Прямой эфир Новости спорта

Постановлением по Конституции

фото с сайта time.kz
фото с сайта time.kz
Законность продления рабочего графика депутатов Парламента до 15 июля вызывает у юристов большие сомнения. В Конституции обозначен конкретный срок завершения сессий Парламента - последний рабочий день июня. А поскольку документ этот является актом высшей юридической силы прямого действия, никакие постановления не должны менять его смысл, считает директор экспертного института европейского права и прав человека, доктор юридических наук Марат Башимов.

Напомню, постановление Парламента о продлении четвёртой сессии V созыва было принято на совместном заседании Палат. Случилось это после того, как Президент озвучил национальный план «100 шагов», когда стало ясно, что работы предстоит невпроворот.

"В настоящее время перед Парламентом стоит большой объём работы, что, в свою очередь, требует от Парламента проведения скоординированной работы с другими государственными органами. В этой связи в целях максимального использования времени нами рассмотрено продление работы четвертой сессии Парламента V созыва", – сказал тогда спикер Мажилиса Парламента Кабибулла Джакупов.

Он сообщил также, что пункт 3 статьи 59 Конституции РК хоть и устанавливает последний рабочий день июня завершающим днём сессии, однако не содержит нормы, запрещающей продлевать указанный срок. "Поэтому, основываясь на официальном толковании Конституционного совета данной нормы, предлагаем продлить четвёртую сессию Парламента РК до 15 июля 2015 года", – добавил Джакупов.

Юристы считают такие аргументы весьма спорными. Как и само постановление Конституционного Совета N 14/2 от 30 июня 1999 года, на которое сослался спикер Мажилиса.

"В этом постановлении КС сказано: "Данная норма устанавливает период сессионной работы Парламента Республики Казахстан, который может быть продлён постановлением Парламента Республики Казахстан". То есть дано расширительное толкование нормы Конституции, а это непозволительно. Конституция – это акт высшей юридической силы на территории государства и акт прямого действия. То есть как написано, так буквально и толкуется его содержание. Никто не имеет права расширительно толковать нормы Основного закона страны!" - настаивает доктор юридических наук, профессор Марат Башимов.

Эксперт говорит, что продление сроков работы Парламента было бы логичным, если бы Глава государства объявил срочным рассмотрение отдельных законопроектов. Этот случай как раз предусмотрен в Конституции РК: "Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке", - сказано в части 2 статьи 61.

В переводе с юридического языка на понятный это означает, что если Президент объявляет законопроект срочным и депутаты успевают рассмотреть его в месячный срок, то так и происходит. Если время поджимает, а законотворцам пора в отпуск, то Глава государства может решить задачу, издав соответствующий указ, который будет действовать до тех пор, пока депутаты не вернутся на работу. Но по этому пути Парламент пойти не смог. А всё потому, что срочных законопроектов в мае-июне Президент не объявлял. Получается, что депутаты просто не успели в срок принять все запланированные ранее законопроекты? Или им напомнили, что ещё в начале сессии они собирались сократить свои каникулы до месяца? Но тогда возникают новые вопросы: по каким тарифам и из каких источников будет оплачиваться сверхурочная депутатская деятельность? Она ляжет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков или парламентариям придётся поработать бесплатно? 

"Самое главное, чтобы это соответствовало трудовому законодательству. Если нет, то, во всяком случае, на нарушение трудового законодательства они идут добровольно. А вообще, надо жить строго по Конституции, тем более высшему представительному органу, осуществляющему законодательные функции. Он должен показывать пример соблюдения норм Конституции. Но если вот такая гражданская позиция у депутатов проявилась, значит, нужно найти правильные правовые пути решения этого вопроса, чтобы красиво выйти из этой ситуации", - прокомментировал ситуацию доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Жумабек Бусурманов. 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров