Rotten Tomatoes – самый популярный агрегатор кинорецензий, наводящий страх на голливудские киностудии

Как только у новой ленты появляется такой рейтинг, этот факт сам по себе становится поводом для обсуждений и новостных заголовков. Если участники успешного фильма приходят на телешоу, то ведущие поздравляют их с высоким рейтингом. Поговаривают, что этот злосчастный рейтинг может определить прокатную судьбу картины. Так что же это за сайт, как он появился, и каково его истинное влияние?

Что такое Rotten Tomatoes?

В первую очередь Rotten Tomatoes (в переводе "гнилые помидоры") – это агрегатор критических обзоров на кинофильмы и телесериалы. Когда в сети начинают появляться рецензии на фильм или сериал, сотрудники сайта их отслеживают и добавляют в базу данных. Во внимание принимаются только издания или критики, прошедшие критерии отбора, удостоверяющие их профессионализм и ценность для сайта. Авторы наиболее крупных и значимых изданий получают статус "топ-критиков".

Все критические отзывы делятся сотрудниками сайта на две категории: позитивные ("свежие") и негативные ("гнилые"). Когда рецензий на фильм становится достаточно, то включается "томатометр", и сайт высчитывает процентное соотношение положительных отзывов. Так и появляется заветный рейтинг Rotten Tomatoes.

Для удобства пользователей на основании рейтинга "томатометра" кино получает один из трёх статусов:

Гнилой – если у фильма меньше 60% позитивных отзывов.

·


Фото с сайта techpolicyinstitute.org

Свежий – если у фильма 60 или более процентов позитивных отзывов.


Фото с сайта techpolicyinstitute.org

Сертифицированно свежий – если фильм получил рейтинг в 75% или более на основании как минимум 80 рецензий (включая 5 отзывов от топ-критиков), и если в дальнейшем рейтинг не упал ниже 70%.


Фото с сайта indiewire.com

Страница каждой ленты содержит всё, что необходимо знать зрителю перед походом в кино. Во-первых, базовую информацию о фильме: постер, трейлер, кадры, описание сюжета, данные об актёрах, съёмочной группе и т.д. Во-вторых, анализ мнений критиков: статус фильма ("гнилой", "свежий" или "сертифицированно свежий"), рейтинг "томатометра" (общий и среди топ-критиков), количество позитивных и негативных текстов, средняя оценка из десяти и краткий консенсус, составленный работниками сайта на основании анализа мнений критиков. На той же странице можно найти базу данных учтённых рецензий с краткими цитатами, значком "гнилой" или "свежий" и ссылкой на полный текст. Помимо этого на странице фильма можно увидеть отзывы зрителей, основанный на них рейтинг и среднюю оценку или самому оценить киноленту и написать рецензию. Жителям США сайт предоставляет информацию о ближайших сеансах рядом с ними.

Как создавался сайт

А началось всё с Сена Дуона, который ещё с детства обожал кино, а особенно боевики. Будучи школьником, он еженедельно изучал таблицы кассовых сборов, чтобы понять, какие фильмы стали популярными, и смотрел телепередачу "Сискел и Иберт", где два критика разбирали новинки проката.

В старшей школе Сен открыл для себя работы Джеки Чана и Джета Ли, и жалел, что эти актёры не известны широкой аудитории США. "Когда я поступил в колледж и жил в общежитии, я частенько включал фильмы Джеки или Джета, и вокруг меня всегда собиралась толпа". И когда ленты Джеки Чана наконец стали появляться в американском прокате, Дуону было очень интересно, как на них отреагировали критики. Когда он искал рецензии на фильмы Джеки в интернете, ему и пришла идея создать сайт, собирающий все отзывы воедино.

