Начиная с 2014 года объём импортируемой в Казахстан сельскохозяйственной техники падает. К 2019 году этот показатель упал на 23%. Это связано с девальвацией тенге, снижением субсидий от государства и ростом спроса на казахстанскую технику. Но даже при таких низких показателях импорта ежегодно 180 млн долларов утекают из Казахстана за рубеж.
При этом от 10 до 25% этой суммы составляют государственные субсидии.
В том, какую сельскохозяйственную технику предпочитают казахстанские фермеры и почему, разбирается informburo.kz.
Недорогая сельхозтехника более востребована
Аналитики утверждают, что для западных производителей сельхозмашин Казахстан пока остаётся не в приоритете. Согласно данным ООН, дорогая по стоимости, но производительная импортная техника востребована в странах с высокой урожайностью зерновых.
Подтверждает аналитические данные и статистика Союза машиностроителей Казахстана (СМК). Как заявил, выступая на пресс-конференции в Правительстве председатель ОЮЛ СМК, по совместительству депутат Мажилиса Парламента РК Мейрам Пшембаев, дорогую импортную технику (CLAAS и John Deer) могут себе позволить только 15% крестьянских хозяйств страны. Стоимость таких машин – от 120 до 150 млн тенге.
А оставшиеся 85% крестьянских хозяйств страны используют костанайский "Есиль" или российский "Вектор" за 35-50 млн тенге, при этом возвращают от этой стоимости 25% госсубсидий.
"Поэтому отечественные комбайны экономнее, и нужно их поддерживать", – считает Пшембаев.
По информации Минсельхоза, опубликованной в Сети, казахстанские аграрии отдают предпочтение технике, произведённой в Казахстане, стоимость которой до двух раз ниже зарубежных аналогов. По тракторам это 95% всех приобретений, по комбайнам – 70%.
Если сравнивать продажи казахстанской техники в этом году с прошлогодними, то они выросли практически в два раза (217%) по тракторам и на 170% по комбайнам.
"Увеличение сбыта связано с качеством продукции, оптимальным соотношением "качество/цена", наличием сервисного обслуживания. Кроме того, льготные кредиты и лизинг увеличивают покупательную способность", – комментируют в ОЮЛ "КазАгромаш".
Неравные суммы субсидий побуждают покупать импортную технику
Директор ассоциации "Росспецмаш" Алла Елизарова регулярно принимает участие в Форуме машиностроителей Казахстана и очень тесно работает со своими казахстанскими коллегами. Она утверждает: первое, что бросается в глаза в казахстанской сельхозотрасли, – это неравномерные субсидии от государства на закупку техники.
"Прослеживается политика государства: покупайте более дорогую технику, мы вам её ещё больше просубсидируем. Я считаю, что это не совсем правильно, должны быть равные условия", – говорит Алла Елизарова.
Условно, сейчас фермер рассчитывает, что есть субсидия 25% и два комбайна, один по цене 25 млн тенге, второй – 10 млн тенге. За второй он получит меньшую сумму субсидии.
"Поэтому фермеры предпочитают покупать более дорогую, в том числе и импортную технику", – объясняет Алла Елизарова.
В "Агромашхолдинге KZ" подтверждают, что правила субсидирования техники имеют перевес в сторону импортной, поскольку сейчас субсидируется 25% от стоимости любой сельхозтехники вне зависимости от страны производителя.
Учитывая, что стоимость импортной техники в несколько раз больше, приоритет субсидий и их объём в большей степени перетягивает на себя импортная техника.
Из слов экспертов можно сделать вывод, что отечественные производители остаются пока в неравном положении по отношению к зарубежным, поэтому необходимо изменение правил субсидирования, что не нарушало бы правил ЕАЭС и ВТО.
Хорошим вариантом может стать модель субсидирования, при которой фермеры, приобретающие технику отечественного производства, имели бы равные условия в денежном выражении, как и фермеры, приобретающие импортную технику.
Эту позицию поддерживают и российские эксперты. Представитель "Росспецтранса" резюмирует, что право на покупку импортной техники у фермеров и крестьян никто не отбирает – это вопрос выбора. Государственная поддержка при этом, по словам эксперта, должна оставаться на стороне местных производителей.
"В России есть программа "1432", по ней субсидии идут только российским производителям. Но при этом никто не запрещает фермерам покупать иностранную технику за полную стоимость. На покупку такой техники в России государство не выделяет поддержку", – отметила Алла Елизарова.
Парк срочно требует обновления
Выступая на пресс-конференции в Правительстве РК по итогам первого дня Форума машиностроителей, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов пояснил, что внутри кабмина принято решение, что для поддержания равных условий утильсбор в Казахстане не будет затрагивать импортную технику.
Главная задача профильных министерств – в срочном порядке заняться обновлением парка сельхозтехники.
Как показало исследование Центра прикладных исследований Talap, по сравнению с соседними государствами казахстанские показатели обновления парка машин отстают в 4-9 раз.
По сообщениям аналитиков, уровень износа сельхозтехники в Казахстане сейчас доходит до 70% от общего количества.
Согласно официальным данным, на каждый тысячный гектар пашни в стране приходится три комбайна и шесть тракторов сроком эксплуатации моложе 17 лет. Но, как показывает более точный подсчёт исследователей, этот показатель в реальности гораздо ниже.
Российские специалисты из отрасли машиностроения утверждают, что такой дефицит в обновлённой сельхозтехнике можно восполнить в среднем за пять лет. При условии усиления поддержки государства срок обновления парка машин может сократиться.
"Это вопрос господдержки: чем больше будет специальных программ, преференций, тем это будет быстрее. За один год, я думаю, навряд ли. Но лет за пять, может быть", – считает директор ассоциации "Росспецмаш" Алла Елизарова.
Представители ТОО "СемАЗ" поясняют, что спрос на отечественную технику хорошо стимулируют финансовые инструменты через такие компании как АО "КазАгроФинанс", АО "БРК Лизинг", АО "Технолизинг".
Программа приобретения техники под 7% годовых запущена в пилотном режиме по просьбе субъектов АПК в 2018 году. В этом году программа полноценно работает и позволяет в льготном порядке приобретать сельхозтехнику отечественного производства на льготных условиях.
Казахстанские производители сельхозтехники также ожидают, что введение утилизационного сбора на технику, которая производится в РК, дополнительно простимулирует обновление казахстанского парка и как результат вырастет спрос на отечественную технику.
По примеру автомобильной отрасли утилизация старой техники будет осуществляться на добровольной основе, хозяйство или владелец техники будут получать утилизационный сертификат, который может являться первоначальным взносом для приобретения новой техники (около 1,5 млн тенге).
Подобная мера, введённая с 2016 года в России, позволила увеличить уровень производства на 32%, что показывает определённый положительный эффект.
Улучшение качества местного производства – вопрос госсподдержки
"Иногда говорят, что наша отечественная сельхозтехника некачественная. Но сейчас все модели выпускаемых в Казахстане тракторов и комбайнов находятся на одном уровне качества с их аналогами в мире", – утверждает вице-министр МИИР Аманияз Ержанов.
При этом, по его мнению, нельзя требовать ещё большего улучшения качества без поддержки производства.
"Все страны с развитым машиностроением потратили около 50-60 лет на поддержку отрасли для улучшения качества", – резюмирует Аманияз Ержанов.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5603
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2512
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2567
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2324
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2203
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2192
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2256
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2307
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2234
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2221
- 0
- 6