Прямой эфир Новости спорта

Почему казахстанским авторам легче пробиться в США и России, чем дома

23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. Хороший повод разобраться, почему в Казахстане так мало хороших книг и новых имён.

Казахстанская современная литература... Да ладно, скажут одни, это – миф, её не существует! Айтпа, согласятся другие. А третьи, их, прямо скажем, меньшинство, с горячностью закричат, что есть, просто вы не знаете, потому что не интересуетесь!

Вот мы и заинтересовались.

Литературный процесс – это крепкая связка из трёх составляющих: писатель – издатель – читатель. Начнём, пожалуй.

Писатели

Когда-то товарищ Сталин, "Главный Читатель" самой читающей страны в мире, назвал писателей инженерами душ. И если отбросить некий строительный подтекст, в этом была правда: писатель не только развлекал, но и конструировал читателя. Государство вкладывало немалые средства в издание книг с нужной идеологией, и ни один писатель Советского Союза, признанный официально, то есть вступивший в Союз писателей, не бедствовал.

Насколько талантливы были произведения – другой вопрос. Как правило, на одного поэта уровня Симонова приходились сотни бездарностей.

Проза жизни

А сегодня? Писать стали все и обо всём. Государство ослабило контроль над писателями и поэтами, но и практически перестало их поддерживать. Многие ушли в Сеть, чтобы хоть где-то публиковаться. Вместе с тем интернет дал шанс даже самым слабым графоманам, немедленно принявшимся атаковать крупные издательства.

С целью фильтрации этого потока сознания в Казахстане был создан портал Proza.kz. Планировалось, что именно там будут найдены новые жансугуровы и зверевы. К сожалению, по словам поэта Павла Банникова, проект провалился. Разве что слегка снизилось количество запросов в издательства.

При всём при этом талантливых отечественных писателей немало. Бахытжан Канапьянов, Марат Исенов, Тигран Туниянц, Евгений Барабанщиков, Айгерим Тажи – это наши современники, поэты и писатели из самых известных. Впрочем, насколько популярны их произведения, мы обсудим чуть позже – в следующих статьях, а сегодня нас интересует другое.

Месье, же не манж па сис жур

Мы задали нескольким казахстанским писателям такие вот вопросы. Реально ли прожить на гонорары? Легко ли публикуют наши издательства современных отечественных авторов? Получают ли писатели обратный отклик от своего читателя? И, в конце концов, существует ли современная казахстанская литература?

В общем и целом почти все сходятся в одном: писатели не могут прожить на гонорары от книг. Заработать можно на участии в конкурсах с призовыми фондами или на госзаказе. Можно найти спонсора на одну книгу, но на постоянной основе никто помогать не будет. Можно выиграть конкурс или попасть в сборник – тогда издадут. Никто не мешает современному писателю, но и помочь тоже никто не рвётся.

Яркий пример – книга Мурата Кабылбаева "Покажи мне небо". Изданием книги занималось общественное движение "Ребёнок должен жить в семье", и идея издания была их. Книга издавалась не для продажи, а в благотворительных целях.

То же можно сказать и о благотворительном проекте Виктории Моминбаевой "Волшебные сказки домашнего очага", для которого написали тексты самые знаменитые люди Казахстана.

Кроме того, современных поэтов и писателей практически не рекламируют. Для сравнения: в своё время стихотворение Олжаса Сулейменова, посвящённое полёту Гагарина, напечатали на листовках и разбросали с самолетов над городами Казахстана. Можете себе представить сегодня такую акцию?

Все меценаты теперь в Америке

По словам Ильи Одегова, одного из самых известных современных прозаиков Казахстана, отечественной поэзией больше интересуются за рубежом, чем у нас. Один из недавних примеров этому – грант Национального Фонда искусств США на перевод и издание стихов Айгерим Тажи в Америке. На этом фоне факт, что многие наши авторы публикуются в российских литературных журналах, а книги их выпускают российские издательства, как-то даже теряется.


Илья Одегов

Илья Одегов / фото из архива


– У писателя нет зарплаты. Особенно в нашей стране, где книжный рынок не развит совершенно. Большинство издательств работают по принципу типографий, а литературных журналов и вовсе почти не осталось. У нас просто нет условий для их развития, – рассказал Илья Одегов.

– Было у меня несколько лет в жизни, когда литература приносила деньги, позволяющие ничем другим не заниматься. В 2002 году я выиграл конкурс "Современный казахстанский роман", и Фонд Сороса ежемесячно выплачивал мне стипендию, чтобы я роман дописал. И в 2013-2014 годах, когда у меня подряд вышли две книги в России – "Любая любовь" и "Тимур и его лето". Плюс с "Тимуром" я стал лауреатом международного конкурса "Русская премия". И в эти же годы я работал как автор и ведущий телепередачи "Литературный клуб", преподавал в Открытой литературной школе – в общем, все источники дохода были литературные. Но это исключения. Подобных примеров очень мало.

Легко ли публикуют? Смотря где и смотря что. Чем выше уровень издания, тем выше и требования к тексту. В толстые литжурналы России пробиться сложно, например.

Насчёт спонсорства: если не считать победы в конкурсах, меня никто и никогда не спонсировал.

Журналы хотят неопубликованные тексты, а я пишу мало. Поэтому все мои последние работы публиковались в России, в "Новом мире", "Знамени", "Дружбе народов". Это, во всяком случае, выход к аудитории.

Обратный отклик есть, конечно. И пишут, и лично высказываются. Ну и критики пишут периодически.


Павел Каторгин, поэт

Павел Каторгин, поэт / Фото из архива


– Наверное, блогеру реально заработать на публикациях. Писателю – противоречиво. Ауэз Кодар, к примеру, хорошо жил, но он и начал лет на двадцать раньше нас всех. Многие живут не очень. Я вообще на этом ни разу ничего не зарабатывал, – считает поэт Павел Каторгин.

– Публикуют книги? Даже не пробовал ходить по издательствам. Только сам. Отклик бывал по стихам. В основном пишут в соцсети.

Айгерим Тажи, одна из самых известных поэтесс Казахстана:


Айгерим Тажи

Айгерим Тажи / Фото из архива


– Прожить на заработок писателя практически нереально. Если в большинстве зарубежных стран издательства выплачивают авторам гонорары и роялти, то у нас всё наоборот. Почти все издательства издают книги на деньги самих же авторов. Это, конечно, нонсенс. Одним из редких исключений было издательство при фонде "Мусагет", в котором у меня вышла первая книга, но этот фонд существовал на зарубежный грант. Мои литературные заработки за последние годы – это зарубежные литературные премии и гонорары за публикации в иностранных журналах. Это небольшие суммы, но в Казахстане я не зарабатываю литературой вообще ничего.

Знаю, что у нас существует государственная поддержка литературы – стипендии, премии, издательские программы. Только среди тех, кому эта поддержка оказывается, я не вижу современных авторов, чьи работы на виду, тех, кто получает престижные международные премии и публикуется в известных зарубежных изданиях. Вот такая странная ситуация у нас сложилась.

Кстати, моя новая книга выйдет не в Казахстане, а в Америке, благодаря гранту Национального фонда поддержки искусств США (NEA) на перевод и издание.

У нас практически не осталось литературных журналов, поэтому и публиковаться особо негде. А за рубежом в серьезных изданиях публикуют только то, что проходит тщательный отбор.

Что касается обратного отклика от читателей, то он есть. Чаще всего пишут письма. Иногда сама удивляюсь, насколько широка читательская география. Вот недавно, например, пришло письмо из Австралии.

Непечатная литература

В середине двухтысячных, благодаря активным усилиям меценатов, литературный процесс в Казахстане был бурным и ярким. Сами писатели и поэты регулярно общались с читателями, возникли ежегодные литературные премии, проводились – а главное, широко рекламировались – литературные конкурсы. Вспыхивали звезды в поэзии и прозе, читатель их знал и любил. Между прочим, пик популярности того же Кодара пришёлся именно на то время. А вот спустя десять лет...

По мнению отечественных писателей и поэтов, литература в современном понимании в Казахстане есть. Издать своё произведение стало сложнее, поэтому многие ушли в сетературу, да и конкурсы сейчас проводятся в основном в интернете.

Но пока есть реакция от читателя, сборники поэзии и романы не перестанут появляться, пусть и не в печатном виде.

В качестве эпилога

В 2004 году по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева разработана и принята Государственная программа "Культурное наследие", одним из основных приоритетов которой стало создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования.

В следующей публикации мы поговорим о современной казахстанской литературе именно с издателями, несущими ответственность за появление тех или иных книг на полках библиотек и книжных магазинов.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров