Прямой эфир Новости спорта

Почему казахстанцы не читают газет и как это намерены исправить

Фото с сайта: ztgzt.kz/
Фото с сайта: ztgzt.kz/
Вопросы конкурентоспособности и развития отечественных СМИ обсудили на правительственном часе в Парламенте.

В отличие от англичан, утро большинства которых традиционно вот уже несколько сотен лет подряд начинается со свежего номера The Times, казахстанцы газет практически не читают. Почти половина опрошенных граждан признались в том, что отечественные печатные СМИ даже не открывают, потому что они им не интересны. Преимущественно, речь идёт о государственных СМИ, на содержание которых регулярно выделяются деньги из бюджета страны.

"Государственные печатные средства массовой информации находятся в достаточно благоприятной, комфортной среде, с учётом получения субсидий, имеющегося оборудования, административных ресурсов и так далее. Население вправе ждать от государственных печатных изданий интересных креативных тем, аналитики, обратной связи", – заявила депутат Мажилиса Ирина Смирнова на правительственном часе в Парламенте.

Правительственный час в Мажилисе в этот раз был посвящён вопросам конкурентоспособности и развития отечественных СМИ. Эту тему депутаты подробно обсудили с министром информации и коммуникаций Дауреном Абаевым. Глава профильного ведомства признал, что печатные государственные СМИ действительно нуждаются в переформатировании, и рассказал, как планируется сделать их интересными уже в ближайшее время. По его словам, после преобразования газеты приобретут элитарный статус.

"Мы ставим перед нашими изданиями очень простую задачу – повышение аналитической составляющей, нужно обратить внимание на регионы, вести журналистские расследования. Как только эта система будет налажена, появятся интересные материалы, аудитория сама придёт к газетам. Они и сейчас уже приобретают какой-то оттенок элитарности, но со временем ещё больше примут его. Я надеюсь, читать газету станет хорошим трендом, показателем того, что люди являются вдумчивыми, то есть будет повышаться социальный статус людей, которые будут читать газеты", – надеется министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

Однако низкое качество контента газет, как оказалось, не единственная причина, по которой их не читают. В Казахстане есть населённые пункты, где, наоборот, печатные СМИ ждут с нетерпением, но периодику доставляют туда с изрядным опозданием: в отдалённые уголки страны газету привозят иной раз только через неделю после её выхода, когда опубликованная информация уже теряет свою актуальность.

"Есть населённые пункты, где нет почтовых отделений. Везти 10 газет за 500 километров, как вы понимаете, невыгодно, поэтому мы заключаем договоры о поставке с местными сельскими акиматами. В некоторые населённые пункты мы доставляем корреспонденцию 3 раза в неделю, а есть и другие... я не могу обещать, что раз в неделю осуществляется туда доставка. Ведь в некоторые населённые пункты даже "скорая помощь" не может доехать. В таких случаях мы передаём газеты через других лиц", – признался депутатам председатель правления АО "Казпочта" Багдат Мусин.

Куда не доезжают почтальоны с газетами и журналами, в скором времени придёт интернет. В Министерстве информации и коммуникаций рассказали о планах развития казахстанского сегмента сети. Эта программа состоит из двух основных пунктов:

1. Техническое обеспечение казахстанцев услугами широкополосного доступа к интернету. К сети в первую очередь намерены подключить социально-важные объекты, такие как школы, больницы, отделения почты, а также различные госорганизации и бюджетные учреждения в 1200 сельских населённых пунктах. Сейчас количество интернет-пользователей в стране превышает 72%.

2. Создание условий для появления новых интернет-ресурсов, а также укрепление положения действующих.

Наряду с интернетом уделяется большое внимание развитию государственных телеканалов. Согласно результатам замеров, казахстанское ТВ смотрят 88% целевой аудитории, 53% из них делают это каждый день.

"Наша задача – увеличить данную цифру, так как в современном мире телерадиовещание является катализатором позитивных изменений в обществе. Растёт его роль в формировании национальной идентичности, продвижении межэтнического согласия и социально-политической стабильности", – отметил Даурен Абаев.

По его словам, особая роль в данном вопросе отводится телеканалам "Казахстан", "Балапан" и "КазСпорт". С целью повышения качества продукции отечественных телеканалов и расширения их аудитории была разработана стратегия развития Казахстана до 2021 года. Увеличения рейтингов планируется добиться путём внедрения системы анализа популярности программ, а также ориентации на конкретные ожидания и предпочтения целевых групп. По телеканалу "Казахстан" целевым индикатором станет его вхождение в ТОП-3.

Что же касается агентства "Хабар", то на его базе продолжается работа по созданию отечественных сериалов – в среднем 6 проектов в год. Телеканал "24.kz", недавно переформатированный в "Хабар 24", пополнился программами социальной направленности таких жанров как спецрепортажи, теледневники и аналитические передачи.

Вместе с тем депутаты отметили, что государственные СМИ не всегда справляются с разъяснением государственных программ. В итоге усилия, направленные на улучшение качества жизни граждан, оказываются напрасными.

"Согласно данным группы КИПР, опрос молодёжи показал, что о программе "Дорожная карта занятости 2020" хорошо осведомлены лишь 16% опрошенных, а 37% вообще о ней не слышали. Причём хуже всего осведомлена о ней неработающая сельская молодёжь – целевая аудитория", – посетовала председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Гульнар Иксанова.

С учётом мирового экономического кризиса Министерством информации и коммуникаций разработан ряд мер, направленных на то, чтобы СМИ повысили качество своей продукции.

"В свете углубления кризисных тенденций в мировой экономике экономическое положение некоторых казахстанских средств массовой информации заметно осложнилось, в этой связи для нас важно выработать меры их поддержки. В данный момент объём рекламного рынка в Казахстане составляет порядка 36 миллиардов тенге. В сложившейся ситуации рекламные доходы не покрывают всех расходов СМИ, что ведёт к снижению производства собственного контента", – отметил глава профильного ведомства.

Учитывая это, Министерство информации и коммуникаций намерено:

  • облегчить правовую и экономическую нагрузку на средства массовой информации, исключив такие меры административного наказания, как приостановление деятельности или конфискация тиража, а также устранение необходимости направлять в уполномоченные органы обязательный бумажный экземпляр СМИ;
  • вовлечь в информационное пространство граждан, не являющихся журналистами, но осуществляющих деятельность в этой сфере (речь о блогерах и фрилансерах);
  • устранить различные неточности, двоякое толкование норм, которые в той или иной степени мешали деятельности СМИ и их дальнейшему развитию;
  • разрешить рекламу торговых марок слабой алкогольной продукции в строго отведённое время.

Кроме того, планируется формирование новых механизмов государственного информационного заказа, базирующегося на принципах прозрачности и эффективности с учётом международного опыта.

Поделиться:

Новости партнеров