Сначала Сен Дуон хотел назвать свой сайт Thumbs Up (или "Большие пальцы вверх"), тем самым отдавая дань уважения Сискелу и Иберту, которые именно так обозначали понравившиеся им фильмы. Но оказалось, что права на это название принадлежали телестудии. Выбор Дуона пал на "Гнилые помидоры", потому что он был уверен, что это доменное имя уж точно никому не принадлежит. Это название пришло ему в голову во время просмотра фильма "Леоло", где образ помидора играет важную роль в фантазиях главного героя.

Первую версию сайта Дуон сделал в 1998 году за две недели в свободное от основной работы в студии по веб-дизайну время. Уже через несколько дней портал Yahoo! назвал Rotten Tomatoes сайтом дня, а через неделю "Гнилые помидоры" упоминались в общенациональной газете USA Today. Вскоре Сен Дуон уволился с работы, чтобы полностью посвятить себя сайту, и привлёк к работе над ним нескольких школьных друзей.

Ребята провели год, разрабатывая более сложную версию сайта, которая работала бы на основании анализа базы данных, и включала бы в себя возможность вставлять рекламу. Многие пользователи поначалу были возмущены тем, что на ресурсе появилась реклама, и стали писать гневные письма. Но создатели Rotten Tomatoes решили не игнорировать эти письма, а давать на них вежливые и доходчивые ответы.

"Неважно, какими бы разъярёнными ни были люди, если давать персональные ответы, то в 99% случаев они мгновенно отвечали с извинениями за злые письма, и выражали удивление и радость, что им ответил живой человек. Я, наверное, тратил от четырёх до шести часов в день на протяжении нескольких месяцев, отвечая на отзывы о сайте. Но мой опыт показал, что отзывчивое и заботливое отношение достигает многого, когда большинство ожидает от тебя безликих писем под копирку", – говорил менеджер по маркетингу Пол Ли.

Сложный этап развития Rotten Tomatoes

За 16 месяцев работы сайт набрал 250 тысяч уникальных пользователей. И в январе 2000 года Rotten Tomatoes стал функционировать как полноценный бизнес, собрав около миллиона долларов в качестве венчурного капитала. Эти деньги пришлись как раз кстати, и понадобились для того, чтобы сайт пережил кризис в связи с лопнувшим пузырём доткомов. И пусть компании пришлось сократить штат с 20 до 8 сотрудников, руководство не унывало.

"Думаю, мы все знали, что будущее за онлайном, особенно по части кинорецензий. Было очевидно, что всё больше и больше людей искали отзывы в сети, нежели читали их в местной газете", – объяснял Пол Ли.

В связи с наступившим кризисом в индустрии у компании появилась необходимость избавляться от стресса. Сотрудники компании решили ежегодно на праздник Дня поминовения ездить в Лас-Вегас, а на Хэллоуин устраивать вечеринку. Эти вечеринки оказались настолько весёлыми, что многие молодые люди в городе мечтали получить приглашение. Нередко команда работников проводила ночи за компьютером, играя в Diablo-2 и World of Warcraft. А любимым развлечением по праздникам была танцевальная видеоигра Dance Dance Revolution.

"Мы играли в неё в офисе и, наверное, очень злили соседей снизу", – вспоминали сотрудники.

Одной из сложностей работы было то, что большинство из команды были "совами". В 9 утра в офисе была лишь финансовый директор Лили Чи. Остальные же появлялись либо в 11, либо в час дня. В конце концов в офисе поместили свинью-копилку, в которую работник должен был сделать взнос при опоздании. Чем позже пришёл, тем больше должен внести. В конце месяца на эти деньги в офисе устраивали трапезу.

"Стоит ли говорить, что у нас было много шикарных обедов и ужинов, но для всех, кроме Лили, возможность приходить в офис к полудню оказалась важнее личных финансов, – говорил Пол Ли, придумавший идею с копилкой.

Однажды Сен Дуон всё-таки решил прийти на работу в 8 утра, и в тот момент офисное здание сотрясло землетрясение.

"Прошли годы, прежде чем я решился ещё раз прийти в офис в такую рань. По крайней мере, это была моя отговорка, чтобы постоянно опаздывать, – вспоминал Сен Дуон.

