Талгат Абдижаппаров не видит в сложившемся положении дел вины Министерства по инвестициям и развитию.

- Требование депутата Романовской об отставке министра Исекешева излишне, поскольку основано на эмоциях. Где была сама Лига потребителей раньше, защищая права туристов? – задаётся вопросом глава "Казпотребнадзора".

Абдижаппаров подчёркивает, что туристическая сфера – это бизнес-среда, и ужесточение госрегулирования не является выходом из ситуации.

Роль ведомства Исекешева здесь минимальна. Комитет по туризму, входящий в МИР, выполняет функции регулятора.

- В данном случае ответственность лежит на двух хозяйствующих субъектах – на самой "Travelsystem" и на авиакомпании "SCAT", которые не урегулировали отношения. Также встаёт вопрос прозрачности деятельности компаний. В СМИ была информация, что авиакомпания расторгает договоры с туроператором из-за невыполнения им своих обязательств. Причём сначала "SCAT" заявляет, что разрывает отношения с туроператором, а позже сообщает, что возможности урегулировать спор всё-таки были найдены. Если за туроператором с прошлого года тянется долг за оказание транспортных услуг, "SCAT" должен был заранее уведомить клиентов через СМИ о возможных рисках, - отмечает глава "Казпотребнадзора".

По поводу Казахстанской туристической ассоциации (КТА), которая за несколько дней до скандала разместила на своём сайте информацию о том, что процесс договорных отношений "Travelsystem" и авиаперевозчика "SCAT" идёт к урегулированию, Талгат Абдижаппаров говорит:

- КТА в данном случае должна взять на себя ответственность по урегулированию отношений с контрпартнёрами – с турагентствами и отелями Турции. Чтобы наши туристы не испытывали неудобств и могли переселиться в другие отели до разрешения ситуации между хозсубъектами.

Как считает глава "Казпотребнадзора", ситуация с "Travelsystem", а ранее с "Гульнар тур" – тренд не только отечественного туррынка, но и СНГ.

- Крупнейшие туроператоры имеют свой автопарк, иногда авиапарк, мощную материальную базу. Наши же туроператоры живут за счёт оборота средств от продажи услуг, и их деятельность не обеспечена таким имуществом. Как только одно звено в этой цепочке выпадает, происходит то, что сегодня мы наблюдаем с "Travelsystem". В любом случае ответственность лежит на туроператоре, и пострадавшим от его услуг клиентам нужно подавать в суд. А для предупреждения таких ситуаций в будущем пора создать фонд гарантирования исполнения туруслуг. Такая структура могла бы работать по принципу фонда гарантирования вкладов, - рассуждает Талгат Абдижаппаров.

Туроператоры должны будут перечислять из своих доходов определённый процент в этот фонд, и в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств потребители смогут гарантированно получить оплаченный объём услуг.

Ещё одной мерой защиты прав туристов, отмечает общественик, может служить страхование тура. До сих пор такую услугу оплачивают лишь единицы.

К слову, сам Талгат Абдижаппаров покупает туры в компаниях друзей и советует выбирать только проверенные фирмы.

- В этом плане КТА на основе объективных показателей могла бы формировать рейтинги туроператоров и турагентов. Услуги компаний с высокими позициями стоили бы дороже, но при этом клиент получал бы гарантию качественных услуг, - заключает глава "Казпотребнадзора".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter