Прямой эфир Новости спорта

Пять минут – на приём, десять – на отчётность. Почему врачи чаще смотрят на экран монитора, чем на пациента

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Медицинские данные казахстанцев можно легко потерять, их можно подделать и их можно украсть.

Раньше на каждого пациента поликлиника заводила так называемую амбулаторную карту – толстую тетрадь, куда записывались данные обо всех приёмах и обследованиях. Эти карты хранились в отделах регистратуры поликлиник.

Сейчас таких тетрадей уже не встретить, потому что все записи перешли в цифровой вариант. Теперь поликлиники используют медицинские информационные системы, в которых ведут всю отчётность.

Такой переход в цифру, по задумке, должен был облегчить работу врачей и избавить их от бумажной волокиты. Однако, когда системы заработали, врачи столкнулись с рядом проблем, главные из которых – это утрата ранних медицинских записей пациентов и невозможность передачи информации от одной поликлиники в другую. Уже не говоря о том, что заполнение отчётности всё также занимает у врачей больше времени, чем сам приём пациента.

Почему цифровизация медицины, к которой стремятся все страны, в Казахстане была осуществлена с такими недочётами?

"Вы переехали? Мы не видим ваших медданных"

В Казахстане существует с десяток разных медицинских информационных систем (МИС). Каждая медицинская организация вправе сама решать, какую систему ей использовать.

"Сегодня в государственных поликлиниках истории болезней пациентов хранятся в МИС Damumed. Там можно найти записи только за последние четыре года. Более ранние записи должны храниться в письменном виде в архивах поликлиник – сейчас они не оцифрованы. Но это не главная сложность, с которой сталкиваются врачи и пациенты. Дело в том, что в Damumed историю болезни человека могут видеть только врачи той поликлиники, к которой он прикреплён. Но, представьте, если пациент по какой-то причине попадёт в другую больницу или окажется в другом городе, врачи там не смогут посмотреть его данные, анализы и историю болезни – даже при госпитализации. У них не будет к ним доступа", – сообщила в разговоре с Informburo.kz Акмарал, врач одной из госполиклиник города Алматы. 

Фото Informburo.kz

"Лечитесь платно? Ваши медданные для нас недоступны"

То же самое касается и передачи информации от одной частной клиники к другой или от частной к государственной. Если пациент получил медицинскую услугу платно в частном центре, то данные его обследований и анализов не будут видны в Damumed. 

"Госполиклиники не смогут увидеть у себя в системе, какое лечение получал человек в частном медцентре. Пациент может только принести свои назначения и справки в письменном виде. Но если вдруг он потеряет эти бумаги (а это случается часто), то они будут утеряны навсегда. Это происходит, потому что в частных клиниках устанавливают свои медицинские информсистемы, не Damumed. А передача данных между разными системами невозможна", – пояснила Акмарал. 

Ведём двойную отчётность

Помимо Damumed, государственные клиники также ведут отчётность и в другой 21 информационной системе. Например, есть ИС "Электронный регистр стационарных больных", ИС "Бюро госпитализации", ИС "Система управления лекарственным обеспечением".

"Например, мы наблюдаем беременных. У нас есть две системы, с которыми мы работаем, – это Регистр беременных и Damumed. При приёме нам приходится каждый раз дублировать данные и в регистр, и в Damumed, заполнять отчёты дважды. Это занимает очень много времени, его попросту не хватает на пациентов. А всё потому, что системы не связаны друг с другом. Нам нужна одна единая", – подчеркнула Акмарал. 

Фото Informburo.kz

Сейчас приём пациента по регламенту составляет 15 минут. По словам Акмарал, на заполнение отчётности у врачей уходит до десяти минут, и в итоге на сам осмотр пациента остаётся лишь пять. 

"В развитых странах есть специальный менеджер или отдельная медсестра, которые до приёма собирают у пациентов нужную информацию – от анамнеза, перенесённых заболеваний до результатов анализов. Эти данные вводятся в систему и поступают к лечащему врачу. Тот ознакамливается и только потом проводит приём. То есть всё время приёма – 15-20 минут – он тратит на осмотр пациента. А мы же за 15 минут стараемся успеть всё: заполнить все данные, вбить в компьютер и дать назначение. Поэтому нам необходимы дополнительные медсёстры или менеджеры, которые будут за это отвечать", – считает Акмарал. 

Врач согласилась, что с Damumed работать намного легче, чем заполнять данные вручную. Но в больницах иногда очень плохо работает интернет, ничего не грузится. Если бы он работал лучше, может быть, врачи бы заполняли данные быстрее, полагает медработник. 

Фото Informburo.kz

Будет ли решение?

В Министерстве здравоохранения на запрос Informburo.kz ответили, что знают о том, что информационные системы не интегрированы между собой. Для этого в ведомстве работают над созданием единого хранилища данных e-Densaulyq, которое должно объединить все ранее созданные системы. 

"Архитектура e-Densaulyq в своей целевой модели основана на принципе однократного ввода и многократного использования персональных медицинских данных, доступ к которым будет предоставлен разным специалистам с разными уровнями разрешений доступа и использованием современных технологий", – подчеркнули в министерстве. 

По словам Руслана Хамитова, технического директора компании Сheckdoc.kz, сделать интеграцию всех ИС и МИС, с точки зрения разработки, не должно быть большой сложностью – всё будет зависеть от того, насколько точна будет техническая документация к этой интеграции. 

"Здесь важно понять, какие задачи будет решать единая система – просто аккумулирование данных и предоставление по запросу либо их обработка и аналитика. Хороший пример – страхование. Несколько лет назад в Казахстане было принят закон, по которому все страховые компании должны отправлять свои полисы в Единую страховую базу данных. Этот процесс отточили за год, и сейчас все страховые компании отправляют туда данные. Здесь придётся пройти тот же самый процесс: нужно определить, кто будет оператором, кто будет заниматься разработкой, какой технологический стек будет применяться", – пояснил Руслан Хамитов. 

Нет данных – нет планирования

Эльмира Ауезова, доктор Phd, независимый эксперт в области здравоохранения и юридический консультант, заметила, что о создании единой информационной базы говорилось ещё с 2009 года, но её до сих пор нет. 

"Данные Damumed не равны данным ИС "Система управления качеством медицинских услуг" и данным ИС "Электронный регистр стационарных больных". Везде данные разнятся, потому что нет интеграции информационных систем. Кроме того, врачи вручную формируют отчёты. Это всё упирается в бюджет, который исчисляется миллиардами. Ведь через эти системы мы ведём учёт финансовых средств. Мы должны точно знать, сколько у нас человек болеет, сколько стоит на учёте. Мы должны ориентироваться на цифры, чтобы знать потребность в медуслугах и лекарствах. В СМИ часто пишут, что поликлиникам не хватает средств. Однако для правильного распределения ресурсов нужен прогноз, который должен строиться на аналитике медданных", – считает Эльмира Ауезова. 

Амбулаторные карты могут храниться только год 

В Министерстве здравоохранения заявляют, что хранение медданных пациентов в электронном виде началось с 2015 года, когда информационные системы ведомства были введены в промышленную эксплуатацию. При этом исторические данные начиная с 2011 года были частично перенесены. Однако, по словам экспертов и медработников, оцифровки ранних медицинских записей на самом деле нет. 

"С 2020 года мы заговорили о полной цифровизации и об оцифровке амбулаторных карт пациентов. Однако этой оцифровки нет от слова совсем, потому что часть амбулаторных карт осталась на руках пациентов, а часть можно найти в архивах поликлиник. Замечу, что раньше срок хранения карт был 25 лет, сейчас по законодательству истории болезней в электронном виде хранятся в медучреждениях "до минования надобности". Что это значит? Согласно официальным документам, срок надобности определяется медорганизацией самостоятельно, но не должен быть менее года. То есть сейчас амбулаторные карты пациентов в электронных системах клиник по закону могут храниться год, а затем их уже не найти", – отметила Эльмира Ауезова. 

По её словам, это нарушает права как пациентов, так и медработников, потому что если кто-то из них захочет оспорить качество оказываемых медуслуг или защитить себя, они этого сделать не смогут – у них не будет доказательств. 

Фото Informburo.kz

При этом, по словам эксперта, в законодательстве есть большие разночтения в сроках хранения медданных. Например, карта прохождения профилактических скринингов хранится по закону пять лет, но она находится в амбулаторной карте пациента, которая может храниться год.

Особое внимание специалист обратила на то, что в системах нет электронной цифровой подписи: когда у пациента или его опекунов берут информированное согласие на лечение, человеку приходится ставить живую подпись, а затем сканировать этот документ и прикреплять к системе. Как показывает практика, это чревато тем, что согласие теряется и доказать его наличие уже невозможно.

Ваши медданные защищены?

Технический директор Checkdoc.kz Руслан Хамитов рассказал ещё об одной проблеме хранения медданных – они плохо защищены от мошенников. 

"Ответственность за защиту данных лежит на медцентрах, но несколько месяцев назад я походил по частным клиникам, повстречался с их ИТ-специалистами. Они даже не в курсе, что несут ответственность за безопасность этих данных, хотя это очень серьёзный вопрос. Злоумышленники могут похитить медданные человека с целью шантажа или компрометирования. Например, у человека ВИЧ, он не хочет, чтобы другие об этом знали, но его могут шантажировать этим. Или они могут узнать, что у вас есть какое-то заболевание, и начнут продавать вам некачественное лечение или лекарства, которые не прошли сертификацию на территории Казахстана. Медицинские данные – это суперчувствительная информация. И, к сожалению, редко встретишь, когда в клиниках работает специальный человек, отвечающий за информбезопасность", – заметил Руслан Хамитов. 

Он добавил, что защита данных – это про людей, процессы и только потом про технологии. Например, если у девушки на стойке регистратуры не стоит пароль на компьютере или он написан на бумажке, приклеенной к монитору, это уже говорит о невыстроенных процессах и высоком риске влияния человеческого фактора.

Новости партнеров