Прямой эфир Новости спорта

Пойми меня, если сможешь – в Алматы выступил британский театр Gecko

geckotheatre.com
geckotheatre.com
Такого казахстанский зритель ещё не видел – даже это клише зазвучало по-новому после гастролей в Алматы британского театра Gecko.

Фестиваль "Откровение" завершился спектаклем от "физического театра" из Великобритании. Постановка Institute оказалась необычной, а для наших любителей театра – так вообще из ряда вон выходящей. Актуальные театральные коллективы не то что из Великобритании, даже из соседней России заезжают к нам нечасто. Поэтому то, что British Council организовал для местной публики, можно считать действительно событием. Танцевально-театральная постановка Institute от Gecko – это модный, одновременно очень европейский и при этом мультикультурный, невероятно красивый и гипнотический спектакль, в котором большинство оценило не что было показано, а как это было сделано. То есть потрясающую хореографию оценили все, а вот витиеватые смыслы уловили немногие.


gggggggggggg

geckotheatre.com
Фрагмент спектакля Institute от театра Gecko

Наверное, и не следовало искать в спектакле сюжет, ведь британцы показали то, чем живёт и о чём говорит сегодня современный театр в Европе: он призывает не к поглощению информации, а к самостоятельной работе над материалом. Вероятно, вся соль именно в этом чувстве непонимания, которое охватывает зрителей постановки. Как говорят авторы проекта: мы перестали читать и понимать друг друга, мир стал разрозненным, а люди – друг другу чужими. 


Трейлер спектакля Institute (Gecko)


Gekko называют "физическим театром", но танцев здесь больше, чем актёрской игры. Фразы обрывками, и звучат то на английском, то на французском, то на немецком, поэтому можно сказать, что никакого другого языка, кроме танцевального, в постановке нет. Через полчаса после начала спектакля, когда попытки понять, что происходит на сцене, становятся тщетными, на действо начинаешь смотреть иными глазами. Странное впечатление – увиденное завораживает и впечатляет, даже если объяснить, что же такое происходит, никто из зрителей не в состоянии.


Фрагмент спектакля Institute от театра Gecko

geckotheatre.com
Фрагмент спектакля Institute от театра Gecko

По словам авторов постановки, одна из тем, исследуемых спектаклем Institute, – это забота. Она одновременно и одна из лучших человеческих добродетелей, и прикрытие для манипуляций. По мнению режиссёра, в современном мире забота – это особая политическая валюта, которой торгуют сегодня все медиа. Действительно, о ней говорят все – от журналистов до политиков, и каждый вкладывает в неё какие-то свои смыслы.В целях заботы о соседях, одно государство может напасть на другое. Только в целях спасения всего человечества супердержавы могут… Но стоит ли искать в спектакле от Gecko какие-то политические высказывания? Нет, постановка глобальнее. 

Интересно, что для одних показанное на сцене стало большим философским рассуждением на тему диктата общества над личностью и установления порядков и норм в человеческом мире, для других, наоборот, стало интимным, глубоко личным переживанием. Возможно, кто-то, глядя на показанные на подмостках взаимоотношения, вспомнил тех, кто ему дорог и о ком ему бы хотелось заботиться. По сути Institute – это карт-бланш, благодаря которому каждый зритель наделил это абстракционное полотно своими смыслами, жизненным опытом и культурным багажом. И, наверное, никто не ошибся в своих интерпретациях. Один увидел в спектакле цитаты из Булгакова и Кафки, другой разглядел Линча и Ларса Фон Триера, а третий вспомнил своё философское образование и после спектакля говорил, что "забота – это не принести жаропонижающее, когда у друга температура, а ёмкая философская категория, определяющая бытие человека, основа экзистенциальной философии Хайдегерра, тема исследований Камю и поисков Гёте". А четвёртый зритель вообще ничего не понял и не постеснялся в этом признаться. 


ррррррррррррррррр

geckotheatre.com
Фрагмент спектакля Institute от театра Gecko

Если попытаться пересказать на пальцах, то постановка британцев напомнила нам мультфильм прошлого года, выдвинутый на "Оскар", – "Головоломка". Даже основные декорации здесь были похожи на комнату в отделе долговременной памяти, в которой в мультфильме хранились воспоминания.

Весь спектакль проходит в странном помещении, окружённом со всех сторон шкафами – это то ли офис, то ли больница, то ли экспериментальный институт, а может, как в "Головоломке", и вовсе речь о внутреннем пространстве в человеческом сознании. Актёр выдвигает ящики, в каждом из них "воспоминания": в одних только голосовые файлы – они описывают наши будни, в других "живут" актёры. Они разыгрывают маленькие сцены: где-то смешные, где-то драматичные. Как мы видим, у одних героев травматичные отношения с этим миром (показан, к примеру, пациент психиатрической клиники), у других, наоборот, обнадёживающие (герои на свидании). Действие на сцене магнетическое, и созданные образы запоминаются и западают в душу, несмотря на всю свою абсурдность и сюрреалистичность. В одной сцене движется человек-марионетка – им управляют при помощи палок, в другой – люди танцуют будто на закате огромного солнца (на самом деле лампы), в третьей сцене герой бесконечно проваливается в пустоту, и это напоминает сон. Как говорится, всего не описать – это надо видеть. 


ррррррр

geckotheatre.com
Фрагмент спектакля Institute от театра Gecko

Удивительное дело, глядя на эту странную и необычную смесь музыки, танца, световых эффектов, человек будто погружается внутрь себя и всё время, пока длится спектакль, находится в состоянии почти медитации. А комфортно зрителю там или нет, решать ему самому. Но такой он, современный театр.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров