В конце декабря 2015 года в редакцию informburo.kz обратились исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева и председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники Сергей Архипкин. Они сообщили, что с января 2016 года в стране создаётся монополист, взимающий плату за транспортировку и переработку отходов. И отныне весь казахстанский бизнес будет облагаться платежами, размер которых никак не обоснован и не рассчитан. Также с их слов стало известно, что в связи с "Программой модернизации системы управления твёрдо-бытовыми отходами" в первый год планируется собрать 100 миллиардов тенге.
"Мы ничего не слышали о том, что с этого года в нашей стране появится организация-монополист, которая бы взимала плату за транспортировку и переработку коммунальных отходов, – сообщил informburo.kz руководитель отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Алматы Алишер Сатыбалдиев. – Про цифру в 100 миллиардов тенге тоже впервые слышим. Что касается положения дел в Алматы, то сегодня по данным Управления статистики в городе зарегистрировано 50 частных мусоровывозящих организаций. Однако реально из них только 33 занимаются сбором и транспортировкой отходов. Работают они на конкурсной основе, заключая договоры с акиматом сроком на 5 лет. Регулирует их деятельность непосредственно наше управление природных ресурсов".
Интересно, что на долю 33 мелких компаний приходится только 30% территории мегаполиса. 70% убирает АО "Тартып", выигравшее в 2013 году главный лот акиматовского конкурса. Сейчас он является доминантом на рынке мусороудаления, 33,4% его акций принадлежит городскому акимату. Срок действия контракта с "Тартып" истекает в 2017 году, поэтому любое предприятие может в следующем году принять участие в тендере. Чтобы ознакомиться с его условиями и правилами проведения, достаточно заглянуть на сайт госзакупок.
По подсчётам независимых экологов, ежегодно каждый алматинец выбрасывает около 330 кг твёрдых бытовых отходов. На весь мегаполис в год приходится более 700 тысяч тонн.
По словам коммунальщиков, вся территория мегаполиса сегодня разбита на 89 микроучастков. Их и обслуживают согласно утверждённому графику и "Правилам благоустройства территории города Алматы" мусоровывозящие организации. Тарифы у них разнятся в зависимости от статуса объекта. К примеру, стоимость услуг по сбору и вывозу коммунальных отходов от населения составляет 341 тенге в месяц с одного человека. А вот с юридических лиц берут по 1401 тенге за один кубический метр. Тарифы устанавливают сами организации, Антимонопольный комитет следит за тем, чтобы между ними не было ценового сговора. Но сегодня частники не собираются увеличивать стоимость своих услуг.
Весь бытовой мусор коммунальщики вывозят на Карасайский полигон, расположенный в 35 км от Алматы. Суперсвалка занимает 220 га земли.
Контроль за деятельностью мусоровывозящих организаций и состоянием контейнерных площадок производится ежедневно. Сотрудники экологической инспекции, природоохранной полиции и районных акиматов инспектируют микроучастки, проверяя, вывезены отходы или нет. Нарушителей наказывают материально. С начала текущего года за несвоевременный вывоз мусора они наложили на 26 мусоровывозящих компаний административный штраф в сумме 1,75 млн тенге. Все средства поступили в городской бюджет.
Сегодня в автопарках мусоровывозящих организаций насчитывается 320 единиц специализированной техники. Из них 218 единиц находится в ведении АО "Тартып".
Проблемные вопросы
Если со своевременным вывозом мусора особых проблем нет, то вот с наличием мусорных контейнеров в Алматы – есть. Особенно в частном секторе, в нижней части города, жильцы которого по старинке оставляют мусор в полиэтиленовых пакетах возле проезжей части дороги. Утром машина-мусоровоз подбирает эти пакеты, и так год за годом.
"В 2007-2008 годах мы приобрели свыше 8000 мусорных евроконтейнеров объёмом 1,1 и 0,75 кубометра, – рассказывает Алишер Сатыбалдиев. – Крупные ёмкости установили на уличных контейнерных площадках, а маленькие – в мусороприёмных камерах жилых многоквартирных домов. К сожалению, у нас не хватило средств, чтобы установить контейнеры по всему городу, поэтому жильцы частного сектора и жалуются по сей день на то, что им негде складировать бытовые отходы. Мы по мере возможностей решаем эту проблему. По нашим подсчётам, ежегодная потребность в обновлении контейнерного парка составляет не менее 1000 единиц. Это с учётом присоединённых к городу районов, которые активно застраиваются и заселяются. В последний раз мы закупали новые контейнеры в 2014 году – всего 2000 единиц".
Помнится, как в 2010 году акимат внедрял новую модель сбора мусора, принятую на Западе. Речь идёт о раздельном сборе отходов, когда в разноцветных контейнерах отдельно складируются пищевые и не пищевые отбросы. Активным пропагандистом этой идеи тогда был главный эколог страны – Мэлс Елеусизов, который на собственном примере показывал соседям, как нужно разделять мусор. Однако наши граждане так и не научились европейской методике – всё по-прежнему кидают в одну ёмкость. Но сотрудники акимата, как выяснилось, не теряют надежды внедрить прогрессивную модель. По словам Алишера Сатыбалдиева, в период с 2011 по 2012 годы городские коммунальные службы построили 200 контейнерных площадок заглублённого типа, установив в них 1000 контейнеров.
В 2014 году городской акимат утвердил нормы накопления коммунальных отходов, которые составили 2,9 м3 на одного человека в год.
Полностью решить экологическую проблему Алматы городским властям мешают следующие факторы. Во-первых, это отсутствие специальных законодательных требований для мусоровывозящих организаций. Сегодня частные компании работают только на основании договоров с акиматом и не несут никакой правовой ответственности за нарушения экологического законодательства. Если акимат не устраивает их работа, то он просто расторгает с ними договор. Во-вторых, отсутствует координация и контроль за деятельностью мусоровывозящих организаций, обслуживающих юридические лица. Компании самостоятельно предоставляют свои услуги различным предприятиям на основании индивидуальных договоров, поэтому полностью проследить ход их работы и выяснить направление денежных потоков весьма проблематично. В-третьих, мешает низкий уровень переработки отходов. В Алматы не хватает производственных мощностей для экологически безопасной утилизации отходов. В-четвёртых, из-за высокого уровня задолженности населения перед мусоровывозящими организациями у последних зачастую не хватает средств для модернизации своей материально-технической базы. В-пятых, компании жалуются, что из-за отмены домовых книг у них возникли проблемы с контролем и учётом потребителей их услуг. И, наконец, шестая, самая главная проблема заключается в том, что у городских коммунальных служб нет мусорных полигонов, отвечающих экологическим требованиям.
Только решив все эти проблемы, Город Яблок сможет раз и навсегда решить главную коммунальную проблему. И мусорный бизнес станет таким же рентабельным, как за рубежом. И в бюджет будут поступать сотни миллионов тенге в качестве налога с мусоровывозящих компаний.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5547
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2492
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2519
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2307
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2187
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2177
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2241
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2288
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2215
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2201
- 0
- 6