В 2003 году для компании наступили самые тяжёлые времена. Двое из команды стали работать бесплатно, остальным понизили зарплаты вдвое. Сооснователю сайта Патрику Ли даже пришлось около полугода жить прямо в офисе, чтобы сэкономить на жилье. Тем не менее команда не падала духом.

"Мы всегда говорили, что Rotten Tomatoes – это большая и счастливая семья. Мы в основном нанимали друзей или их знакомых, и даже когда несколько раз привлекали кого-то не из нашего круга общения, всегда тщательно искали именно тех, с кем могли бы подружиться. Самое смешное… Теперь некоторые из нас в буквальном смысле стали семьёй", – говорит Патрик Ли. Ведь сотрудница Сьюзен вышла замуж за брата Патрика, а Сен Дуон женился на кузине своего коллеги Бина Нго.

Успех сайта и нововведения

К середине двухтысячных дела у компании пошли в гору. Патрик Ли описывает случай, когда они с коллегой Марком Мораном отдыхали дома и смотрели по телевизору популярную передачу The daily show with Jon Stewart и с удивлением обнаружили, что ведущий нахваливает их сайт.

"Марк и я были в шоке. Наши челюсти отвисли до пола… Вы даже не можете представить, насколько мы обрадовались. Серьёзно, это был один из самых крутых моментов в жизни, – говорил Патрик Ли.

Но не всем в индустрии нравилось существование Rotten Tomatoes. Когда фильм Рона Ховарда "Последний рейд" получил плохие отзывы, представители студии весь день названивали в офис компании. Чтобы бороться с имиджем сайта, нацеленного на порождение негатива, и привлечь благосклонность рекламодателей и представителей индустрии, в 2003 году было принято решение давать особенно успешным фильмам статус "сертифицированно свежего".

Помимо выставления таким фильмам логотипа с "сертификатом свежести" на сайте, команда Rotten Tomatoes решила отсылать его создателям по этому поводу специальную награду. Создатели сайта надеялись увеличить шансы на то, что студии будут упоминать "сертификат свежести" в рекламных кампаниях фильмов. Вскоре, трофей от "Гнилых помидоров" стал предметом гордости продюсеров, а некоторые даже стали звонить и узнавать, когда они получат свою награду. В ответ на свою статуэтку "свежести" за мультфильм "Суперсемейка" режиссёр Брэд Бёрд прислал в офис сайта записку с благодарственной надписью: "Я предпочитаю все свои фильмы, как и свои продукты, свежими".

Сейчас Rotten Tomatoes является примерно четырёхсотым сайтом по посещаемости в мире и входит в 150 самых посещаемых в США. В месяц этот ресурс посещают 26 миллионов уникальных пользователей. Сейчас на "Гнилых помидорах" можно найти не только рецензии, но и новости индустрии, интервью со звёздами, подборки по жанрам и категориям и различные статьи о кино и телевидении. Недавно сайт запустил собственный подкаст.


Бред Бёрд

Бред Бёрд / Фото с сайта wordpress.com

Претензии со стороны киностудий

В Голливуде Rotten Tomatoes многие считают вершителем прокатных судеб. Продюсеры тыкают пальцем в такие примеры как не окупивший себя блокбастер "Меч короля Артура" с рейтингом в 30% или пятую часть "Пиратов Карибского моря", при аналогичном рейтинге собравшую в США меньше, чем все предыдущие части франшизы. С другой стороны, картины типа "Телохранителя киллера" или "Эмоджи фильма" стали хитами, несмотря на плохие отзывы (рейтинг в 39 и 8 процентов, соответственно). А вот "Бегущего по лезвию 2049" и цифра в 87% на "томатометре" не спасла от коммерческого провала.

В любом случае нельзя отрицать, что "Гнилые помидоры" имеют влияние на широкую аудиторию. Статистика показывает, что больше трети американцев проверяют рейтинг на Rotten Tomatoes, прежде чем купить билет в кино. Крупный сервис для покупки кинобилетов Fandango включает этот рейтинг вместе с описанием фильма. То же самое происходит и при покупке фильмов на портале iTunes. Даже если вбить в Google название фильма, вместе с описанием поисковик сразу выдаёт процент "томатометра". И согласно независимому исследованию, профинансированному студией 20th Century Fox, "сила Rotten Tomatoes и быстро распространяющегося "сарафана" будет только расти".

Представители студий сетуют и на то, что сайт слишком легко относится к подбору авторов. Мол, среди трёх тысяч критиков в базе данных на одной ступени с почтенными рецензентами из New York Times и Hollywood Reporter стоят видео-блогеры и авторы с фанатских сайтов. Тем не менее на Rotten Tomatoes в открытом доступе есть список критериев, по которым отбираются авторы, и эти критерии достаточно строги. К примеру, чтобы получить право публиковаться на "Помидорах", печатные газеты или журналы должны входить в топ-100 по аудитории в США, а интернет-издания должны иметь минимум полмиллиона уникальных пользователей в месяц.

Многие представители индустрии считают, что знаменитый "томатометр" слишком упрощает понятие кинокритики, лишая её глубины и нюансов и сводя к банальному "свежий или гнилой". Но исполнительный директор сайта Джефф Ворис считает иначе: "На самом деле я думаю, что наша система – противоположность простоты. Она исключительно сложна". Ведь сайт предоставляет доступ к сотням различных критических мнений, которые может для себя открыть читатель.

Минусы "томатометра"

Всё же главным, на что обращает внимание посетитель сайта, является сам рейтинг фильма. И далеко не все пользователи потратят время, чтобы открыть и прочесть полностью несколько рецензий. Отчего существует риск, что у рядовых зрителей в голове кинематограф разделится на две простые категории: "свежий" и "гнилой". И фильмы первой категории нужно любить и превозносить, а второй – вообще не достойны просмотра. Тогда как любая настоящая рецензия содержит глубокий художественный анализ и зачастую находит и обсуждает множество позитивных сторон даже в плохом кино, и выявляет недочёты в хорошем. Об этом, к примеру, говорит режиссёр фильмов "Час пик" и "Красный дракон" Бретт Рэтнер: "Худшее, что сейчас есть в культуре кино, это Rotten Tomatoes. Я считаю, что они разрушают наш бизнес […] Когда я рос, кинокритика была настоящим искусством[…], а сейчас её просто не существует. Сейчас всё вертится вокруг рейтинга".

Хуже всего то, что "томатометр" может зачастую неправильно интерпретироваться зрителями. Ведь если у фильма рейтинг в 100%, это совсем не значит, что эта лента лучше всех других. Теоретически это может означать, что абсолютно все критики согласились, что это картина чуть выше среднего. С другой стороны, отталкивающе "гнилой" рейтинг в 50% всего лишь показывает, что фильм понравился каждому второму рецензенту, а следовательно, вполне способен понравится и зрителю. В некоторых случаях 50% на "томатометре" получают экспериментальные и неоднозначные картины, которые безумно понравились одним, но оттолкнули других, но тем не менее представляют художественную ценность.

Подобное произошло с лентой "Мама" режиссёра "Реквиема по мечте" и "Рестлера" Даррена Аронофски. При достаточно благоприятном рейтинге в 69% картина плохо заработала в прокате и разделила критиков, получив немалое количество разгромных отзывов. Из-за этого вокруг фильма появился имидж разочарования и провала. Искренне полюбивший работу Аронофски режиссёр Мартин Скорсезе ("Славные парни", "Отступники") даже написал по этому поводу статью в The Hollywood Reporter, в которой от классика досталось в том числе и "Гнилым помидорам".

"Агрегаторы типа Rotten Tomatoes не имеют абсолютно ничего общего с настоящей кинокритикой. Они оценивают картину, как оценивают лошадей перед забегом или ресторан […] Они имеют прямое отношение к кинобизнесу, но никакого отношения ни к созданию, ни к интеллектуальной оценке фильма. Авторов приравнивают к поставщикам контента, а зрителя – к ленивому потребителю. Такие компании и агрегаторы создали враждебный тон по отношению к серьёзным авторам, даже само по себе название "Гнилые помидоры" оскорбительно. […] кажется, сейчас всё больше и больше голосов, занимающихся чистым осуждением. Всё больше людей, которые, по-видимому, получают удовольствие, наблюдая за тем, как фильмы и их создателей отвергают, игнорируют и в некоторых случаях разрывают на части".

Ответ Голливуда

Сегодня студии не стоят на месте и пытаются найти способы бороться с влиянием "Гнилых помидоров". Во-первых, маркетологи поняли, что ранние положительные отзывы могут вызвать "эффект подражания", особенно среди критиков из менее влиятельных изданий. То есть многие авторы помельче стремятся в своём мнении не отличаться от своих более влиятельных коллег. Чтобы использовать этот тренд, студии стали приглашать критиков на ранние пресс-показы выборочно, стараясь собрать именно тех, кому, скорее всего, фильм понравится. Этот выбор делается на основе анализа того, что рецензент хвалил в прошлом и насколько часто давал позитивные отзывы.

Ещё один способ бороться с Rotten Tomatoes – максимально сокращать время между появлением рецензий и выходом фильма в прокат. Студии, приглашающие журналистов на ранние просмотры, имеют право диктовать, когда прессе разрешается начать публиковать отзывы. Как поступили создатели анимационного "Эмоджи фильма". Они сбросили эмбарго на рецензии всего за несколько часов до начала показа ленты в кинотеатрах, и этот подход сработал. "Какой ещё выходивший в широкий прокат фильм с рейтингом ниже 8% зарабатывал больше 20 миллионов за первые выходные? Не думаю, что такое бывало", – говорит Джош Гринстайн, президент Sony Pictures по мировому маркетингу и дистрибуции. А во внутреннем отчёте студии Fox вообще прямым текстом говорится: "Подумайте о том, чтобы не давать критикам вас размазать. Пусть задерживать критиков всегда не очень приятно, в настоящий момент это может помочь хотя бы сохранить пятничные сборы".

Важный и нужный ресурс

С другой стороны, у фильмов с высоким рейтингом к Rotten Tomatoes претензий нет. К примеру, в случае с малобюджетной картиной "На обочине" Александра Пэйна ("Потомки", "Короче"). Лента вышла в ограниченный прокат, и, наверное, там и угасла бы, если бы не её удивительный рейтинг "томатометра" в 100%. С каждой неделей картина всё увеличивала количество экранов, но с появлением новых рецензий рейтинг не уменьшался, что вызвало вокруг фильма "На обочине" шумиху в прессе. Как следствие, трагикомедия с бюджетом в 16 миллионов заработала почти 110. Режиссёр Пэйн даже лично позвонил в офис Rotten Tomatoes, чтобы поблагодарить создателей сайта.

Этот пример показывает, что "Гнилые помидоры" могут помочь зрителям находить для себя что-то действительно стоящее. Это особенно важно сейчас, когда рынок кино и телевидения наполнен огромным количеством продукции, в которой бывает нелегко разобраться без помощи онлайн-помощника. По словам одного из основателей Rotten Tomatoes Стивена Вана: "Это сайт был создан группкой любителей кино. У людей иногда создаётся ложное ощущение, что Rotten Tomatoes – это негативный сайт. Но я думаю, RT помог десяткам миллионов кинозрителей открыть для себя новые отличные фильмы, а также избегать шлака".

А что касается негативного влияния на сборы, то, наверное, лучше всего по этому поводу выразился пожелавший остаться неназванным маркетинговый директор одного независимого кинодистрибьютора в интервью для Vanity Fair: "Для меня просто смехотворна мысль, что проблема в Rotten Tomatoes. Fuck you, просто сделайте хороший фильм!".

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter