"Чёрная пантера" – восемнадцатый фильм в киновселенной Marvel – вызвал благосклонность западной общественности самим фактом своего существования. Задолго до выхода картины на экраны её хвалили как прорыв для темнокожего сообщества в индустрии, в которой доминируют белые мужчины.

Критиков, ругающих Голливуд за излишнюю "белизну", понять несложно. В фильмах про супергероев актерам африканского происхождения обычно отводится роль "сайдкиков", то есть помощников главного героя. Так, Морган Фримен был Люциусом Фоксом – инженером для Бэтмена, а Энтони Маки стал Соколом, правой рукой Капитана Америки. Иногда чёрные герои в комикс-фильмах всё-таки самодостаточны, но остаются на втором плане повествования, как инициатор создания отряда Мстителей Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) или Шторм (Хэлли Берри) – член команды Людей Икс.

В тех редких случаях, когда темнокожему артисту всё же удавалось заполучить главную роль в супергеройском фильме, фильм этот, как правило, оказывался провальным. Тут можно вспомнить и причудливого, но безвкусного "Спауна", и просто-напросто бездарное кино про Женщину-кошку с той же Хэлли Берри.

Однако многие забывают, что в этой истории есть и светлое пятно, пусть и с тёмным лицом. Двадцать лет назад на экранах появился герой, который не только покорил зрителей, но и задал вектор развития для всех современных кинокомиксов. И имя ему – Блэйд.

Для того чтобы оценить значимость влияния фильма про Блэйда, важно понимать историю супергеройского кино. К концу 90-х этот жанр находился в плачевном состоянии. Последний на тот момент фильм про Супермена вышел в 1987 году и провалился. Серия фильмов про Бэтмена бодро началась в 1989-м стараниями Тима Бёртона, но прервалась благодаря фиаско Джоэла Шумахера и его кэмпового "Бэтмена и Робина" в 1997-м. В целом фильмы по комиксам хотя и отошли от откровенного гротеска сериалов 60-х и 70-х, но всё равно оставались далёкими от реальности, полными условностей и карикатурности. Первая полнометражная экранизация Marvel вышла в 1986-м и была про большую инопланетную говорящую утку. Да и хорошего экшена, нужно признать, в комикс-фильмах тоже было маловато.

И вот в 1998 году в прокат выходит "Блэйд" – кино об охотнике на вампиров, который обладает их силой, но не подвержен их слабостям. Главного героя сыграл Уэсли Снайпс, который не только включил харизму на полную мощь, но еще и во всей красе проявил свои навыки боевых искусств. На протяжении 120 минут он эффектно кромсает мечом вампиров направо и налево, не снимая при этом солнцезащитных очков.

Основанный на не очень известном персонаже, да ещё и снятый молодым режиссером, "Блэйд" неожиданно для всех оказался тёмной, извините за иронию, лошадкой и занял первое место в прокате, обогнав даже "Спасти рядового Райана", который вышел всего на неделю раньше. В итоге фильм заработал более 130 миллионов долларов при бюджете в 45.

Но успешных фильмов в истории было много, почему же нам стоит заострить внимание именно на "Блэйде"? Потому что с него началась новая волна фильмов по комиксам, которая вскоре захлестнула Голливуд и сделала "супергеройское" кино одним из самых значимых поп-культурных феноменов нашего времени.

Давайте детально рассмотрим, что именно позволило "Блэйду" не только стать хитом, но и остаться в истории. Во-первых, это реалистичность. Да, в мире Блэйда существуют вампиры, но главное, что они разговаривают и ведут себя как живые люди. Если в предыдущих комикс-фильмах всегда чувствовалось, что все участники происходящего на экране отчётливо понимают, что они находятся в комикс-фильме, создатели "Блэйда" отнеслись к своему детищу серьёзно, и в нём все существует согласно своим внутренним правилам и логике. Именно такой подход к повествованию сейчас применяется в большинстве кинокомиксов и позволяет рассказывать действительно захватывающие истории, потому что заставляет зрителей вовлекаться в происходящее.

