничать с результатом Шонки, проиграв чеху 0,661 секунды. В итоге – третий результат.
У победителя будапештского этапа Мартина Шонки после четвертой гонки в сумме 34 очка, которые дают ему только третье место в общей турнирной таблице после Мэтта Холла (45 очков) и Майкла Гулиана (43 очка). Следующий пятый этап чемпионата пройдет 25-26 августа у Казанского кремля в Татарстане.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6440
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5145
- 1
- 6
-
3🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2742
- 0
- 5
-
4🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2435
- 3
- 18
-
5👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2470
- 2
- 39
-
6🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2511
- 0
- 8
-
7🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2413
- 1
- 16
-
8💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2375
- 2
- 27
-
9🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2439
- 6
- 105
-
10⛈ На США обрушился "циклон-бомба": власти готовятся к тяжёлым последствиям
- 2383
- 0
- 21