Это история о 90-летней Тамарой Юргенс, которую в Деда Мороза заставили верить не новогодние чудеса, а банальный голод. Мясо, рыба и сладости в этом бараке - продукты чуть ли не штучные, так как у пенсионерки попросту нет денег, чтобы порадовать себя. Многие скажут, что так живёт каждый третий пенсионер. Тамара Яковлевна отличается от них тем, что до сих пор верит в волшебство, и в этом году взяла да и написала письмо Деду Морозу. Текст не мог не растрогать интернет-пользователей: бабушка просила в подарок немного еды.
Опубликованное в Сети обращение алматинки набрало тысячу лайков и репостов, пусть даже бабушка не понимает, о чём идёт речь. Корреспондент informburo.kz разыскал Тамару Юргенс в бараке размером в 15 квадратных метров, где она живёт последние 60 лет.
"Пришла я к соседке завтракать, а она мне за чаем говорит: "Знаешь, Тамара, я по телевизору видела, как одна пенсионерка написала письмо Деду Морозу и попросила его подарить ковёр". Я подумала: мне ковёр не нужен, вот подарил бы мне мешок с едой. Денег не хватает, и я указала в письме, что мне хочется мяса. Пенсия у меня 58 тысяч тенге, купить что-то вкусное и дорогое я не могу. Сейчас всё дорого, нужно платить за квартиру и ещё в платную баню сходить четыре раза в месяц. На оставшиеся деньги я покупаю уголь, дрова, сахар, дешёвое растительное масло, макароны и немного курицы. Ещё я люблю намазать сливочное масло на белый хлеб и попить с чаем", – рассказывает Тамара Юргенс.
Судьба у казахстанской долгожительницы непростая. Тамара Яковлевна родилась в 1927 году в Архангельске. Во времена Великой Отечественной войны её отца расстреляли как врага народа по линии НКВД, а юную Тому с матерью сослали в Сибирь валить лес. Со смертью отца и с началом войны девочка больше так и не увидела сладкой жизни, а вместо конфет ребятишкам приходилось жевать жмых, чтобы не умереть с голоду.
"Эти годы были не сытые: я пасла баранов, а сама ходила голодная, но даже тогда не потеряла ни одного ягнёнка. В колхоз привозили подсолнечный жмых, я каким-то чудом половину палки украду и целый день эту масляную массу сосу, чтобы заглушить голод. Так жили все ребятишки. Как-то мне дали в качестве премии маленького барана и кусок ткани. Ткань я припрятала, а барашка решила откормить, чтобы выручить за него побольше денег. Мы были такие маленькие, но даже в юные годы думали о том, как бы выжить. Боролись за жизнь до последнего, но мой братик Яша всё равно умер, не дожил до победы. Следом за ним ушла и моя мама, шёл 1942 год", – вспоминает пенсионерка.
Основную часть пенсии бабушки Тамары съедает покупка лекарств. Дорога в аптеку знакома ей больше, чем в продуктовый магазин. Денег на дорогие препараты не хватает, может, поэтому она и старается часто не болеть. Именно такую шутку для себя придумала пенсионерка, чтобы оправдать пустые полки в холодильнике и едва заполненную аптечку.
"Не поверите, но мне много не надо, я не жалуюсь. Бывает, встану с утра, а первые мысли не о своём желудке, а о кошках, у меня их три. Разогрею супчик, если он есть, налью им – все рады. Уже потом умываюсь и пью чай. На кровати целый день не лежу, сама могу и пол вытереть, и печь затопить. Недавно соседка пришла и ругает меня: "Баба Тома, у вас в доме гарью воняет, сгорите ведь!". Пока я возилась с углём, бумажки для растопки загорелись, и всё заволокло дымом. Раньше у нас и воды не было, все годы носили вёдрами с соседней улицы. Я специально для этого купила лёгкие пластмассовые вёдра, но потом мучения закончились – нам провели трубы", – говорит Тамара Юргенс.
Долгожительница объясняет свои почтенные года просто: всю жизнь много работали и очень просто питались. Подросшая Тома всегда отличалась задорным характером и весёлым смехом, а потому не могла не нравиться местным мальчишкам.
"В 11 лет нас выслали в Алтайский край, как сейчас помню - попала в удивительное место. Там необыкновенные леса и экология. Плохие продукты я не ела, пила свежее молоко, ходила на ферму и помогала, а взамен девчата-доярки поили меня и давали немного сметаны. Нас много там работало, так я и встретила Федю. Мы мечтали о ребёнке, но так получилось, что у меня случился выкидыш. Это стало травмой для меня, с тех пор прошло много лет, я рассталась с Фёдором и с тех пор не любила никого", – говорит Тамара.
У бабы Томы нет родных, помогает женщине соседка Ольга Трунова. Она и кормит пенсионерку, и приглядывает за домом. Когда встал вопрос о заготовке дров на зиму, Ольга взялась и наколола запас на месяц вперёд.
После опубликованного в Сети письма от бабушки к Деду Морозу, помочь с продуктами взялись неравнодушные алматинцы и волонтёры. Кто-то просто приходит с гостинцем, а кто-то даёт немного денег, чтобы купить продукты. Волонтёры призывают городские власти переселить Тамару Юргенс в более комфортабельные условия, сама пенсионерка не против такого расклада событий, пусть даже прожила в бараке долгие 60 лет.