
В зале гремит гром. Под ногами пробегают ящерицы и пауки. Помещение на секунду погружается во тьму, из неё на зрителей бодрой походкой выходит фараон – почему-то сразу в золотой погребальной маске. Это одна из начальных сцен иммерсивного шоу на выставке "Тутанхамон", проходящей в Лондоне. Она в очередной раз поднимает вопрос: станут ли такие экспозиции будущим выставочного искусства?
Тутанхамон не мог и мечтать
"Технологии впечатляют, но часть контента выглядит слишком наигранной. Какой-то Голливуд получился. Например, они показывают какие-то дополнительно придуманные памятники на Ниле, будто существующих недостаточно. Многие реплики предметов не похожи на оригинал. Вот, например, копия погребальной маски фараона блестит так, будто её обернули жёлтой фольгой", – говорит на выходе с экспозиции посетитель по имени Эндрю.
"На мой взгляд, здесь достаточно исторической информации и полно интерактивных элементов, которые делают посещение увлекательным и познавательным. Я не понимаю, почему некоторые зрители ожидали, что это будет экспозиция в духе Британского музея. Выставка явно и не стремится быть чем-то подобным", – считает Джереми, пришедший сюда с сыном.
Иммерсивная выставка "Тутанхамон" проходит в Лондоне с 28 марта по 29 июня в центре ExCel на востоке Лондона. Экспозиция разделена на шесть галерей, пять из которых связаны с виртуальными технологиями. Посетители могут погрузиться в атмосферу дельты Нила в зале с 360-градусными проекциями, пройти вместе с археологами по Долине Царей с помощью шлема дополненной реальности и осмотреться в голографической комнате, где показывают процесс мумификации фараона.
Многие иммерсивные выставки – в том числе на тему древнего Египта – часто включают в себя только цифровые инсталляции. Здесь же есть ещё и зал, заполненный музейными экспонатами. Подлинных вещей, правда, среди них немного – только одна витрина. На ней представлены погребальные предметы Древнего Египта, постоянно хранящиеся в музее Барселоны. Все остальные стеллажи заполнены репликами древних артефактов, в том числе и погребальной маски Тутанхамона.

"Для меня было очень важно, чтобы зрители могли не только насладиться цифровым искусством, но и увидеть реальные физические объекты из гробниц. Увидеть, какой была повседневная жизнь древних египтян, – отметил в интервью Би-би-си куратор выставки египтолог Начо Арес. – Нас часто критикуют за то, что мы выставляем предметы из гробниц или детально воссоздаем процесс мумификации фараона. Некоторые считают, что это неуважение к умершим. Но давайте посмотрим, что думали об этом сами древние египтяне, – им, напротив, было важно, чтобы их имена повторялись, прочитывались снова и снова".
Древние египтяне считали, что человек умирает дважды: первый раз – когда его душа расстается с телом, а второй – когда последний помнящий его на земле человек в последний раз произносит его имя.
Если придерживаться этой концепции, то сначала Тутанхамону страшно не повезло. После смерти 19-летнего фараона в 1323 году до нашей эры его имя было практически забыто. На протяжении веков египетские жрецы и историки вообще не упоминали Тутанхамона при перечислении правителей Египта. Его имя отсутствует в Абидосском списке – официальном перечне фараонов, который вырезали на стенах храмов.
Возможно, мальчик, ставший фараоном всего в девять лет, просто не успел сделать ничего выдающегося. "При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать, что единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен", – писал о Тутанхамоне археолог Говард Картер, обнаруживший его гробницу в 1922 году.

