Прямой эфир Новости спорта

Почему в Казахстане не развивается туризм. Участники рынка дали неожиданные ответы

Чарынский каньон / Фото Informburo.kz
Чарынский каньон / Фото Informburo.kz
Казахстан со всеми его красотами заслуживает больше внимания и денег от иностранных туристов. Что мы делаем не так?

Сколько денег тратит на развитие туризма государство

В Казахстане выделены несколько ключевых зон, куда есть шанс привлечь огромное количество гостей:

  • Алаколь (Алматинская область и Абайская область);
  • Баянаул;
  • Балхаш;
  • Имантау-Шалкарская курортная зона;
  • Щучинско-Боровская курортная зона;
  • Мангистау;
  • Туркестан;
  • Алматинский горный кластер;
  • Астана;
  • Байконур.
Озеро Алаколь / Фото Informburo.kz

По данным национальной компании Kazakh Tourism, с 2019 года в этих зонах на реализацию 118 инфраструктурных проектов выделено 170 млрд тенге (по принципу "Последняя миля", то есть непосредственно в местах отдыха): 643,6 км автодорог; 321,4 км водоотведения / канализации; 291,3 км водоснабжения; 108,6 км электроснабжения и другие проекты.

"Такое внимание государства к туризму отметилось ростом позиций Казахстана в главном рейтинге туристической сферы – Индексе развития путешествий и туризма Всемирного экономического форума. Наша страна поднялась на 15 пунктов выше по показателю "Приоритезация сферы туризма", – отметили в пресс-службе Kazakh Tourism.

В компании считают, что инвестиции уже дали результат – количество туристов растёт: по итогам прошлого года зафиксировано 6,9 млн внутренних туристов, что даже выше допандемийного периода. В текущем году этот показатель должен превысить 8 млн.

В Kazakh Tourism уверены, что туризм развивается и об этом свидетельствуют следующие достижения:

  • Если в 2017 году в стране насчитывалось около трёх тысяч мест размещений со 152 тысячами койко-мест, то уже по итогам I полугодия текущего года насчитывается более 3,8 тысячи мест размещений, а единовременная вместимость составляет уже около 200 тысяч койко-мест.
  • Сфера туризма в стране переживает масштабную цифровизацию благодаря внедрению информационной системы учёта туристов eQonaq. Система в значительной степени упростила приём иностранных туристов и способна считывать данные 190 паспортов со всего мира. Зарубежным туристам больше нет необходимости тратить своё время в миграционных службах.
  • Казахстан всё больше открывает свои границы для туристов. По безвизовому режиму к нам могут приезжать уже 78 стран, в планах – увеличить это количество до 100 стран.

Туристический потенциал используется на 20% – эксперт

Коммерческий директор Oi-Qaragai Мария Азизова считает, что развитие туризма в Казахстане только начинает сдвигаться в сторону положительных изменений.

"Возможности, которые преподнесли нам события двух последних лет, открыли горизонты для развития внутреннего туризма и формирования туристического бренда страны. Однако сейчас туристический потенциал страны используется не более чем на 20%. Большинство казахстанцев знают о 10-15 достопримечательностях в то время как мест, достойных стать национальным туристическим достоянием, в несколько раз больше", – уверена Мария Азизова.

"Радует, что потенциал горнолыжного кластера Алматинской области уже начал привлекать внимание и инвестиции со стороны государства, – добавила она. – Это верный признак правильного направления. Если участники кластера смогут добиться всего, что на данный момент в разработке, то в ближайшие годы суммарно мы получим 200 км горнолыжных трасс, что станет мощным инструментом конкуренции казахстанских горнолыжных курортов с российскими и даже европейскими. Самым заметным событием в этой плоскости стало введение единого ski-пасса курортами Oi-Qaragai и Шымбулак".

По её мнению, в Казахстане государство слабо заинтересовано в развитии туристической отрасли, это характерно для стран, чья экономика поражена голландской болезнью (когда зависимость от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития других отраслей и создания новых технологий). О слабой заинтересованности властей, по мнению эксперта, свидетельствуют такие факты:

  • отсутствие значимых усилий по развитию бренда Казахстана как туристического направления и неконкурентоспособный визовый режим для иностранных туристов;
  • отсутствие усилий по развитию внутреннего туризма;
  • отсутствие механизма "одного окна" со стороны государства по работе с инвесторами;
  • неисполнение требований земельного законодательства со стороны государственных органов по изъятию земельных участков, использующихся не по целевому назначению;
  • отсутствие единой программы развития Алматинского горного кластера.

В Kazakh Tourism признали, что в большинстве случаев развитию туризма, и не только в Казахстане, препятствует ограниченность ресурсов, потому как туризм не является базовой потребностью. Тем не менее, отметили в компании, казахстанцы уже начинают осознавать, что туризм может приносить деньги. Да и настроения туристов потихоньку меняются: появилось осознание, что туризм – это не только отдых на пляже. Яркое свидетельство этому – рост внутренних туристов в национальных парках Алматинского региона, в культурных центрах южных областей, развитие фото и фильм туризма в Мангистау.

Миллионы тенге в никуда

Работник туристической сферы Гани Кайсенов считает, что на развитие туризма выделяется слишком много денег. На непонятные исследования в нескольких томах или на ревизии на объектах уходит десятки миллионов тенге.

"Кыргызстан, например, намного меньше потратил на это денег и прекрасно развивается, а другие страны вообще практически не тратятся. Большие бюджетные затраты приводят к тому, что бизнес становится неконкурентоспособным. Это как с ребёнком, которого ещё в детстве не приучили к самостоятельности. Во взрослой жизни он будет испытывать точно такую же проблему. Кыргызстан – страна, наиболее близкая к нам по природе, менталитету, кухне. Кыргызские туристические ассоциации представлены молодыми творческими людьми, как, к примеру, Сергей Глуховеров, который самостоятельно работает в этой сфере, понимает всю боль и все проблемы. Работа таких людей нацелена именно на фактическую результативность, а не на взаимодействие с государственными органами. К сожалению, в рядах наших крупнейших отечественных ассоциаций я пока не встречал таких же сильных специалистов-практиков, работающих именно "в поле". При этом у Казахстана в этом плане возможностей гораздо больше, ведь у нас возможен круглогодичный туризм, а в Кыргызстане с этим сложнее", – объяснил Гани Кайсенов.

"У нас не проводится большая работа за рубежом, – добавил он. – Кыргызстан, Узбекистан, Армения, Грузия представляют свою страну на международных выставках гораздо плодотворнее нас, и это видно по результатам. Нужно научиться перенимать подобный опыт".

По мнению Кайсенова, сегодняшнее движение туризма сформировалось вопреки деятельности квазигосударственного и государственного сектора.

"Они имеют большие ресурсы, совершают много движений, тратят деньги, но результат их деятельности очень маленький. В начале года отменили визовый режим с некоторыми странами, но так весь мир уже сделал, это не чья-то отдельная заслуга. Туризм в Казахстане развивается за счёт частников, которые работают с людьми. Я в своих путешествиях рассказываю про нашу страну, показываю фотографии и картинки – люди заинтересовываются и хотят ехать", – сказал Гани Кайсенов.

Он добавил, что большой проблемой является овертуризм, который губит природу.

"Большинство людей, приезжая на отдых, оставляют весь мусор, не вывозят его. Фотограф Анзор Гасаев, например, постоянно убирает мусор на плато Ассы, которое сейчас превратилось в плато летающих пакетов. Также есть волонтёры, которые занимаются этим на регулярной основе. Однако люди продолжают это делать, а волонтёров не миллион, и они не могут постоянно за всеми убирать. Соответственно, подобная картина формирует у иностранцев не самые лучшие впечатления. Многочисленные кафе также портят впечатления гостей об объектах. Существует проблема и с туалетами. На многих объектах они закрыты. В соседних странах они установлены почти на каждом шагу и хорошо оснащены внутри. У нас работают туалеты, которые строит частный сектор, а вот те, что были построены вне рамок самостоятельной деятельности бизнеса, – к сожалению, нет", – объяснил Гани.

"Кроме того, у нас скучно, – сказал Гани Касенов. – Это тоже проблема. Я не первый год в туризме. Мы проводим городские туры как для иностранцев, так и для местных жителей. В Алматы, например, кроме как посетить "Медеу", "Шымбулак", прогуляться в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев, делать особо нечего. В Грузии или Армении вечером можно выйти на площадь и найти там огромное количество людей за интересным времяпрепровождением. Если у нас на "Арбате" люди начнут развлекаться, правоохранительные органы не то чтобы будут разгонять, но будут намекать, чтобы все разошлись. Главная ценность каждой страны – это люди. Если не будет людей, желающих выразиться, то и определённой точки притяжения для иностранцев не будет. Как и во всём мире, туризм в Казахстане должен перейти в самостоятельную и конкурентоспособную среду, только в этом случае у нас пойдёт активное развитие", – резюмировал Гани Кайсенов.

Что нужно делать для развития туризма

В Kazakh Tourism отметили, что для развития туризма в Казахстане необходимы:

  • повышение международной доступности для въездного туризма;
  • активный маркетинг и продвижение туристического потенциала;
  • дальнейшее развитие инфраструктуры;
  • создание благоприятных и безопасных условий для пребывания туристов;
  • повышение качества услуг.

В компании добавили, что для улучшения инвестиционного климата туристической отрасли порог для признания инвестпроекта в сфере туризма приоритетным был снижен с 2 млн до 200 тысяч МРП, что даёт возможность получения инвестиционных преференций.

"Мы уже приступили к проработке новых мер поддержки и стимулирования населения. В рамках льготного кредитования предлагается увеличить срок субсидирования процентной ставки с 5 до 10 лет для проектов туризма. А для внутренних туристов прорабатываем внедрение механизма возмещения за турпутёвки по системе кэшбека. Механизм предусматривает выплату компенсации расходов туристов на организованные внутренние путешествия во время "низкого сезона" в размере до 20% от стоимости тура. Данная мера позволит повысить культуру организованного отдыха и доступность путешествий внутри страны, а также управлять турпотоком", – объяснили в пресс-службе.

По информации нацкомпании, с применением дифференцированного подхода размер компенсации на турпакеты по новым объектам и направлениям, таким как области Абай, Жетысу и Улытау, будет максимальный – 20% от стоимости тура. А на популярные и развитые направления, такие как Алматы, Бурабай, сумма компенсаций может составлять символические 5-10% от стоимости тура.

Директор туристического агентства Ardak Travel Земфира Татарова отметила, что важно привлекать инвесторов из зарубежных стран. 

"Они будут отправлять к нам своих туристов только если будут вкладываться в нашу страну", – считает Земфира Татарова.

А Мария Азизова предложила следующие меры для развития туризма в Казахстане:

  • чёткий план развития туристического бренда страны в целом и Алматинского горного кластера в частности;
  • внесение в реестры рекомендованных для посещения внутренними и зарубежными туристами мест по всей территории Казахстана;
  • компенсация издержек на продвижение казахстанских курортов за рубежом;
  • больше событий и диалогов между участниками туристического рынка с властью.

Читайте также:


Новости партнеров