Во-вторых, "Блэйд" отличался проработанностью мира. По ходу фильма мы узнаем, что у вампиров есть своя история, культура и система власти. Есть библиотеки и дискотеки, язык и каналы связи, есть влияние в большом бизнесе. Всё это позволяет зрителю полностью погрузиться в повествование. В наше время именно такой подход позволил кинематографистам строить целые вселенные, которые населены многими героями, а истории происходят в разных временах и на разных планетах.

В-третьих, продюсеры "Блэйда" подарили создателям творческую свободу, и она принесла нужные плоды. На роль постановщика фильма взяли молодого Стивена Норрингтона, у которого за спиной был только один малобюджетный ужастик, но много энтузиазма и свежий взгляд. Фильм был сделан с расчётом на взрослую аудиторию, и поэтому на экране появилось немало крови и крепких выражений. Сейчас создатели кинокомиксов тоже научились делать ставку на нераскрытые таланты. Постановщик "Человека-муравья" Пейтон Рид, например, до этого снимал лишь комедии типа "Развода по-американски", а режиссёры фильма "Первый мститель: Другая война" вообще были больше известны по работе над комедийным сериалом "Сообщество". А вот кровь и матерщину в "супергеройское" кино до сих пор пускают редко – ведь значительную долю кассовых сборов приносят дети и подростки. Однако недавний успех "Дэдпула" и "Логана" снова показал, что кинокомиксы для взрослых снимать можно и нужно.

Немаловажным в очаровании "Блэйда" было и то, что фильм не принимался рассказывать историю детства и становления главного героя, а знакомил нас с ним уже во всей своей героической красе. Это позволило сюжету сразу стартовать с места в карьер, а фильму быть намного динамичнее. Этот урок в Голливуде усвоили только сейчас, и теперь нам не приходится наблюдать за тем, как Чёрная Пантера шьёт дома свой первый костюм или в третий раз переживать убийство дядюшки Человека-паука.

Режиссёр фильма "Блэйд" серьезно отнесся к постановке экшн-сцен, стараясь применять поменьше компьютерной графики. В изначальной версии фильма главный герой в конце дрался с огромным монстром из крови. Однако сцену пересняли, и теперь кульминацией фильма является напряжённая схватка на мечах со злодеем в человеческом обличье. Даже спустя 20 лет большинство фильмов по комиксам заканчиваются скучной битвой на зелёном экране против нарисованных на компьютере антагонистов. Но есть и позитивная динамика: финал картины "Первый мститель: Противостояние" состоял из рукопашной драки с участием всего троих человек и стал одним из самых впечатляющих из всей серии Marvel.

Всему многообразию качественного "супергеройского" контента, которым пестрят сегодня экраны кинотеатров, в какой-то степени мы обязаны именно чёрному борцу с вампирами, про которого многие уже позабыли.

Как и подобает кинокомиксу, "Блэйд" стал началом серии фильмов. Вторую часть снял мексиканец Гильермо дель Торо (его фильм "Форма воды" в этом году получил 12 номинаций на "Оскар"). Сразу после выхода она казалась даже лучше первой, но очень быстро устарела из-за обилия компьютерной графики. К тому же в сиквеле появилось много ненужных и совсем нераскрытых персонажей с нелепыми именами типа Снеговик или Чупа. Но в фильме приятно посмотреть на изобретательный визуальный ряд, новый вид вампиров и Рона Перлмана с Донни Йеном на вторых ролях.

В 2004 году появилась и третья часть серии. "Блэйд: Троица" снял сценарист предыдущих частей Дэвид С. Гойер и снял плохо. Фильм провалился.

После этого из "Блэйда" попытались сделать сериал, который прожил всего один сезон. Дэвид С. Гойер реабилитировался и написал сценарий для фильма "Бэтмен: Начало", но потом опять стал чудить и приложил руку к "Бэтмену против Супермена" и даже к сиквелу "Призрачного гонщика". Райан Рейнольдс продолжил попытки сняться в хорошем кинокомиксе, но попал в два плохих: "Люди Икс: Начало. Росомаха" и "Зелёный фонарь". Зато потом стал Дэдпулом, так что у него всё сложилось хорошо. Уэсли Снайпс отсидел срок за неуплату налогов, стал сниматься в фильмах категории B, и про него практически никто теперь не вспоминает, как и про его легендарного героя, изменившего "супергеройское" кино.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter