Фестиваль "Откровение" завершился спектаклем от "физического театра" из Великобритании. Постановка Institute оказалась необычной, а для наших любителей театра – так вообще из ряда вон выходящей. Актуальные театральные коллективы не то что из Великобритании, даже из соседней России заезжают к нам нечасто. Поэтому то, что British Council организовал для местной публики, можно считать действительно событием. Танцевально-театральная постановка Institute от Gecko – это модный, одновременно очень европейский и при этом мультикультурный, невероятно красивый и гипнотический спектакль, в котором большинство оценило не что было показано, а как это было сделано. То есть потрясающую хореографию оценили все, а вот витиеватые смыслы уловили немногие.

Наверное, и не следовало искать в спектакле сюжет, ведь британцы показали то, чем живёт и о чём говорит сегодня современный театр в Европе: он призывает не к поглощению информации, а к самостоятельной работе над материалом. Вероятно, вся соль именно в этом чувстве непонимания, которое охватывает зрителей постановки. Как говорят авторы проекта: мы перестали читать и понимать друг друга, мир стал разрозненным, а люди – друг другу чужими.
Gekko называют "физическим театром", но танцев здесь больше, чем актёрской игры. Фразы обрывками, и звучат то на английском, то на французском, то на немецком, поэтому можно сказать, что никакого другого языка, кроме танцевального, в постановке нет. Через полчаса после начала спектакля, когда попытки понять, что происходит на сцене, становятся тщетными, на действо начинаешь смотреть иными глазами. Странное впечатление – увиденное завораживает и впечатляет, даже если объяснить, что же такое происходит, никто из зрителей не в состоянии.

По словам авторов постановки, одна из тем, исследуемых спектаклем Institute, – это забота. Она одновременно и одна из лучших человеческих добродетелей, и прикрытие для манипуляций. По мнению режиссёра, в современном мире забота – это особая политическая валюта, которой торгуют сегодня все медиа. Действительно, о ней говорят все – от журналистов до политиков, и каждый вкладывает в неё какие-то свои смыслы.В целях заботы о соседях, одно государство может напасть на другое. Только в целях спасения всего человечества супердержавы могут… Но стоит ли искать в спектакле от Gecko какие-то политические высказывания? Нет, постановка глобальнее.
Интересно, что для одних показанное на сцене стало большим философским рассуждением на тему диктата общества над личностью и установления порядков и норм в человеческом мире, для других, наоборот, стало интимным, глубоко личным переживанием. Возможно, кто-то, глядя на показанные на подмостках взаимоотношения, вспомнил тех, кто ему дорог и о ком ему бы хотелось заботиться. По сути Institute – это карт-бланш, благодаря которому каждый зритель наделил это абстракционное полотно своими смыслами, жизненным опытом и культурным багажом. И, наверное, никто не ошибся в своих интерпретациях. Один увидел в спектакле цитаты из Булгакова и Кафки, другой разглядел Линча и Ларса Фон Триера, а третий вспомнил своё философское образование и после спектакля говорил, что "забота – это не принести жаропонижающее, когда у друга температура, а ёмкая философская категория, определяющая бытие человека, основа экзистенциальной философии Хайдегерра, тема исследований Камю и поисков Гёте". А четвёртый зритель вообще ничего не понял и не постеснялся в этом признаться.

Если попытаться пересказать на пальцах, то постановка британцев напомнила нам мультфильм прошлого года, выдвинутый на "Оскар", – "Головоломка". Даже основные декорации здесь были похожи на комнату в отделе долговременной памяти, в которой в мультфильме хранились воспоминания.
Весь спектакль проходит в странном помещении, окружённом со всех сторон шкафами – это то ли офис, то ли больница, то ли экспериментальный институт, а может, как в "Головоломке", и вовсе речь о внутреннем пространстве в человеческом сознании. Актёр выдвигает ящики, в каждом из них "воспоминания": в одних только голосовые файлы – они описывают наши будни, в других "живут" актёры. Они разыгрывают маленькие сцены: где-то смешные, где-то драматичные. Как мы видим, у одних героев травматичные отношения с этим миром (показан, к примеру, пациент психиатрической клиники), у других, наоборот, обнадёживающие (герои на свидании). Действие на сцене магнетическое, и созданные образы запоминаются и западают в душу, несмотря на всю свою абсурдность и сюрреалистичность. В одной сцене движется человек-марионетка – им управляют при помощи палок, в другой – люди танцуют будто на закате огромного солнца (на самом деле лампы), в третьей сцене герой бесконечно проваливается в пустоту, и это напоминает сон. Как говорится, всего не описать – это надо видеть.

Удивительное дело, глядя на эту странную и необычную смесь музыки, танца, световых эффектов, человек будто погружается внутрь себя и всё время, пока длится спектакль, находится в состоянии почти медитации. А комфортно зрителю там или нет, решать ему самому. Но такой он, современный театр.
-
1❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2889
-
10
-
174
-
-
2⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2942
-
27
-
109
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2840
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2898
-
1
-
7
-
-
5По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2815
-
1
-
170
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2935
-
3
-
28
-
-
7🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2409
-
9
-
18
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2507
-
1
-
5
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2479
-
5
-
149
-
-
10❗️ВАП отказалась раскрывать детали нарушений в «Самрук-Казыне», ссылаясь на секретность
-
2090
-
5
-
35
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63