Многочисленные публикации в казахстанских, а также и в зарубежных СМИ на тему уничтожения рынка распространения печатных СМИ в республике стали поводом для визита в Алматы российских медиа-менеджеров ещё в конце минувшего года. Местные власти и медиа смогли выстроить по-новому свои отношения сразу в восьми областях РФ. Журналисты пролоббировали появление приказа Минкомсвязи. Так впервые был обозначен норматив: главам регионов рекомендовали каждых 2500 жителей области обеспечивать как минимум одним газетным киоском. Площадь павильона – до 18 кв.м, срок размещения торговых павильонов на городской территории – до 5 лет.

Своим опытом с коллегами из Казахстанского "Медиа Альянса" поделился бывший казахстанец Александр Лапин, председатель наблюдательного совета российского издательского дома "Евразия 21 век". Однако если в Воронеже удалось отнести газетную торговлю к группе социально значимых товаров и услуг (отсюда и преференции, и дотации со стороны властей), то в Алматы начало нынешнего года ознаменовалось почти семикратным ростом стоимости торгового павильона в самой привлекательной пешеходной зоне южной столицы. Как сообщает портал Total.kz со ссылкой на руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы Максата Кикимова, шаг аукциона составлял 10%. "Наши предприниматели сами определили стоимость ежемесячной арендной ставки в условиях открытой конкуренции – арендная плата за киоск площадью 27 кв.м в среднем будет составлять 1,3 млн тенге в месяц".

От пяти киосков город ожидает ежегодных поступлений в размере 67,4 млн тенге. Аренда рассчитана на один год с правом дальнейшей пролонгации. Здесь разместится продукция под брендом Bellali (мороженое), RedDragon, JollyVolly, "Стардогс" (пункты быстрого питания) и пекарня Boulangerie. Для газетных киосков здесь места не нашлось.

Для сравнения: российские СМИ добились рекомендованной арендной платы в размере 30 RR/кв.м (171,6 KZT) для городов-миллионников. Это в 280 раз ниже ставки аренды "квадрата" на Панфилова в Алматы.

Самый привлекательный – алматинский – рынок распространения печатной продукции формировали до недавнего времени три легальных игрока ("Дауыс" – "Союзпечать", KazPress – NomadPress, "Караван") плюс стихийные развалы.

68 металлических киосков, сваренных ещё в 90-х годах, составляли сеть распространения казахстанского еженедельника "Караван". Два года назад "каравановцы" запланировали расширение сети до ста киосков и изготовили для начала ещё 25. Сеть распространения ожидала постепенная модернизация и замена старых будок новыми. Стоимость новых киосков, удовлетворяющих требованиям и образцам городского акимата Алматы, колеблется от 3 млн (по оценке Александра Краснера, главного редактора и генерального директора издания "Новая газета" – Казахстан"), до 6,5 млн тенге (по оценке Александра Нездемковского, генерального директора ТОО "Агентство Kazakhstan Today"). Несмотря на самый маленький парк киосков "каравановская" сеть пока в одиночку демонстрирует выживаемость на рынке печатных СМИ.

У исчезнувшей с рынка после долгих и скандальных разбирательств сети распространения KazPress – Nomad-Press было в южной столице около 140 киосков. "Дауыс" – "Союзпечать" располагал 247 точками. Эксперты напоминают, что большинство своих киосков "Дауыс" отдавал в аренду и прессу там едва ли можно было встретить. Очень символично, что, располагая такой обширной сетью, "Дауыс" обращался за консультацией и помощью к своим конкурентам из "Каравана": "Помогите наладить продажу газет", – вспоминает Александр Нездемковский. Он напоминает про рентабельность киосков в 2-3% – "это вообще ничто". В "Караване" пробовали тоже отдать свои киоски в аренду, но их никто не взял: сеть содержат лишь для реализации одноимённого еженедельника.

Под новые запросы городских властей, впрочем, "Дауыс" уже не стал заказывать новые киоски. "Дауыс" – "Союзпечать" прекратил своё существование в прежнем виде: структура распалась на две организации. В первой занимаются исключительно вопросами подписки на периодические издания, курсируя между подписчиками и службами доставки корреспонденции на дом и в офис (например, KazPost). Вторая структура – это Городское управление по распространению печати "Дауыс". Несмотря на название, это не акиматовская, а частная компания, к которой перешла известная торговая марка. Журналисту Informburo.kz тут удалось отыскать только бухгалтера. Его кабинет размещён в одном здании с группой компаний RTS Decaux: эта структура в частности занимается остановочными комплексами для общественного транспорта и позиционирует себя как "лидер казахстанского рынка наружной рекламы в формате уличной мебели".

Здесь курируют завершение хозяйственно-финансовой деятельности прежнего "Дауыса", распродавая по остаточной стоимости в 400 тысяч тенге киоски всем желающим. Все работавшие сотрудники компании уже уволены, сообщила собеседница: из прежнего состава "дорабатывать" осталось лишь двое. На балансе киосков уже не осталось, за исключением трёх "евро-киосков", приобретённых в своё время у украинских поставщиков. Они появились на алматинском проспекте Достык. В районе алматинского рынка "Сары-Арка" на Абая – Алтынсарина под брендом "Дауыс" – "Союзпечать" разместились реализаторы "птицы счастья": здесь реализуют в розницу кофе, чай, донеры и бройлеров-гриль. Этот факт вызвал у нашего собеседника лёгкую усмешку, но нам напомнили, что по требованию акимата киоски вывозили в неизвестном направлении, и судьба части имущества до сих пор остаётся невыясненной. Возрождать сеть распространения не планируется.


Фирменное лого на стикерах в "Дауысе" удалять не стали. Киоск расположен в районе алматинского рынка "Сары-Арка"

Фирменное лого на стикерах в "Дауысе" удалять не стали. Киоск в районе алматинского рынка "Сары-Арка" / Фото informburo.kz

Анализируя для российского сетевого ресурса Regnum читательский рынок Казахстана, известный казахстанский журналист Марат Шибутов подчеркнул, что средний тираж книги в Казахстане упал до 3 тысяч экземпляров. До сих пор такие средние тиражи были зафиксированы только в 1926 году, то есть до проведения массовой кампании по ликвидации безграмотности.

Эксперт отметил и кратное падение розничных продаж СМИ в Казахстане. В целом по стране они сократились в 2,5 раза. От региона к региону различия в динамике весьма ощутимы. В Атырауской области и ЗКО продажи выросли в 1,7 и 3 раза. В Алматы продажи упали в 11 раз, в Павлодарской области – в 25, Кустанайской области – в 50 раз.

Интересно, что в это же время западный рынок печатных СМИ переживает долгожданный отскок и отмечает возвращение аналитической публицистики, фиксирует рост интереса к печатным СМИ. Фейковые новости и агрессивная анти-медийная риторика Дональда Трампа оттолкнули вдумчивую публику от социальных сетей и заставили её вернуться к "умной" прессе и лонгридам. Print is the new "new media".

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter