Мы вспоминаем…

…о строительном буме прошлого десятилетия: стремительно, один за одним, появлялись новые торговые центры. Они стали отличной заменой тогда ещё живой барахолке. Мы помним, насколько некомфортно было примерять одежду в двадцатиградусный мороз за импровизированной ширмой-шторкой.

А когда продавцы на барахолке стали брать деньги за примерку, мы и вовсе отказались туда приезжать. Взамен выбрали торговые центры со всеми условиями: просторным фудкортом, многозальным кинотеатром, многочисленными бутиками, в которых представлены знаменитые бренды.


В своё время барахолка проиграла магазинам с идеальным порядком на полках с одеждой
Фото с сайта lebo.co.za
В своё время барахолка проиграла магазинам с идеальным порядком на полках с одеждой

Мы видим…

На днях в редакцию Informburo.kz поступило любопытное видео от читателя, который пожелал остаться неизвестным. На видео запечатлены кадры, сделанные в алматинских торговых центрах.

Пустующие бутики и коридоры, объявления о сдаче площадей в аренду, – это всё, что осталось от некогда процветавших торговых центров.

С главным вопросом о том, почему всё-таки пустуют некоторые торговые центры в Алматы, корреспондент informburo.kz обратилась к экспертам в области ритейла. По их словам, непростая экономическая ситуация, плавающий курс тенге – это далеко не все события, повлиявшие на текущее положение дел в торговых центрах.

"В кризисные времена у нас появилось слишком много торговых центров. Соответственно, происходит двойной удар: с одной стороны, мы увеличили торговые площади и ужесточили конкуренцию; с другой, столкнулись с тем, что из-за нестабильности глобальной экономики мы сегодня наблюдаем резкое падение покупательной способности людей. А это, в свою очередь, влечёт за собой падение оборотов и доходов от аренды в том числе", – отметил генеральный директор RetailSpace.KZ Ержан Уразбаев.


В ожидании покупателя
Фото с сайта petersturmanelectrical.com
В ожидании покупателя

Ситуация в Алматы – это некая "лакмусовая бумажка": сразу отчётливо видны все проблемы, спровоцированные падением спроса.

"Доходы 90% покупателей в национальной валюте не изменились. Полная зависимость от импорта на рынках одежды, обуви и аксессуаров заставляет продавцов корректировать цены в зависимости от курса тенге. Увы. Эти причины и стали основой для сворачивания бизнеса в большинстве торговых центров по стране, – прокомментировал ситуацию президент Ассоциации ритейлеров Казахстана Василий Горевой.

Пустуют торговые центры не только в Алматы, но и в других регионах страны. Некрупные арендаторы теряют посетителей по причине нехватки оборотных средств на покупку новых коллекций, на пополнение ассортиментного ряда. Именно поэтому арендаторы теряют посетительские потоки, падает доходность, рассказал директор по маркетингу Группы компаний Arcada Леонид Розенталь.


Пустые торговые центры можно найти по всему Казахстану

Фото с сайта emerce.nl
Пустые торговые центры можно найти по всему Казахстану

"Крупные сетевые арендаторы, у которых есть финансовый запас, имеют возможность оптимизировать расходы за счёт более грамотно построенной логистики или закупок, скидочной политики, остаются в центрах. Да, им тяжело и сложно, но они держатся, потому что арендодатель тоже проявляет гибкость", – отмечает г-н Розенталь.

Если раньше листы ожидания торгово-развлекательных центров позволяли в течение достаточно короткого времени заполнить вакантные площади, то сейчас за новыми арендаторами надо ещё побегать. Теперь у администрации торговых центров новая задача – удержать старых проверенных арендаторов. Для этого Леонид Розенталь рекомендует предоставлять арендаторам скидки, фиксировать арендную плату в тенге, привязывая к уменьшенному курсу доллара.

"За арендатора необходимо биться и понимать, что можно выживать только вместе. Необходимо разрабатывать программу лояльности, увеличивать, как это ни удивительно, расходы на маркетинговую активность. Надо привлекать в торгово-развлекательные центры больше посетителей, стараться увеличивать конверсию и доходность арендаторов", – добавляет эксперт.


Сегодня главная надежда торговых центров – лояльные арендаторы
Фото с сайта picaidol.com
Сегодня главная надежда торговых центров – лояльные арендаторы

"Уход арендатора – это не признак его слабости, а неизбежность. Небольшие несетевые операторы очистят рынок ритейла. В то же время столь ожидаемая "экспансия" мировых гигантов, думаю, будет отсрочена до стабилизации ситуации со спросом", – прогнозирует Василий Горевой.

Эксперт думает о том, что будет логично продолжить политику льготных ставок с постепенным переводом арендных платежей в комбинацию: минимальный фиксированный платёж плюс доля от продаж. Такую политику стало проводить абсолютное большинство девелоперов. О чём они говорят теперь? Об укреплении взаимоотношений с арендаторами.


Ухода арендаторов избежать очень трудно
Фото с сайта cantswingacat.co.uk
Ухода арендаторов избежать очень трудно

Будет ли завтра хуже, чем вчера?

Неутешительные прогнозы: рынок ритейла будет выживать. Компании просто выжидают момент, в основном занимаются операционной эффективностью, ведут переговоры с арендодателями о снижении аренды, сокращают персонал и оставляют только эффективных людей.

По словам Ержана Уразбаева, часть ритейлеров, особенно турецких, продолжают своё развитие. Мы давно наблюдаем присутствие концептуальных магазинов, например De Facto, LC Waikiki и ряд других крупных ритейлеров. Спикер советует арендаторам направляться в регионы. Ведь там нет такой конкуренции, как в Алматы, а за аренду выставляют приемлемые цены.

"Часто я вижу, как арендаторы и арендодатели ведут долгий процесс переговоров об аренде или расторжении контрактов, хотя они должны быть по одну сторону баррикад, то есть объединиться, пересмотреть модель и вместе, сообща выдержать нестабильность", – говорит собеседник.


Только сообща владельцы торговых центров и арендаторы могут пережить нестабильность

Фото с сайта runit.com
Только сообща владельцы торговых центров и арендаторы могут пережить нестабильность

Задача большинства участников рынка – выжить. "Время компромиссов и возможностей" – именно под таким слоганом всем придётся напряженно и эффективно работать.

Это и контроль продаж, контроль товарного наполнения, контроль и отслеживание потребительских потоков и настроений. Все стороны и профессиональные участники с головой должны уходить в оптимизацию и улучшение функциональной составляющей своего бизнеса, отметил Василий Горевой.


На место ушедших арендаторов придут новые

Фото с сайта shoppingpirituba.com.br
На место ушедших арендаторов придут новые

В прошлом году российские эксперты предсказывали, если оборот розничной торговли упадет ниже 15%, то рынок ритейла рухнет. По итогам 2015 года и по официальным данным, падение оборота розничной торговли – 24%, но рынок продолжает стоять, он держится. Теряет бойцов, но на его место приходят новые.

Леонид Розенталь полагает, что казахстанский рынок выстоит, по той простой причине, что объём цивилизованных площадей торговли всё равно недостаточен. Из расчёта на 1000 жителей он, конечно, минимален.

"Торговые площади будут в той или иной степени заполнены, значит, будут арендаторы, придут покупатели, объёмы упадут, но в итоге рынок выстоит", – резюмирует спикер.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter