Почему "отвёрточная" сборка авто в Казахстане выгодна стране. История автопрома

Завод "СарыаркаАвтоПром" /Фото с сайта Primeminister.kz
Завод "СарыаркаАвтоПром" /Фото с сайта Primeminister.kz

День машиностроителя отмечается в Казахстане 26 сентября.

Экономика Казахстана в значительной степени зависит от добычи нефти и природного газа. На зарождающееся автомобилестроение приходится пока незначительная часть национальной экономики. Между тем, несмотря на вспышку коронавируса и связанные с ней проблемы, автомобильная промышленность Казахстана продемонстрировала значительный рост производства и продаж в 2020 году.

После развала СССР в Казахстане наблюдалась дестабилизация производственных связей. С тех пор власти республики не оставляют попыток возродить производство и диверсифицировать экономику. За 30 лет независимости в Казахстане в секторе машиностроения было запущенно более тысячи предприятий.

За годы индустриализации в машиностроении (2010 – 2020 годы) введено 152 проекта на общую сумму 473,7 млрд тенге

В 2020 году в Казахстане было произведено более 77 тысяч автомобилей, на автомобилестроение пришлось 33,4% машиностроительной отрасли страны. В 2019 году в Казахстане было произведено чуть более 50 тысяч автомобилей, что составляет 26,3% машиностроительной отрасли. 

Один из важных показателей в автопроме – уровень локализации. В народе давно устоялось мнение, что в РК имеется только "отвёрточная" сборка, когда уже готовые составляющие попросту соединяют друг с другом. Отчасти это правда, однако некоторые предприятия уже достигли 50-процентного уровня локализации, да и крупноузловая сборка приносит значительную пользу экономике.

"Отвёрточная" сборка

Импорт полностью собранной машины довольно прост. Автопроизводитель собирает автомобиль, к примеру, в Южной Корее, машина отправляется за границу в готовом состоянии, применяются налоги и сборы, и продукт продается конечному покупателю на рынке импорта. Из-за налогов стоимость такой машины будет выше, чем при сборке на месте.

При сборке же на территории любой страны-производителя раньше схема была такая. Полностью функционирующее транспортное средство собирают на заводе-изготовителе в родной стране, а затем отправляют в мастерскую, где его разбирают. Уровень разборки зависит от нормативных требований в стране импорта: более высокий уровень разборки требует больше работы для повторной сборки.

Многие страны взимают налог более 100% за любой импортируемый товар – например, автомобили. Таким образом, стоимость автомобиля в таких странах увеличивается вдвое. Однако для полностью разобранных единиц ставка налога намного ниже. Это связано с тем, что производители используют сборочные линии в таких странах, создавая рабочие места для местных жителей.

Сборка автомобилей осуществляется на местном сборочном заводе в основном путём сборки, не связанной с покраской или сваркой. Этот процесс наиболее распространён на совершенно новых рынках, где нет местной базы поставщиков, а объём импортируемых автомобилей относительно невелик.

Таким образом, крупноузловая сборка пользуется популярностью во многих странах.

По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), средний уровень локализации казахстанского автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям – более 50%.

История казахстанского автопрома

Сегодня автомобильная промышленность Казахстана входит в список 12 приоритетных направлений промышленного развития несырьевого сектора.

История отечественного автопрома берёт свое начало в 2003 году, когда был выпущен первый автомобиль "Нива". В первое время в Казахстане собирали лишь несколько тысяч авто в год, и все они были ВАЗами.

Ключевой этап развития с конкретными обязательствами предприятий стартовал с подписания первых соглашений о промышленной сборке автотранспортных средств в 2010 году. Но, как показала практика, принятые соглашения о развитии отрасли оказались малоэффективными, доля отечественных автомобилей составила всего 26% в 2016 году. Требовались новые методы стимулирования. Тогда правительство ввело льготы по НДС, плату за переработку, льготные кредиты и программу лизинга, а также меры по поддержке экспорта.

Что касается производства торгового оборудования, то в страну стали привлекать глобальных игроков. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем открыли свое производство такие бренды как Daewoo, Hyundai, KIA, Iveco, Ankai и многие другие.

В результате за короткий промежуток времени была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест, регулярно пополняющая бюджет за счёт налоговых отчислений. На производственных площадках предприятий автопрома работают 4,1 тысячи человек, а также более 12 тысяч трудятся в смежных отраслях.

Учитывая небольшие объёмы внутреннего рынка Казахстана, автопроизводители пришли к выводу, что нужно активно осваивать экспорт. По итогам 2020 года в стране произведено 77,4 тысячи автомобилей, каждый 10-й направлен на экспорт. Экспорт составил 8122 автомобиля, что втрое больше, чем в 2019 году. Выручка достигла почти 56 млрд тенге (132,3 млн долларов).

Объём налоговых поступлений от автопроизводителей за пять лет вырос в восемь раз – с 1,5 млрд тенге в 2015 году до 12,2 млрд тенге в 2020 году, а за шесть месяцев 2021 года в бюджет поступило уже 7,3 млрд тенге.


Читайте также:


За 8 месяцев 2021 года произведено 54,7 тысячи автомобилей, из которых на экспорт отправлено 6402 единицы. Авто казахстанской сборки поступают на рынки Россия, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Армении, Молдовы, а также Великобритании, Германии, Испании, Канады, ОАЭ, Ирана и Бенина.

В марте 2021 года был запущен завод KIA в Костанае. Предприятие будет производить 20 000 автомобилей в год.

Можно отметить следующие ключевые проекты по автомобилестроению:

– ТОО "СарыаркаАвтоПром", организация серийного выпуска автомобилей (JAC, Chevrolet, KIA) в Костанайской области (стоимость проекта – 146,7 млн долларов, 60 рабочих мест, 25 тысяч штук в год).

– ТОО "Hyundai Trans Kazakhstan", производство автотранспортных средств (Hyundai Accent, Elantra, Sonata, Creta, Tucson, Santa Fe) в Алматы (стоимость проекта –  28 млрд тенге, 700 рабочих мест, 45 тысяч штук в год).

Уровень локализации производства на заводе в Костанае по модели Jac S3 доведена до 50% благодаря сборке полного цикла при выполнении технологических операций по сварке, покраске, внутренняя отделке и мелкоузловой сборке.

По заявлению властей и участников рынка, в будущем в автомобилестроении планируется продолжить работу по увеличению доли местного содержания; развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов; продолжать осваивать производство электромобилей.

Новости партнёров