Но, скорее всего, причиной полного забвения Тутанхамона стал его отец Эхнатон – фараон-реформатор, который пытался ввести культ одного бога Атона и запрещал почитание многих традиционных богов Египта. После смерти Эхнатона жрецы и чиновники откатили реформы назад и провели своего рода зачистку памяти о правителе-реформаторе. Тутанхамона как правителя, тесно связанного с Эхнатоном, предпочли тоже забыть.
Однако открытие неразграбленной гробницы Тутанхамона перевернуло историю. В уставшей от ужасов Первой мировой войны Европе мода на Древний Египет охватила все сферы быта и искусства: архитектуру, дизайн, одежду и даже рекламу. Заболели Тутанхамоном и в Америке. Людей привлекали необычные образы, невиданные сокровища и легенды древней цивилизации.
В итоге фараон-подросток Тутанхамон стал самым известным в массовой культуре правителем Египта.
Погружение в среду
Основную часть повествования о Тутанхамоне посетители выставки в Лондоне проводят в его виртуальной гробнице. Здесь он впервые рассказывает о себе, здесь объясняет ряд древних ритуалов. Отсюда начинается путь к суду Осириса, где сердце молодого фараона положат на чашу весов, чтобы сравнить с легчайшим пером.
Но сосредоточенность на лицах зрителей – особенно взрослых – иногда сменяется улыбкой. В момент серьёзного рассказа один из виртуальных бабуинов со стены гробницы поворачивается и невозмутимо чешет себя под хвостом.

Ранние примеры интерактивного искусства, стирающего грань между авторским произведением и окружающим миром, относят ещё к Древней Греции, но иммерсивные шоу в том виде, в котором мы знаем их сегодня – с цифровыми технологиями и полным погружением в другую реальность, получили распространение лишь в конце нулевых XXI века.
Первопроходцами стала группа teamLab, состоящая из художников, программистов и инженеров. Они начали создавать цифровые инсталляции, где пространство реагирует на движения человека, а проекции превращаются в живую, пульсирующую среду. Их проект Borderless в Токио, где цифровые инсталляции перемещаются в пространстве и взаимодействуют друг с другом, стал сенсацией.
В Европе выстрелила работа французской компании Culturespaces, которая в 2018 году открыла музей цифрового искусства Atelier des Lumières. Именно там произошло "оживление" картин Ван Гога: небо с полотна "Звёздная ночь" закрутилось, а колосья "Пшеничного поля" задвигали на ветру. Стоя в темноте, зрители оказывались в мире, созданном художником.
Вскоре формат подхватили и другие разработчики. Начали появляться иммерсивные выставки художников Климта, Моне, Босха и Фриды Кало.

После открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году экспозиции, показывающие сокровища египетских фараонов, гастролировали по мировым столицам раз в несколько десятилетий и каждый раз потрясали воображение своего поколения.
Однако теперь подлинные сокровища Тутанхамона больше не покидают Египет и не участвуют в международных выставках. Власти страны считают, что это позволит сохранить целостность коллекции и избежать повреждений, которые возможны даже при самой аккуратной транспортировке.
На этом фоне альтернативные выставки о фараонах набирают популярность. Иммерсивная экспозиция "Тутанхамон" уже побывала в Испании, сейчас работает в Лондоне, а затем отправится в Швецию.

По словам куратора выставки Начо Ареса, составители уделяли особое внимание тому, чтобы каждая деталь была точной: "В один из моментов иммерсивной проекции в комнате появляется рука художника, который прикасается к стенам гробницы и раскрашивает их. И в первой версии, которую прислали наши подрядчики, эта рука держала кисть – обычную такую пушистую кисточку. Но древние египтяне кистями не пользовались. Они использовали специальные палочки, поэтому я сразу написал подрядчикам, чтобы кисть заменили".
Подрядчиками, о которых говорит Арес, стала российская компания Sila Sveta. При подготовке выставки они отвечали за создание 360-градусного светового шоу, погружающего зрителя в мир Тутанхамона.

Искусство или поп-культура?
Иммерсивные выставки – это не только новое визуальное прочтение истории или искусства, но и новая бизнес-модель. Чаще всего такие экспозиции делают не музеи, а частные компании, которые специализируются на продюсировании иммерсивного контента.
Например, создатели "Тутанхамона" – испанская компания Madrid Artes Digitales – специализируются на производстве иммерсивных шоу, среди их работ "Последний день Помпеи" и "Путешествие к Титанику".

Как правило, подобные компании разрабатывают анимацию, звуковое сопровождение и 3D-эффекты, затем сами арендуют пространство и строят инфраструктуру. Выручка с билетов также уходит им за вычетом аренды и расходов на установку и демонтаж оборудования.
Музеи редко полномасштабно участвуют в иммерсивных выставках, но иногда создают собственные иммерсивные отделения. Например, в 2019 году, к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, в парижском Лувре открылась выставка, на которой можно было пройти виртуальную экскурсию вокруг "Моны Лизы". Надев шлем виртуальной реальности, посетители могли рассмотреть картину с необычных ракурсов, увидеть её оригинальный фон (точнее, версии этого фона, восстановленные по научным данным), а также услышать подробный рассказ о создании и загадках полотна.
Этот проект стал важной вехой: даже такие музейные монстры, как Лувр, которые веками строили свою репутацию именно на возможности увидеть подлинники, начали использовать новые технологии.
На то есть причины. В 2023 году лондонское иммерсивное пространство Outernet стало самой посещаемой достопримечательностью Великобритании, за год там побывали 6,25 млн человек, а Британский музей за это же время посетили 5,83 млн человек. Иммерсивное шоу о Климте в Париже собрало почти 1,3 млн посетителей за год, это больше, чем все другие французские музеи за тот же период, кроме Лувра и музея Орсе.

Билет "Тутанхамона" в Лондоне стоит от 22 до 28 фунтов, это сопоставимо с ценами на традиционные выставки в британской столице.
Современным музеям приходится соревноваться с иммерсивными пространствами за внимание и время публики, писала Guardian со ссылкой на Андраша Санто, автора книги "Будущее музеев: 28 диалогов". "И им не всегда удастся одержать победу", – говорил он.
"Новые технологии обработки изображений позволяют нам увидеть мир в беспрецедентном разрешении… Мы можем воссоздавать объекты в 3D и заглядывать внутрь, чтобы увидеть то, чего не могли увидеть раньше", – отмечает в одной из своих публичных лекций профессор и специалист по цифровой музеологии Сара Кендердайн.
"Но одних только новых технологий обработки изображений недостаточно, чтобы оживить историческое наследие во всей его глубине и сохранить о нём память", – считает она.

В рецензии на две иммерсивные выставки Ван Гога (их так много, что у этого феномена есть своя страница в "Википедии") американский арт-критик Бен Дэйвис писал, что они, вероятно, созданы не для поклонников Ван Гога как художника, а для фанатов "Звёздной ночи" как постера: "Как жанр искусства или околоискусства эти шоу – продукт нескольких поколений, связанных с Ван Гогом, сувенирной продукции и поп-культуры".
Так и "Тутанхамон", встречающий посетителей в своей всемирно известной погребальной маске, вряд ли рассчитан на ценителей Древнего Египта. Но для сотен тысяч туристов, родителей школьников и просто людей в поисках занятия на выходной – большая ли это проблема? В конце концов для кого-то виртуальная прогулка с фараоном может стать началом серьёзного увлечения историей.
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

-
1‼️ Самолет Lufthansa 10 минут летел без управления: пилот потерял сознание в воздухе
-
3551
-
0
-
44
-
-
2🧱Современную многопрофильную больницу построят в Семее к 2027 году
-
3129
-
0
-
21
-
-
3☄️Гвардейцы из Кызылорды спасли жизнь молодой девушке
-
2805
-
0
-
21
-
-
4🌡Прогноз погоды на 17 мая: сильная жара сохраняется на юге и востоке Казахстана, дожди пройдут на севере
-
2761
-
0
-
4
-
-
5☄️Хищения на миллиард тенге: осуждённый экс-глава управления культуры Астаны просил его оправдать
-
2797
-
0
-
19
-
-
6Цифровой кредит для ТОО до 100 млн тенге!
-
2622
-
0
-
3
-
-
7🌡Прогноз погоды на 18 мая: дожди и грозы ожидаются в ряде регионов Казахстана
-
2558
-
0
-
2
-
-
8⚠️ Часть улиц перекроют в Астане 18 мая в связи с забегом
-
2549
-
0
-
6
-
-
9⚠️На Иртыше двух девушек унесло течением на надувном матрасе
-
2462
-
0
-
26
-
-
10❗️Авиашоу "Небо Байсерке – 2025" пройдёт в августе в Алматинской области
-
2575
-
0
-
14
-